Создатель Музея изящных искусств им. императора Александра III в Москве (ныне музей Изобразительных искусств им. Пушкина) Иван Владимирович Цветаев сначала поступил в Медико-хирургическую академию. Но «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета» он перешел в Петербургский университет.
Его обучение в университете совпало с тревожными событиями: в 1860-е годы студенчество волновалось, а после покушения Каракозова на Александра II надзор за студентами усилился, многие были отчислены. Во время обучения Цветаева в университете было около тысячи студентов, а на всем историко-филологическом факультете обучалось около сорока.
Цветаев на классическом отделении изучал любимые им латинский и греческий языки. Это было откровенно непопулярное в то время занятие, и даже рассматривался вопрос, чтобы совсем отменить изучение в гимназиях классических языков, как ненужных.
Иван Цветаев был бедным студентом, и не раз обращался к администрации университета с «покорнейшими прошениями» о «вспоможении», а также предоставлял бумаги, удостоверяющие невозможность внести плату за обучение. В числе таких же бедных студентов по ходатайству декана И.И. Срезневского он был освобожден от платы за обучение на все четыре года и время от времени получал от университета денежные пособия.
За годы обучения в университете Цветаев сблизился с товарищами и учителями и всю жизнь общался со многими из них как с единомышленниками, переписывался с ними, обменивался научными книгами и отзывался на их работы.
И.В. Цветаев окончил университет в 1870 году со степенью кандидата. За работу о «Германии» Тацита он получил золотую медаль и был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию. Он получил казенную стипендию 600 рублей в год - это для него было достаточное обеспечение: «можно было удовлетворять все потребности и даже иногда посещать театр».
С сентября 1871 года И.В. Цветаев стал преподавать греческий язык в столичной гимназии, а на следующий год «по вызову поступил на службу в Царство Польское и определен исправляющим должность доцента Императорского Варшавского университета по кафедре римской словесности».
Диссертация Цветаева «Критическое обозрение «Германии» Тацита» продолжила работу, начатую им еще в студенчестве. За непродолжительное время службы Цветаева в Варшаве - 3 года, 4 месяца и 21 день - им была защищена магистерская диссертация, он пережил несчастную любовь и совершил первую научную поездку за границу в Германию, а затем в Италию.
Уличная сцена в Неаполе времен, когда Цветаев путешествовал по Италии.
Поездка была своеобразным лекарством от отвергнутого неведомой особой предложения Цветаевым «руки и сердца». Имя первой претендентки на место супруги Цветаева осталось неизвестным. Но сам факт удостоверен в переписке с друзьями, один из которых писал:
«...Для меня не совсем понятно, каким образом у Вас хватает духу встречаться с той особой, которая отвергла Ваше предложение <...> если действительно недостаток решимости расстаться препятствует Вам освободиться от мучительного <...> положения, то остается сделать так, чтобы разлука стала делом необходимым, остается уехать из Варшавы».
В этой поездке у Цветаева возник интерес к изучению древних италийских языков, оказавших влияние на развитие латинского языка. Италийские языки были предметом изучения научной дисциплины под названием эпиграфика.
Эпиграфика изучает надписи, нацарапанные, намазанные или высеченные на твердом материале. Именно такие надписи служат источниками письменности Древнего Рима и других народов Древней Италии. Это надписи на керамических изделиях и штукатурке, на металле и кости, на камне и дереве.
Помпеи времен, когда Цветаев путешествовал по Италии.
По содержанию они самые разнообразные: посвятительные, которые делались на предметах, приносимых в дар богам, на храмах, на алтарях, почетные, с перечислением заслуг того или иного деятеля; строительные, где говорилось о том, кто, где, когда построил то или другое общественное сооружение или восстановил его.
Есть надписи на клеймах кирпичей, мраморных блоках, водопроводных трубах, гирях, на мерах веса, объема, амфорах, где подобные надписи могли относиться и к мастеру, сделавшему сосуд, и к вину, находящемуся в нем; надписи на бронзовых, свинцовых или каких-нибудь еще разнообразных табличках и палочках, служивших знаками договоренности, гостеприимства или еще чего-нибудь, требовавшего подтверждения; особые надписи были на свинцовых табличках с колдовскими наговорами-проклятиями...
Именно работы по эпиграфике задолго до открытия в Москве основанного Цветаевым Музея изящных искусств сделали его имя известным в среде ученых филологов и археологов не только в России, но и в Европе.
Работа Цветаева по собиранию, чтению и толкованию древнейших надписей была основой изучения италийских языков, на которых говорили италики. Кроме латинян, италики - это умбры, оски, сабелы... В Италии Цветаев пробыл до 1876 года.
Руины римского форума времен, когда Цветаев путешествовал по Италии.
В феврале 1876 года Цветаев. не возвращаясь в Варшаву, подал прошение об увольнении, а в марте был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира. В 1877 году на кафедре римской словесности в Московском университете появилась вакансия. В мае того же года профессор Ф. Е. Корш пригласил И.В. Цветаева в Московский университет преподавать там латинский. Цветаев согласился и был избран доцентом.
Интересы И.В. Цветаева в Московском университете были сосредоточены на эпиграфике, лингвистике, на издании своей докторской диссертации по оскским надписям, после чего он и получил первую профессорскую должность, став экстраординарным профессором.
В Московском университете отношения между профессорами были более близкими, чем в Петербурге. Еще до переезда в Москву И.В. Цветаев стремился к жизни семейной, тяготился одиночеством и писал об этом своим друзьям.
Общаясь в профессорской среде, Цветаев заглядывался на профессорских дочерей: у Соловьева, у Иловайского... Летом 1878 года Цветаев оказался влюблен в дочь профессора истории Дмитрия Иловайского - Варвару Дмитриевну.
