Русский интеллигент и фашизм.

Apr 08, 2022 17:17


Конечно, с одной стороны, графа Льва Львовича Толстого к интеллигенции отнести сложно. Но и не отнести его к интеллигенции никак нельзя, поскольку по своему образу жизни, роду занятий и убеждений он был типичный интеллигент, в общем смысле этого слова. Только Толстой был интеллигентом дворянского происхождения.

Лев Львович жил в том слое общества, где много и страстно говорили о «благе народа», знали, «что делать?», критиковали тех, кто так не делает, понимали, «кто виноват?» и считали себя «солью земли». Это слой людей, называемых на рубеже XIX-XX столетий либералами.

Этот слой людей неистребим, и сейчас мы видим многих из них, не выходя из дома, - в телевизоре и на других экранах. Сейчас появился особый вид «экранных людей», некоторые с экранов вообще никогда не вылезают, что даже иной раз задумаешься, а живы ли они вообще, ходят ли они на обед, спять ли, играют ли с детьми, слушают ли ветер или вернувшихся к нам птиц?..

Трансформация взглядов русского либерального интеллигента в ходе исторических потрясений, произошедших в Европе с начала XX века до поглощения подавляющей части европейских стран фашистской идеологией, может быть рассмотрена на примере изменений взглядов либерала - писателя, журналиста, литературного, театрального и музыкального критика Александра Валентиновича Амфитеатрова, человека в свое время весьма известного и даже, в некотором роде, властителя умов и душ наших прадедов.



Амфитеатров происходил из известного священнического рода Амфитеатровых, давшего Русской православной церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. Его отец, Валентин Амфитеатров, окончил духовную семинарию и академию, был рукоположен во пресвитеры и служил в Калужской губернии. Там в Калуге в 1862 году и родился у него сын Александр. Кроме сына в семье было еще три дочери.

Александр Амфитеатров родился в эпоху реформирования российского общества императором Александром II, поэтому мог не наследовать вид деятельности своих предков-церковнослужителей. Александр окончил гимназию и юридический факультет Императорского Московского университета.



Александр Валентинович Амфитеатров в юности.

Еще в университете Амфитеатров начал писать в газеты и печататься. От природы он был музыкален, обладал неплохим баритоном и был зачислен в труппу Мариинского театра. В 1886 году Дирекция Санкт-Петербургского Мариинского театра послала его в Миланский театр Ла Скала, чтобы он мог пройти курс усовершенствования техники сольфеджио под руководством знаменитого маэстро Буцци.

Во время своего пребывания в Милане он описывал впечатления и отправлял их в газету «Русские ведомости», где  рассказывал о театральном сезоне в Ла Скала и спектаклях в историческом театре Даль Верме (Teatro Dal Verme).

Первым браком он был женат на певице Александре Николаевне Левицкой, с которой имел сына Владимира. Брак их был недолгим.

С 1889 года Амфитеатров прекратил музыкальную деятельность и полностью занялся журналистикой. Печатался в либеральных изданиях, а с 1892 года стал работать в газете «Новое время», где вел рубрики фельетонов. В 1890-х годах жил в Риме и много ездил по Италии, а также по Болгарии, Сербии и Черногории в качестве корреспондента газеты «Новое время».

В 1897 году он вступил во второй брак с Илларией (Евлалией) Владимировной Соколовой. Вторая жена, дочь композитора и автора многочисленных романсов Владимира Тимофеевича Соколова, обучалась в Смольном институте и Санкт-Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова.

В 1899 году, оставив работу в «Новом времени» вместе с Власом Дорошевичем  создал собственную газету «Россия», в которой Амфитеатров в январе 1902 года начал печатать свой памфлет под названием «Господа Обмановы», служивший сатирой на правящую династию Романовых.

Уже на другой день последовало закрытие газеты и высылка автора на пять лет в Минусинск, но вскоре наказание Амфитеатрову было изменено, ему было разрешено жить под Петербургом. Но опять за цензурное нарушение он был отправлен на поселение в Вологду. Поселение продлилось недолго, и вскоре наказание вовсе было отменено.

В 1904 году он с семьей «по состоянию здоровья» уехал за границу, в Италию. Обосновался в Риме, где сблизился с социалистами газеты «Avanti!». В 1905 году уехал в Париж, где вошел в контакт с французскими социалистами и с антимонархическими политиками. Тогда же во Франции стал масоном.

Первый сын, Даниил, будущий композитор, родился у Амфитеатровых в 1901 году в Петербурге. В 1907 году после рождения в Париже близнецов Максима и Романа, семья вернулась в Италию и обосновалась в местечке Кави-ди-Лаванья в Лигурии. Итальянский дом Амфитеатровых был одним из важнейших центров революционной эмиграции, не менее значительным, чем вилла Горького на Капри. Вокруг Амфитеатрова образовалась колония оппозиционной русской эмиграции, и порой количество колонистов достигало 80 человек.

