В египетском стиле.

Apr 03, 2022 22:18


С середины XVIII века наряду с интересом к Древней Греции, Риму, Средневековью и Китаю в европейском искусстве и быту появляется тема Древнего Египта с использованием элементов и мотивов, запечатленных в  памятниках Древнего Египта: лотосов, колонн, иероглифов, мумий, порталов со змеями, персонажа с головой ибиса и крокодила.

В те времена мало кто бывал в Египте, но отсутствие личного опыта и впечатлений нисколько не мешало создавать интерьеры, предметы и украшения в египетском стиле. Египет привлекал своей загадочностью и необычностью, он был страной древних знаний, таинственных символов, оригинальных орнаментов и диковинных богов.

Новая волна египтомании в европейской архитектуре и искусстве случилась во время военных кампаний Наполеона в Египте в 1798-1801 годах. Эти военные походы пробудили подлинно научный интерес к стране фараонов, а добытые знания о стране на берегах Нила позволили получить научные представления и снять покров таинственного, но одновременно породили моду на все египетское.



Доминик Виван-Денон на портрете работы Роберта Лефевра, написанном в 1809 году. Из Музея Денона. Франция.

Египтомания стала художественным явлением, и этому немало способствовали художники, последовавшие в Египет вместе с армией Наполеона. Более всего в этом заслуга принадлежит художнику Доминику Виван-Денону (Dominique Vivant Denon), барону Денону, оставившеми описания разных мест и достопримечательностей и выполнившего около двухсот зарисовок увиденного им в Египте.



Бурная жизнь этого человека достойна отдельного описания, и я не стану отвлекаться сейчас. Гравюры с рисунков Денона стали основным источником и образцом для многих художников французского стиля ампир с использованием египетских мотивов.



Мороженица с крышкой и вкладкой из Египетского сервиза, выполненного по эскизам Доминика Виван-Денона, барона Денона на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804 -1806 годах. Из собрания Государственного Эрмитажа.

По эскизам Виван-Денона, в то время бывшего директором Севрской мануфактуры, в 1806 году был создан «Египетский сервиз», подаренный Наполеоном императору Александру I  в 1808 году во время их встречи в Эрфурте в память о заключении в 1807 году Тильзитского мира между Францией и Россией. Часть сервиза хранится в музее Кусково в Москве.



Тарелка с видом гранитного утеса из Египетского сервиза, выполненного по эскизам Доминика Виван-Денона, барона Денона на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804 -1806 годах. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Египетский стиль проник в оформление интерьеров, в создание мебели и предметов для таких интерьеров. В России предметы в египетском стиле выполняли архитектор А. Воронихин, Ф. Гаттенбергер и др.

Наиболее выразительным мебельным памятником, выполненным в египетском стиле под влиянием Виван-Денона, можно считать уникальный шкаф для хранения монет и медалей. Шкаф был изготовлен в 1809-1819 годах в парижской мастерской известного мастера-мебельшика Франсуа-Оноре-Жака по прозвищу Жакоб-Демальте по эскизу Шарля Персье, и был заказан, как принято считать, самим Наполеоном.



Шкаф для хранения монет и медалей («médailler du Roi»), выполненный в мастерской Жакоб-Демальте по заказу Наполеона в египетском стиле. Проект Ш. Персье. Франция, Париж. 1809-1819. Из собрания Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк.

Серебряный убор шкафа создал известный парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, который обозначил его как «в форме египетского пьедестала». На самом деле, шкафчик был выполнен «в форме входного пилона храма в Карнаке».



Вид храмового комплекса в Карнаке (деталь) на гравюре Л.-П. Бальтара по рисунку Доминика Виван-Денона.

Форма шкафа - усеченная пирамида, карниз в виде «египетского горла», элементы декора выполнены по мотивам величественной постройки в Карнаке, запечатленной Деноном. Храмовый комплекс в Карнаке произвел неизгладимое впечатление на французского художника, считавшего его не только самым большим, но и самым древним в Египте.



