Мы привыкли считать, что большевики небрежно относились к культурному наследию, а благородные дворяне были бережливы и высоко ценили культуру. Это заблуждение. Людей, ценящих культуру, хранителей, во всяком обществе немного, но их деятельность и создает для человечества культурный фонд, наполняет нашу жизнь творениями искусства. Но поступки разрушителей всегда досадно эффективны. Иногда собранное годами и десятилетиями оказывается пущено по ветру одним ненасытным до денег наследником.
Сначала краткая справка о том, кто был граф Строганов, собравший коллекцию произведений искусства в своем римском палаццо.
У графа Александра Сергеевича Строганова, президента Императорской Академии художеств, был сын Павел Александрович, родившийся и воспитывавшийся в Париже. Он связался с революционерами в эпоху Великой французской революции, стал якобинцем и был увезен из Франции в Россию двоюродным братом Н.Н. Новосильцевым.
Некоторое время он жил в подмосковном имении Братцево, а после женитьбы на княжне Голицыной приехал в Петербург в конце правления Екатерины II.
Павел Александрович был в близкой дружбе с великим князем-цесаревичем Александром Павловичем. После убийства Павла I и воцарении Александра I Павел Строганов играл важную роль в правлении молодого императора.
У Павла Строганова был сын Александр. Они оба участвовали в войне 1812 года. Во время французской кампании в 1814 году сын был убит ударом пушечного ядра в голову - отец два дня искал его на поле боя. В семье остались четыре дочери. Старшая дочь, графиня Наталья Павловна, была замужем за своим четвероюродным братом, графом Сергеем Григорьевичем Строгановым.
В их семье родились дети. В данном случае речь пойдет об их сыне Григории Сергеевиче Строганове. Его старший брат, Павел, получив в наследство дом на Сергиевской улице в Петербурге, перестроил его и разместил в нем свою коллекцию итальянской живописи. Некоторые из картин он завещал после смерти своей Эрмитажу.
Граф Григорий Строганов был женат на Марии Болеславовне, урожденной Потоцкой. Брак был недолговечным и супруги разъехались. В браке было двое детей, сын Сергей Григорьевич умер в 16 лет, предположительно покончил собой. Осталась дочь Мария, в замужестве княгиня Щербатова, унаследовавшая после смерти матери в 1882 году ее малороссийское имение Немиров.
Граф Григорий Строганов в 1880 году купил в Риме здание на углу виа Систина - виа Грегориана, принадлежавшее неаполитанскому живописцу, гениальному художнику итальянского барокко XVII века, Сальватору Розе. В этом историческом здании в разное время жили писатель Стендаль и художник Жан-Огюст-Доминик Энгр.
Граф Строганов старое здание новым, получившим название плаццо Строганофф. В этом дворце граф разместил свою обширную библиотеку, насчитывавшую более 30 тысяч томов, и собирал коллекцию произведений искусства, которая в конце его жизни включала более сотни картин.
Палаццо Строганофф на виа Систина, 59. С акварели Федора Петровича Реймана. 1905 год. В частном собрании. Рим.
Коллекция произведений искусства графа Строганова включала все виды изобразительного искусства всех времен и народов. Тонкий вкус и знания графа позволили ему создать нечто уникальное в своем роде: мнения специалистов сходились на том, что собрание было составлена исключительно из шедевров.
Образ жизни графа был подчинен интересам коллекционирования: «Граф неизменно выезжал из Рима сразу после 29 июня. Не раньше, поскольку не хотел пропускать посещение Ватикана в праздник Св. Петра, который совпадал со днем его рождения. <...> В Париже он обычно проводил весь месяц июль <...> а остальную часть лета в имении Потоцких (Немиров), в провинции. <...> В октябре он возвращался в Рим, всегда - с новыми покупками, художественными произведениями, которым предстояло украсить его жилище. <...> Он привозил в Рим все лучшее, что было у торговцев антиквариатом Парижа, Мюнхена и Кельна, <...> которые выискивали самые уникальные вещи исключительно для него».