В начале своего пребывания на Лигурийской Ривьере Амфмитеатров еще сотрудничал с русскими газетами различной направленности: «Киевской мыслью», «Одесскими новостями», «Русским словом», «Речью», «Биржевыми ведомостями».

Но с 1908 года из-за цензуры его сотрудничество с русской прессой стало ограниченным, и он перешел преимущественно на беллетристику. В это время Амфитеатровым были написаны серии романов («Восьмидесятники», «Девятидесятники», «Закат старого века», «Дрогнувшая ночь» и др.); его продолжительный интерес к истории Древнего Рима нашел отражение в романе «Зверь из бездны».



Зрелый писатель Александр Валентинович Амфитеатров.

Общее количество романов Амфитеатрова близко к трем десяткам. Он был одним из самых читаемых беллетристов Серебряного века. Странно что при современной безмерной и всеядной любви к этой литературной эпохе в нашей истории, Амфитеатров отнюдь не на слуху. Кто сейчас его читает, кто знает его имя? Стремясь получить представление об его литературном таланте, я с трудом пыталась читать его романы... Публицистика местами интересна!

Среди корреспондентов и знакомых Амфитеатрова были в то время и представители итальянской  культуры, писателями, театральными режиссерами. Он сотрудничал с итальянскими газетами «Il Giornale d’Italia», «Il Secolo», «La Stampa» и другими; общался с русскими журналистами в Италии.

И конечно, поддерживал тесные связи с Максимом Горьким, жившим на Капри, и русскими из окружения писателя: с его женой Екатериной Павловной Пешковой, приемным сыном Зиновием Алексеевичем Пешковым, сожительницей Марией Андреевой. Амфитеатров какое-то время оказывал финансовую поддержку партийной школе на Капри.

В 1910 году он переехал в Феццано, местечко на побережье залива Специя, где снимал виллу Буриасси (Villa Buriassi). С 1911 по 1916 годы был итальянским корреспондентом газеты «Русское слово», пригласил к себе скульптора С.Д. Эрьзю и устроил для него мастерскую. В 1913 году Амфитеатров купил дом в Леванто; туда из России в качестве помощника отцу приехал в 1914 году его сын от первого брака Владимир Александрович Амфитеатров-Кадашев, публицист, прозаик, литературный критик, переводчик.

Непримиримость Амфитеатрова к российскому самодержавию была столь яростна, что в отличие от Горького, Бальмонта и большинства литераторов-эмигрантов, он не вернулся в Россию в 1913 году после объявления императором Николаем II амнистии по случаю 300-летия Дома Романовых.

Осенью 1914 года, после того как газета «Русское слово» предложила ему возглавить корреспондентскую сеть в странах Средиземноморского бассейна, Амфитеатров поселился в Риме и открыл представительство газеты в Палаццо Массимо (Palazzo Massimo) на улице Витторио Эммануэле.

Завязал знакомства в музыкальном мире итальянской столицы, в том числе познакомился с композитором Отторино Респиги (Respighi; 1879-1936). В конце 1915 года он был консультантом по либретто при постановке оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в театре Ла Скала.



Супруги Александр Валентинович и Иллария Владимировна Амфитеатровы с сыном Даниилом.

С начала Первой мировой войны Амфитеатров занял патриотические позиции и в своих статьях призывал соотечественников временно примириться с русским правительством и добровольно записываться в ряды вооруженных сил, чтобы воевать на стороне Антанты, и поскольку эмигранты не имели права служить в императорской армии, рекомендовал вступить в Иностранный легион.

Приемный сын Горького Зиновий Пешков откликнулся на этот призыв и тем самым рассорил Амфитеатрова с Горьким, который занимал пацифистскую позицию.

В 1916 году Амфитеатров решил вернуться в Россию, и в октябре приехал в Петроград, чтобы возглавить созданную по инициативе деловых кругов газету демократическо-патриотической ориентации. Именно Амфитеатров дал ей заглавие - «Русская воля». Падение монархии и воцарение в России демократии в феврале 1917 года Амфитеатров, конечно же, приветствовал горячо и радостно - как давно им ожидаемое и желанное явление, но большевистский переворот вызвал в нем протест: «Я дал себе честное слово, что ни одной моей строки не появится в стране, уничтожившей у себя свободу печати».

Ах, как это живо перекликается с «честными словами» сегодняшнего дня, с формами протеста нынешних либералов, например, «Я не могу работать в стране, которая воюет со своими соседями».