Увеличенная верхняя часть карниза шкафа для хранения монет и медалей («médailler du Roi»), выполненный в мастерской Жакоб-Демальте.

В эскизе по рисунку Денона Шарль Персье повторил не только форму, но такие декоративные элементы как вертикальные полосы на карнизе и изображение крылатого солнечного диска, символизирующего бога Гора. В декор шкафа были добавлены и другие символы - две его стороны украсили скарабеи и кобры, восседающие на стеблях лотоса.



Планка замка шкафа в виде кобры на цветке лотоса.



Ручки выдвижных ящиков шкафа в форме летящих скарабеев.



Вид шкафа с открытой дверцей и выдвинутыми ящичками.

В Государственном Эрмитаже есть консоль, состоящая из мозаичной каменной столешницы, созданной в технике флорентийской мозаики по рисунку Джузепепе Цокки во Флоренции в 1765 году. Рисунок столешницы набран из лазурита, яшмы, малахита, перламутра, сердолика, жемчуга и носит название «Морское дно»:



Столешница консоли в технике флорентийском мозаики из собрания Государственного Эрмитажа. Размеры консоли 91,0х 116,0х 79,0 см

А подстолье для этой консоли было выполнено красного дерева с бронзовыми ножками-сфинксами  в 1809 году в Париже в мастерской Жакоба-Демальте в египетском стиле. Царга из дерева украшена орнаментом из ваз, пальметок, завитков и змей.



Консоль с мозаичной столешницей "Морское дно". Из собрания Государственного Эрмитажа.

Мебель в египетском стиле можно увидеть на портретах разных персон. Например, на портрете маркизы Маргариты Спарапани Джентили Боккападуле (Margherita Sparapani Gentili Boccapadule) работы Лорана Пешё (Laurent Pecheux), выполненном в 1777 году.



Лоран Пешё. Портрет Маргариты Спарапани Джентили Боккападуле. 1777 год, Из собрания Museo di Roma, Рим.

В кабинете маркизы, где она занималась естественными науками, слева находится прямоугольный стол на четырех опорах, имеющий подстолье, царга которого украшена рельефом из иероглифов. Столешница набрана из кусочков разноцветного камня и выглядит как мини-коллекция минералов, что отражало интересы маркизы. Вместо передних ножек - фигуры египтян в позолоченных набедренных повязках и царских немесах.

Использование объемных фигур в виде опор столов и кабинетов получило распространение еще при создании мебели в эпоху барокко. В данном случае этот прием вполне соответствует египетскому стилю.

Коллекция бабочек тоже подчеркивает широту интересов маркизы. В левой руке она держит веточку тутового дерева, по которому ползет гусеница тутового шелкопряда. В кабинете есть аквариум с рыбками, различные раковины, кораллы, бывшие предметом коллекционирования, попугай, приборы для изучения физических свойств веществ...

А вот портрет графа Александра Сергеевича Строганова, Президента Российской Академии художеств, работы Варнека:



Александр Григорьевич Варнек. Портрет графа А.С. Строганова. 1814 год. Из собрания Русского музея. Петербург. Экспонируется в картинной галерее Строгановского дворца.

В кабинете графа Строганова как минимум два предмета, выполненных в модном египетской стиле - это богато декорированный стол, передние ножки которого сделаны в виде крылатых женских фигур в египетских головных уборах и ваза, плечики которой украшены бронзовыми позолоченными фигурами сидящих египтянок с хвостами тритонов. Эта ваза выполнена, вероятнее всего по проекту А. Воронихина, бывшего крепостным графа Строганова. Воронихину же принадлежит проект Казанского собора, план которого держит сидящий у стола граф Строганов.

Воронихин, Метрополитен, Варнек, Русский музей, флорентийская мозаика, Наполеон, Виван-Денон, Пешё, Эрмитаж, Жакоб-Демальте, Строганов, Александр I, Персье, Бьенне, Лефевр, Музей Рима

Previous post Next post
Up