Евреи среди потомственных дворян Российской империи были явлением не частым. Среди них фамилия Поляковых была одной из самых известных. Я уже писала о трех братьях Поляковых, один из которых, средний брат Самуил, железнодорожный магнат, так и умер в 1888 году, не получив дворянства. А два других брата, старший Яков и младший Лазарь, были высочайше пожалованы причислением к потомственному дворянству в 1897 году.
В семье банкира Якова Полякова к дворянству было приписано сразу 11 человек. Среди них Лазарь Яковлевич Поляков, кончивший в 1875 году Институт инженеров путей сообщений. Он участвовал в строительстве различных железнодорожных веток и состоял на службе по Министерству путей сообщения до начала 1917 года.
У Лазаря Яковлевича Полякова с его женой Анной Анисимовной, урожденной Рафалович, было семеро детей, пять из которых - сыновья. Об одном их них я уже писала - это поэт Виктор Поляков, покончивший собой 14 марта 1906 года.
Старший сын Поляковых, Владимир Лазаревич, родился 8 ноября 1880 года в Харькове. Как и отец, он кончил Институт инженеров путей сообщения. Во время подготовки ко Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году, он был причислен к управлению Генерального комиссара русского отдела выставки. В 1910-х годах Владимир Поляков входил в состав правления Сибирского торгового банка и Общества городских и подъездных путей в России.
После октября 1917 году был финансовым советником британского посольства в Петрограде. Его родители в конце 1917 года эмигрировали в Италию и обосновались в Риме.
Лазарь Яковлевич Поляков был инициатором и спонсором при создании в декабре 1917 года «Комитета помощи нуждающимся русским в Италии», который был связан с аналогичными благотворительными организациями в Европе. Поляков-отец в Риме поддерживал отношения с представителями русской колонии в Риме, был читателем русской библиотеки им. Н.В. Гоголя и принимал активное участие во всех библиотечных мероприятиях и начинаниях.
Лазарь Поляков был первым президентом «Ассоциации помощи евреям - жертвам погромов», основанной им в 1921 году совместно с другими евреями.
Сын Владимир приехал к семье в Рим в 1919 году.
Но в Италии Владимир Поляков не задержался. Уже через год он был в Лондоне - сказались связи с британским посольством в Петрограде. В Англии Поляков стал работать журналистом в крупных газетах: в 1920-1924 годах он был корреспондентом «Daily Telegraph», в 1924-1936 «The Times», затем «The Morning Post». Поляков писал статьи с позиции английских финансовых и правящих кругов консервативной партии Англии.
Довольно скоро он стал одним из самых влиятельных и востребованных комментаторов по финансовым и внешнеполитическим вопросам. Его поддержкой пытались заручиться, а знакомства с ним стали искать политики и главы правительств стран Европы. Его личный профессиональный девиз был: «Узнай нужного человека за десять лет до того, как он тебе будет нужен; давай больше, чем получаешь». Разумный еврейский девиз.
С 1926 года Муссолини оплачивал статьи в защиту фашизма, которые Поляков под псевдонимом Авгур (Augur) публиковал в журнале «Nuova Antologia».
Псевдоним Авгур Поляков взял из-за ошибки в наборе статьи. В 1924 году он написал статью под псевдонимом Аргус, но в набор и в печать статья ушла подписанной Авгур. Так с тех пор и остался этот псевдоним политического журналиста Владимира Полякова, который, подобно авгурам, предсказывал политическое будущее по полетам или крикам птиц.
Под псевдонимом Авгур Поляков написал книгу «СССР - угроза цивилизации». Она даже была переведена с английского и вышла в Москве в «Госиздате» в 1927 году.
Влиятельный британский журналист Владимир Лазаревич Поляков, Augur, Argus, Poliakoff Vladimir со своей собачкой - афганской борзой, то ли Рибом, то ли Рабом. Лондон, июнь 1938 год. Фотография Margaret Bourke-White.