Приход к власти большевиков в 1917 году имел для Амфитеатрова серьезные последствия. Его вместе с женой и старшим сыном трижды арестовывали, в последний раз во время Кронштатского мятежа. Не дожидаясь четвертого ареста, в августе 1921 года он с семьей бежал через Финский залив в Финляндию, оттуда направился в Прагу, где начал сложную процедуру по подготовке консульских документов для возвращения в Италию. Семья вернулась в Италию в 1922 году.

Муссолини пришел к власти в октябре 1922 года в результате "Марша на Рим" - захвата итальянской столицы в конце октября 1922 бригадой фашистов-чернорубашечников во главе с дуче, вынудившего короля Виктора-Эммануила поручить Муссолини сформировать правительство. Как известно, дуче нисколько не церемонился со свободой печати, но Амфитеатрова такая несвобода печати вполне устраивала, как современных либералок и либералов вполне устраивает война со своими соседями, но других стран.

По возвращении в Италию старший сын Амфитеатровых, Даниил, который матерью с шести лет обучался музыке, был учеником Отторино Респиги, с 1916 по 1918 годы занимался в Петроградской консерватории, в Праге в 1921 году учился контрапункту у Ярослава Ржидки, в Риме в 1922 году возобновил обучение у Респиги и в 1924 окончил Музыкальную консерваторию Святой Чецилии (Conservatorio di musica Santa Cecilia) по классу композиции.

Обучению и дальнейшим успехам молодого композитора Амфитеатрова в Италии способствовало его вступление в 1922 году в ряды Национальной фашистской партии (Partito Nazionale Fascista), а 2 августа 1922 года вхождение в число гвардейцев «мушкетеров дуче» - личной охраны Муссолини.

Даниил Амфитеатров получил итальянское гражданство в 1927 году. После окончания консерватории Даниил занял место пианиста, органиста и помощника Бернардино Молинари (Molinari), хормейстера оркестра театра Аугустео (Teatro Augusteo). С 1925 по 1927 год он обучался григорианской музыке и органу в Папском институте священной музыки (Pontificio istituto di musica sacra) в Ватикане, одновременно обучал музыке дочь короля, принцессу Джованну Савойскую (Giovanna di Savoia).

С 1929 по 1932 год был художественным руководителем отделений итальянского радио в Генуе и Триесте, а также дирижировал симфоническими концертами в Туринском театре.



Даниил Александрович Амфитеатров, итальянско-американский композитор русского происхождения.

В 1930-е годы Даниил Амфитеатров начал писать музыку к кинофильмам. Но он чувствовал себя недостаточно оцененным. Итальянский архив сохранил его письмо к Муссолини от 20 ноября 1936 года, в котором, объявляя себя фашистом, композитор сетует на свою судьбу и предлагает помощь в переводах. Письмо это со стороны Муссолини так и осталось без ответа.

Тогда в 1937 году Амфитеатров-композитор эмигрировал в США, где руководил симфоническими оркестрами Миннеаполиса и Бостона и в 1944 году получил американское гражданство. Он был автором музыки к целому ряду голливудских фильмов.

Но вернусь к обстоятельствам жизни семьи. В 1922 году жизнь была уже совсем  другой, чем в первый период жизни семьи Амфитеатровых в Италии. Имущество в России было конфисковано, работы в Италии с достойным заработком не было, и семья оказалась в трудном финансовом положении. Они поселились в купленном еще во время предыдущей эмиграции доме в Леванто, на берегу Генуэзского залива. Младший сын, Роман, попал в психиатрическую больницу.

По причине бедности, постигшей семью в первые годы после возвращения в Италию, Амфитеатров продал значительную часть своего архива и библиотеки Русскому заграничному историческому архиву (РЗИА) в Праге, а в 1930-е годы продал другую часть книг русской библиотеке в Милане.

После столкновения с жестокой действительностью политические взгляды Амфитеатрова резко сместились вправо: он сблизился с монархическим крылом эмиграции, стал сотрудничать с парижской газетой «Возрождение», перешел на профашистские позиции и стал сторонником Муссолини. Он возобновил старые связи с Владимиром Бурцевым, Борисом Савинковым.

Основой политической позиции Амфитеатрова стал непримиримый антибольшевизм с упором на "активные методы борьбы", включая индивидуальный террор "против злотворящей власти". Нередко в статьях он стал допускать откровенно юдофобские высказывания. Вместе с тем, бывший непреклонный враг монархии стал уповать на государственную мудрость великого князя Николая Николаевича.

Амфитеатров был сторонником распространившегося среди эмигрантов самых различных толков и направлений убеждения «Против большевиков хоть с чертом!» Этот яростный антибольшевизм связал Амфитеатрова в 1923 году с Борисом Савинковым. Мысль о демократии как болоте, а о фашизме как единственной силе, способной спасти Европу от гибели, о воле, призванной творить чудеса, была одинаково близка им обоим.