В 1860 году граф Григорий Строганов получил звание Почетного члена российской Императорской Академии художеств, а в 1876 году стал действительным членом и Московского Товарищества Изящных Искусств.
В начале XX века граф Григорий Строганов заказал жившему и работавшему в Риме акварелисту Федору Петровичу Рейману серию акварелей с видами палаццо Строганофф. Эта серия писалась в 1905-1910 годах и состояла их 11 акварелей.
Рейман с 1880 года занимался копированием эпиграфических памятников и раннехристианских фресок римских катакомб. В 1888 Иван Владимирович Цветаев задумал составить атлас раннехристианской живописи и заказал Рейману акварельные копии. Этому труду художник посвятил 12 лет жизни (1895-1907), работая в сырости и холоде катакомб при свете керосиновых ламп и свечей в полном одиночестве.
Цветаев при планировании нового музей Изящных искусств на Волхонке в Москве намеревался по копиям Федора Реймана создать в музее специально помещение, воспроизводящее римские катакомбы.
По ходатайству Цветаева в 1899-1917 годах Рейман получал персональную пенсию в размере 1200 рублей в год, назначенную императором Николаем II. В результате им были сделаны многочисленные акварельные картоны, с поразительной скрупулезностью передающие фрески II-IV веков в римских катакомбах.
Благодаря акварелям Реймана известно, как выглядели помещения в палаццо на виа Систина. Акварели эти отличались необыкновенной точностью, и возможно, они писались по фотографиям.
Федор Петрович Рейман. Парадная лестница в палаццо Строганофф. Бумага, акварель. 1910. Частное собрание. Рим.
Одним из самых известных произведений искусства, бывших в коллекции графа Строганова, является «Мадонна с Младенцем» работы Дуччо ди Буонинсенья (Duccio), созданная около 1300 года.
Григорий Сергеевич Строганов обнаружил «Мадонну с Младенцем» у одного из тосканских антиквариев, скорее всего, в конце 1890-х годов. Тогда Строганов увлекся итальянской живописью Треченто и Кватроченто. Картины художников того времени называли «примитивами», а самих художников - «прерафаэлитами».
Распознав в найденном творении шедевр, Строганов заказал реставрацию «Мадонны с Младенцем» и за всеми этапами реставрации следил лично. Он же атрибутировал своё приобретение как работу Дуччо ди Буонинсенья. В искусствоведческих кругах появление произведения Дуччо, известного ранее лишь по текстовым описаниям, стало крупной сенсацией.
Эту небольшую работу вместе с другой - «Мадонна Благовещения» Симоне Мартини, Строганов представил в Сиене на Выставке старого сиенского искусства (Мostra dell’antica arte senese), устроенной в Палаццо Пубблико искусствоведом Коррадо Риччи (Ricci) в 1904 году. Эти два шедевра из коллекции Строганова были единодушно признаны самым главным открытием сиенской выставки. Благодаря этой экспозиции утвердилось тогда понятие о самоценности старой сиенской школы.
Сотрудники русского художественного журнала «Старые годы» Н. Врангель и А. Трудников в 1909 году посетили графа Строганова в Риме и писали в журнале о коллекции графа и «Мадонне с Младенцем»: «Этот редкий мастер (Дуччо) представлен в коллекции небольшой Мадонной. Она была на выставке в Сьене и возбудила восторг среди историков искусства и любителей старых мастеров. Византийски-прекрасная Мадонна в темно-синем хитоне вырезывается на золоте; Младенец в красновато-розовой рубашке».