Статьи Авгура в журнале читал в тюрьме коммунист Антонио Грамши, оставивший свои заметки об этих статьях в своеобразном тюремном «блоге». Эти заметки в «Тетрадях» Грамши отражают политическую реальность той эпохи.
Для нас же важно понимание, что спустя почти сто лет с того времени у современной России враги все те же, что были у Советской России, и мечтания этих врагов тоже нисколько не изменились.
Вот небольшой отрывок из «Тюремной тетради» Грамши, где он пишет о статье Полякова-Авгура.
«Его деятельность [Авгура] в качестве журналиста направлена на проповедь изоляции России (разрыв дипломатических отношений) и создание единого антироссийского фронта в рамках подготовки к войне. Политически связанный с правым крылом британских консерваторов в вопросах отношений с Россией, он дистанцируется от них в американской политике: проповедует тесный англо-американский союз и настаивает на том, чтобы Англия сдалась Америке или хотя бы разоружила принадлежащие ей острова в Карибском море (Багамы и др.).
Его статьи полны самоуверенности (возможно, основанной на авторитете и силе стой стороны, которую он представляет); он пытается внушить уверенность в том, что война на уничтожение между Англией и Россией неизбежна, война, в которой Россия может только погибнуть».
Это строки почти из наших дней!
Во время эфиопского кризиса 1935 года дуче вновь обратился к Полякову с предложением сотрудничества в журнале «Nuova Antologia» на постоянной основе с очень высокой оплатой. Свои статьи Поляков писал по-французски, затем они переводились на итальянский, и в таком виде до публикации представлялись для рассмотрения Муссолини.
Поляков поддерживал фашистский режим в Италии своими высказываниями и положительными оценками в различных зарубежных журналах. По мнению итальянского посла в Лондоне, изложенному в его письме министру иностранных дел Галеаццо Чиано (Ciano) от 12 июля 1935 года:
«В последнее время Поляков был весьма полезен для нас и продолжает быть полезным. Не знаю, читал ли ты его статьи во влиятельных журналах мира (в основном американских, но и французских и польских), в которых он поддерживал политику Италии. Он особенно полезен, когда работает за кулисами в пользу фашизма».
О личной жизни Владимира Полякова ничего не известно, нет никаких сведений о жене и детях. Такое впечатление, что он полностью был поглощен своей работой. Вставал в 05.30, весь день работал, делая короткий перерыв, чтобы перекусить. Регулярно три раза в неделю он вел колонку под рубрикой «Дипломатические письма». Работая корреспондентом, он писал книги. У него была прекрасная память, и он никогда не забывал ни лиц, ни имен тех, с кем когда-то встречался.
Согласно статье в журнале «Time», написанной о Полякове в 1938 году, известный журналист отдыхал в лондонском Гайд-парке, играя со своими собаками, афганскими борзыми по кличкам Риб и Раб. Собаки были подарены ему королем Афганистана. Их полные имена, Риббентроп и Рабинович, были личной шуткой Полякова над нацистским антиеврейским законодательством.
Обученные охоте на газелей Риббентроп и Рабинович помогали своему хозяину в его охоте за новостями по всей Англии, в том числе и в стенах самого министерства иностранных дел.
Журнал отмечал также, что внешне Владимир Поляков походил на шуточного Муссолини.
Что ж, в 1938 году мир еще не знал, какими трагическими будут дальнейшие события, насколько Риббентроп окажется опасен для Рабиновича, а антиеврейские законы станут основанием для Холокоста, да и Муссолини еще собирал огромные толпы итальянцев на площади Венеции. Не знал этого и мог предсказать сам Авгур. Все это станет известно впоследствии. Судьба даст возможность Авгуру быть свидетелем самой ужасной войны. Но об этом он уже не писал.
Умер Владимир Поляков в Англии 5 июня 1956 года в своем доме в Англии в городе-саде под названием Welwyn Garden City, основанном в 1920 году. Полякову было 75 лет. Он пережил своего брата-поэта Виктора на целых полвека...