Борис Викторович Савинков в 1917 году.

Можно считать, что именно Амфитеатров подогревал стремление Савинкова к последней его авантюре - возврату в Россию, чтобы организовать там переворот. Савинков уехал в Россию в августе 1924 года, был арестован, покаялся и перешел на сторону большевиков. Покончил ли он собой, или был устранен большевиками, в данном случае не имеет значения. Но роль Амфитеатрова в трагической судьбе Бориса Савинкова, из истории не вычеркнуть.

В 1930 году Амфитеатров в нескольких европейских городах прочел лекции о фашизме, за что получил от фашистского правительства Муссолини  денежное пособие в размере 5000 лир. Последние годы жизни он писал романы.

В 1936 году в Леванто к отцу приехал его старший сын от первого брака Владимир Амфитеатров-Кадашев,  тоже активный противник большевизма, в годы Гражданской войны возглавлявший Отдел пропаганды Добровольческой армии на Юге России у Деникина. В ноябре 1920 года он с армией генерала П.Н. Врангеля эвакуировался из Крыма в Константинополь и обосновался в Берлине.

Амфитеатров-Кадашев много писал и печатался. Отец ценил его опыт историка и филолога, а также его поразительную разносторонность. В 1930-е годы он был ведущим публицистом и идеологом русской нацистской газеты «Новое слово» в Берлине, приветствовал возникновение тоталитарных режимов Муссолини, Франко и Салазара.



Сын Александра Амфитеатрова от брака с певицей Александрой Николаевной Левицкой, Владимир Александрович Амфитеатров-Кадашев. Кадашев - литературный псевдоним.

Умер Александр Валентинович Амфитеатров в Леванто 26 февраля 1938 года. Там на местном кладбище он и был похоронен. Жена его пережила на 11 лет.

Вот так, от борца с монархией за либерализм и демократию Амфитеатров в превратился в сторонника фашизма. Усматривая множественные параллели в поведении современных либералов и демократов, понимая, что история развивается циклически, а варианты поведения в предоставляемом людям выборе числом не так уж велики, можно предположить, что пример Амфитеатрова для многих борцов «за все хорошее против всего плохого» может оказаться их собственной судьбой.

Вера в собственную одаренность как наивысшую ценность, отношение к себе, как персоне, достойной большего, чем все остальные, непрестанная зависть и безмерная любовь к материальным благам жизни, уверенность в собственной исключительности, чрезмерное честолюбие, отсутствие критического ума, принцип «Против большевиков Путина хоть с чертом!»  - чем все это не основа, чтобы примкнуть хоть к фашизму, хоть к ярым неонацистам, хоть к идиотам, наркоманам, шизофреникам, маразматикам... хоть к кому, хоть к черту... Ответом на это могут служить слова Наума Коржавина: «Но тот, кто идет с чертом, с ним и остается».



"Карузо среди виолончелистов", итальянский виолончелист русского происхождения Massimo Amfiteatrof (Максим Александрович Амфитеатров).

Хочется добавить еще про второго сына Амфитеатровых, тоже музыканта, как и его старший брат, виолончелиста Максима Александровича Амфитеатрова (Massimo Amfiteatrof). Приняв итальянское гражданство, он обучался у виолончелиста Джильберто Крепакса (Crepax) и окончил Миланскую консерваторию по классу виолончели.

В 1924 году по приглашению дирижера Артуро Тосканини (Toscanini) Максим Амфитеатров был первым виолончелистом в оркестре театра Ла Скала. С 1933 по 1966 годы он был первым виолончелистом Симфонического оркестра Туринского радио (Orchestra Sinfonica della RAI di Torino), а затем первым виолончелистом Симфонического оркестра Римского радио (Orchestra Sinfonica della RAI di Roma).

Massimo Amfiteatrof был членом римской Национальной академии Святой Чецилии (Accademia Nazionale di Santa Cecilia), Болонской академии им. Луиджи Керубини (Accademia L. Cherubini di Bologna) и профессором Неаполитанской консерватории.



"Карузо среди виолончелистов" Максим Александрович Амфитеатров.

Умер он в 1990 году. Так же, как и все члены семьи Амфитеатровых, за исключением его брата-близнеца Романа, Максим Амфитеатров похоронен в Леванто, провинция Специя, Лигурия, на местном кладбище.

Максиму Амфитеатрову удалось быть вне политики, не вступить в фашистскую партию, в истории он так и остался прекрасным музыкантом. С 1992 года в Леванто ежегодно проходит Международный фестиваль классической музыки имени Максима Амфитеатрова (Amfiteatrof Music Festival).

Амфитеатров-Кадашев, Савинков, massimo amfiteatrof, интеллигенция, фашизм, Николай II, Италия, Амфитеатров

Previous post Next post
Up