"Мадонна с Младенцем", или Строгановская Мадонна, работы Дуччо Буонинсенья. около 1290-1300 годов. Италия. Из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Кроме этого безусловного шедевра, через сто лет купленного за рекордную сумму, уплаченную музеем Метрополитен за одно произведение искусства ($45 млн.), в коллекции Строганова были: табернакль Беато Анжелико и Мадонна из сцены «Благовещения» Симоне Мартини, «Мадонна с мМаденцем» Пинтуриккьо, картины ранних итальянцев, два пейзажа Фрагонара, произведения Бернардо Дадди, Сандро Боттичелли, Карло Кривелли, Каналетто, Гварди, Бернардино Луини, Квентина Массейса, Хусепе Риберы, и другие.
Федор Петрович Рейман. Studio в Палаццо Строганов. Правая половина. 1905-1910. Бумага, акварель. Частное собрание. Рим. На деревянной подставке слева на заднем плане возле стены, декорированной гобеленовой шпалерой, предположительно находилась "Мадонна с младенцем" Дуччо.
Из шедевров скульптуры, открытых графом Григорием Строгановым, следует отметить надгробную стелу из Пальмиры III века н.э., романскую мраморную «Мадонну на троне» середины XIII века из Кафедрального собора Вероны, тондо «Поклонение Младенцу» Луки делла Роббия, два больших деревянных рельефа ломбардской школы конца XV века, бронзовый бюст Папы Григория XV работы Бернини, бюст дожа Марино Гримани из желтого мрамора работы Алессандро Виттория. А также шедевры Древнего Египта, византийского и европейского средневековья, рисунки эпохи Возрождения и гравюры Рембрандта...
Подавляющее большинство предметов, входивших в состав собрания графа Г.С. Строганова были приобретены им лично на протяжении всей жизни: с десятилетнего возраста до последних дней его жизни. Первая покупка была сделана им в 1839 году - это был небольшой фарфоровый медальон с профилем римского императора. Последнее приобретение было сделано графом в мае 1910 года в Риме - это была китайская бронзовая скульптура XVIII века, изображающая нападение пантеры на буйвола.
Но были в коллекции и шедевры, ранее принадлежавшие графу Александру Сергеевичу Строганову и находившиеся в его дворце в Санкт-Петербурге. Это, например, два маленьких пейзажа Фрагонара - «Тенистая аллея на вилле Барберини» и «Парк виллы Альдобрандини во Фраскати» - написанные художником в 1773 году.
Федор Петрович Рейман. Studio в Палаццо Строганов. Левая половина. 1905-1910. Бумага, акварель. Частное собрание. Рим. На переднем плане слева находится картина "Портрет Эразма Роттердамского" кисти Квентина Метсиса.
«Портрет Эразма Роттердамского» работы Квентина Массейса, тоже принадлежал семье Строгановых. Граф А.С. Строганов впервые опубликовал его в каталоге своих картин 1807 года.
Портрет Эразма Роттердамского кисти Квентина Метсиса. 1517 год. Из собрания "Палаццо Барберини". Рим.
Этот портрет был частью диптиха, второй частью которого был портрет другого гуманиста, близкого друга Эразма Роттердамского, писателя и переводчика Петера Гиллиса. Они заказали Квентину Массейсу свой совместный портрет, чтобы отправить его в дар общему другу, англичанину Томасу Мору, написавшему роман «Утопия» в 1516 году.
Диптих с портретами Эразма Роттердамского и Петера Гиллиса работы Квентина Массейса. 1517 год.
Достоверно известно, что портреты Эразма Роттердамского и Петера Гиллиса находились в доме Мора до его казни в 1535 году. После казни имущество Мора поступило в королевскую казну. Пара портретов Эразма и Гиллиса документирована в каталоге имущества Карла I. А после казни Карла I в 1649 году произведения искусства из его собрания были распроданы, в том числе и за границу. В какой момент истории и где портреты были разделены и как портрет Эразма Роттердамского оказался в собрании графа А.С. Строганова, пока история умалчивает.