Профессор Иван Владимирович Цветаев. 1870-е годы.
Но Варвара Дмитриевна не рассматривала профессора Цветаева в качестве будущего мужа. Двадцатилетняя дочь профессора Иловайского обладала красивым голосом и занималась пением. Для усовершенствования своих певческих навыков она собиралась ехать в Италию. Эта поездка состоялась и она уехала во Флоренцию, не думая о Цветаеве.
Но Цветаев ее не забыл. Да и девушка, пожив за границей, изменила свое отношение к нему. Через год она писала ему в письме:
«Я хочу объяснить то, что может быть кажется Вам странным в моем поведении. Издали как-то лучше умеешь ценить людей. Так и я, живя в Москве, мало чем Вас приличала из толпы знакомых, с переездом за границу я даже думала, судя по нашему последнему свиданию, что между нами все кончено.
Но услыхав потом, что Вы все еще меня не забыли, я стала припоминать Ваши отношения ко мне и нашла в них столько благородства и доказательства такой чистой души, что невольно меня взяло раскаяние, как могла я не оценить прежде такого человека. Я даже не думала, что на свете еще существуют, иначе как на словах, качества выказанные Вами. Но теперь вижу, что хотя и редко, а можно еще встретить человека с возвышенными чувствами.
Желая поправить свою ошибку, я еще в начале зимы писала, что если уже не слишком поздно, то чтобы шепнули Вам обо всем том, что меня волновало. Но родные мои, зная, как давно мы виделись, боялись сказать Вам что-нибудь решительное, наконец и я с ними согласилась, что лучше все отложить до личного свидания. И вдруг теперь, не предупредив меня, с Вами начали переговоры прямо о свадьбе».
Площадь Синьории во Флоренции. Открытка тех времен, когда Варвара Иловайская училась там пению.
В «толпе» Варвара Дмитриевна не оценила чувств Ивана Владимировича Цветаева, а спустя время поняла, что напрасно его отвергла.
Тогда «родные» Варвары Дмитриевны - ее отец, желавший выдать дочь замуж, и ее бабушка со стороны матери, «Мамака», заменившая Варваре рано умершую мать, сочли, что Иван Владимирович Цветаев вполне подходящий для нее жених, и, не сообщив ей об этом, решили устроить ее судьбу, выдав ее замуж за него.
Фактически предложение Цветаева, сделанное им Варваре Дмитриевне до ее отъезда во Флоренцию и отвергнутое ею, было принято в начале 1880 года, но сначала не ею, а ее «родными».
Переписка, в которой Варвара Дмитриевна обсуждает с будущим мужем их предстоящую свадьбу, содержит 24 письма, написанные в феврале-марте 1880 года. В этот год профессор Цветаев собирался ехать в зарубежную поездку в Италию. Сначала предполагалось, что свадьба состоится в Италии, где должны были встретиться жених и невеста. Но этот вариант - встретиться и сразу венчаться - внушал опасения обоим.
Варвара писала: «Меня мучает сомнение, что мы увидимся только тогда, когда все будет решено бесповоротно. А что если, не видав меня целый год, Вы может быть найдете во мне много перемен? Да и я так боюсь, что не сумею Вас сделать счастливым. Я как-то никогда не думала, что мне придется вести семейную жизнь, и мне кажется, я вовсе к ней не подготовлена. Вы ради Бога подумайте обо всем хорошенько».
Варвара Дмитриевна Иловайская. 1870-е годы.
В апреле 1880 года жених и невеста встретились во Флоренции, была объявлена помолвка, но свадьбу все же решили делать в Москве. Варвара Дмитриевна уехала в мае в Москву, а Цветаев остался в Италии из-за материалов, необходимых для книги.
Причина, по которой отец Варвары Дмитриевны, профессор Иловайский, стремился скорее выдать дочь замуж, состояла в том, что он сам в феврале 1880 года совершенно неожиданно для дочери женился на почти ровеснице ей, Александре Александровне, урожденной Коврайской: сорокасемилетний профессор Дмитрий Иванович Иловайский женился вторым браком на двадцатилетней девушке. У них в браке родились трое детей - Сергей, Надежда, Ольга.
Свадьба Цветаева и Варвары Иловайской состоялась 23 июня 1880 года в Москве. Ивану Владимировичу было 33 года, Варваре Дмитриевне - 21 год. В приданое за дочерью профессор Иловайский отдал дом, в Трехпрудном переулке, в котором прежде жил сам.
За границу Иван Владимирович Цветаев теперь стал ездить с женой. Варвара Дмитриевна пела профессионально, хотела стать оперной певицей, но отказалась от этой мысли, став женой Цветаева. В Москве она пела только в концертах.
Валерия Ивановна Цветаева, старшая дочь.
Их брак был счастливым. В 1883 году у них родилась дочь Валерия, в 1890 году - сын Андрей, а через несколько дней после его рождения Варвара Дмитриевна умерла.
Андрей Иванович Цветаев в возрасте 11 лет, Москва.
Овдовевший Иван Владимирович Цветаев остался с двумя детьми - семилетней Валерией и новорожденным Андреем. Спустя год Иван Владимирович женился вторично на 23-летней Марии Александровне Мейн, дочери А.Д. Мейна, редактора «Московских губернских новостей», одного из директоров земельного банка. В семье вскоре родились еще две дочери - Марина и Анастасия.
Занимаясь италийскими языками, Цветаев постепенно все больше увлекался историей искусства. Уже с 1882 года он заведовал гравюрным кабинетом Румянцевского музея, а со следующего года был приглашен туда же хранителем отделения изящных искусств и древностей. Это занятие привело его к главному делу его жизни - созданию Музея изящных искусств.