Граф Григорий Строганов умер 27 июля 1910 года. После его смерти собрание произведений искусства оставалось в Риме во дворце Palazzo Stroganoff на виа Систина. Следует отметить важный факт: художественное собрание графа Григория Строганова никогда не имело полного каталога и не сохранилось документации ни по истории его создания, ни по фактам последующего распыления. Отсутствие каталога и документов было проявлением принципа коллекционирования графа Строганова.
После смерти коллекционера была сделана инвентарная опись содержимого дворца, и к счастью, она чудом сохранилась. Она была осуществлена комиссией, куда входили: консул Российской империи Г.П. Забелло с сотрудником, представители Префекта города Рима, Министерства иностранных дел и Министерства культуры Итальянского королевства, нотариусы, а также Антонио Муньос, который с 1909 года являлся Суперинтендантом памятников и культурных ценностей Рима и чиновником Экспортной комиссии.
Федор Петрович Рейман. Библиотека в Палаццо Строганов. 1905-1910. Бумага, акварель. Частное собрание. Рим.
Граф Строганов не оставил официального завещания. Согласно законам наследования, наследовала отцу княгиня Мария Григорьевна Щербатова, выполнившая все распоряжения, о которых ей было доподлинно известно из уст самого графа или от людей, которым она могла доверять. Можно сказать, что нигде, никак и никем не подтверждается, что граф Г.С. Строганов «предполагал завещать Эрмитажу значительную часть своего римского собрания».
В Архиве Государственного Эрмитажа есть письмо внуков Строганова, Владимира и Александры Щербатовых, Директору Императорского Эрмитажа с высказанной волей умершего графа:
«Дед наш, граф Григорий Сергеевич Строганов, неоднократно говорил матери нашей и нам о своем намерении оставить Императорскому Эрмитажу несколько предметов из своей коллекции. Нам были известны как предназначенные дедом нашим для Императорского Эрмитажа семь Сасанидских серебряных блюд и два таких же сосуда. <...>Дед наш желал оставить Императорскому Эрмитажу <...> Византийский реликварий решетчатой эмали. <...>Кроме того, он желал оставить Императорскому Эрмитажу еще несколько произведений Прерафаэлитов. Из них мы решили пока пожертвовать tabernacle Beato Angelico <...> а также из Сиенской школы Мадонну Simone Martini, причем расчитываем по прибытии нашем в Рим произвести еще дополнительный выбор картин».
Мартини, Симоне. "Мадонна из сцены Благовещение". XIV век: между 1340 и 1344 гг. Из коллекции графа Г.С. Строганова, дар М.Г. Щербатовой. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Среди даров «имени графа Григория Сергеевича Строганова» были шедевры итальянской живописи XIV и XV веков, подобных которым в России были лишь единицы, почти все они находились в частных собраниях. Почти все «примитивы», принадлежавшие Императорскому Эрмитажу, были подарены графом С.Г. Строгановым. «Благодаря графу Сергею Григорьевичу стены галереи украсились бессмертными творениями Джентиле да Фабриано, Боттичелли, Липпи, Перуджино». Кроме того, княгиня подарила Эрмитажу собрание серебряных предметов сасанидской эпохи.
Портрет Эразма Роттердамского кисти Квентина Массейса тоже предполагалось вернуть в Россию, но возникли осложнения при вывозе даров Эрмитажу из Италии. Чтобы упростить задачу вывоза шедевров итальянского искусства, предназначенных Императорскому Эрмитажу, княгиня Щербатова вынуждена была подарить портрет Эразма Роттердамского Государственной Галерее Рима.
Княгиня М.Г. Щербатова также позаботилась о завершении публикации каталога главных шедевров коллекции Григория Сергеевича. Такой каталог был составлен близким другом графа Антонио Муньосом. Издание (250 экземпляров) не предназначалось для продажи, каталог рассылался в дар культурным учреждениям и университетам, а также отдельным ученым, в Европе и в России.
Фра Анжелико. "Распятие Христа". 1420-23 годы. Италия. Из коллекции графа Григория Строганова. Сейчас в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Выполнив волю отца, княгиня вернулась в Россию. В 1914 году началась Первая мировая война, и княгиня была лишена возможности выехать в Италию. После 1917 года она до 7/20 января 1920 года жила в Немирове. Ее вместе с дочерью Александрой Алексеевной расстреляли пришедшие в Немиров бандиты, а сын Владимир Алексеевич был убит через несколько дней в окрестностях Немирова лесником.
До 1921 года палаццо и коллекцию графа Строганова бережно и самоотверженно сохранял бывший консул Российской империи в Риме Георгий Парменович Забелло, племянник художника Н.Н. Ге. Формально Забелло был отстранен от своей должности консула приказом Троцкого, и не должен был заботиться об имуществе графа Строганова. Но существуют такие люди - хранители по велению души, а не по должности.
Из прямых наследников графа Строганова остались две его правнучки, дочери внука князя Владимира Щербатова и его жены Елены Петровны, урожденной Столыпиной. Она с малолетними дочерями Ольгой (1915 года рождения) и Марией (1916 года рождения) приехала в Рим в 1921 году. Над малолетними наследницами палаццо Строганофф на виа Систина и их имуществом была учреждена опека в лице их матери княгини Елены Петровны Щербатовой.
Вырвавшиеся из Советской России без средств к существованию наследницы графа Строганова стали продавать предметы из коллекции графа. В 1923 году Елена Щербатова вышла замуж за князя Вадима Григорьевича Волконского и передала ему по доверенности управление своим имуществом и опеку над имуществом его падчериц - княжон Щербатовых, правнучек графа Строганова, Ольги и Марии.
Федор Петрович Рейман. Зал итальянского искусства в Палаццо Строганов. Бумага, акварель. 1910. Частное собрание. Рим.
Пик распродаж собрания предметов искусства из дворца Строганова пришелся именно на первые годы брака Волконских. В 1926 году искусствовед Роберто Лонги (Longhi) в журнале «Dedalo» с горечью констатировал факт распыления строгановской коллекции и в полемических статьях в адрес итальянского правительства гневно осуждал продажи и вывоза из Италии знаменитых шедевров, собранных Строгановым.
Никаких официальных документов, способных пролить свет на обстоятельства продаж предметов из строгановского собрания не было, поскольку распродажи осуществлялись частным порядком, а не через публичные аукционы. Palazzo Stroganoff был постепенно лишен своего драгоценного содержимого.
Известно, что среди покупателей предметов строгановского собрания были римский антиквар Джузеппе Санджорджи (Sangiorgi), крупнейший англо-американский антиквар Джозеф Дювин (Duveen), туринский предприниматель Риккардо Гуалино (Gualino) и флорентийский граф Алессандро Контини-Бонакосси (Contini Bonacossi).
Личный архив, картотека произведений искусства и каталоги библиотеки из 30 000 томов исчезли бесследно. В 1925 состоялся первый публичный аукцион произведений искусства, на котором продавались предметы из бывшего собрания графа (Collezione conte Gregorio Stroganoff. Galleria d’Arte e Casa di vendite in Piazza di Spagna, 20-27 aprile 1925. Catalogo. Roma, 1925). А в 1934 на втором аукционе появились отдельные предметы из собрания Строганова в общей группе предметов из разных собраний.
Здание палаццо было продано к 1930 году. Оно переходило из рук в руки, пока, наконец, не было куплено римским отделением немецкого научного фонда «Макс Планк - Библиотека Хертциана», расположенным в соседнем здании.
Читала где-то, что бесценное сасанидское серебро, переданное из собрания графа Строганова в 1911 году в Эрмитаж, большевиками было продано на вес...
Акварели Реймана с видами палаццо Строганофф хранятся у потомков графа Строганова, живущих в Риме -Серего Алигьери Щербатовых (Serego Alighieri Scherbatoff), потомков правнучки графа Строганова, Марии Владимировны Щербатовой.