Отдельные исторические персоны почти полностью состоят из легенд. К таким персонам относится князь Лев Сергеевич Голицын. При том, что князь жил не настолько давно, чтобы на месте документов и фактов, возник и был соткан из анекдотов легендарный образ вместо реальной личности.
Достоинства цельной личности являются продолжением недостатков. И наоборот - недостатки являются продолжением достоинств. Безусловно то, что князь Лев Сергеевич Голицын был цельной личностью. Страстность и устремленность, безграничный интерес, с которыми он отдавался своим увлечениям, позволяли ему добиваться знаний и успеха, будь это изучение юриспруденции или постижение науки виноделия.
В этой страстной увлеченности князь не знал меры, а еще древние греки считали чувство меры высшим даром богов. Князь Голицын в этом отношении не был избранником богов. Широкая натура князя не знала границ. Начав заниматься виноделием в эпоху капитализма, князь Голицын продолжал жить феодальными дворянскими представлениями и укладом.
Иногда, читая рассказы и воспоминания о нем, я не могу отделаться от воспоминания о жизни другого Голицына, того, что до самой смерти звали «Юрка», жестокого крепостника и самодура, забившего насмерть не одного крепостного - исключительно из сочувствия, но очаровательного любителя русской музыки.
Льва Голицына тоже почему-то звали «бешенный лев» и «дикий барин»... Вряд ли он получил такие прозвища за занятия виноделием, скорее всего, за характер, трудный нрав. Сквозь наслоения вымыслов сейчас уже трудно понять, каким человеком был самый известный русский винодел.
Князь Голицын был не первым виноделом России и не первым, кто увлекся виноделием в Крыму. И, конечно, достаточно посмотреть список участников выставок, чтобы понять, что Голицын не был единственным виноделом России. Виноделием в те времена занимались многие. Но Голицын стал самым известным русским виноделом - за счет поступков, черт своего характера, анекдотов и легенд.
Значительный приток в Крым русских землевладельцев случился в начале XIX века. Основные хозяйственные культуры, которые предполагалось возделывать в Крымских имениях - это олива, виноград и миндаль. Каждый, кто приобретал земли в Крыму, непременно создавал посадки виноградной лозы и начинал вырабатывать свое собственное вино.
Проблема крымских виноделов состояла в отсутствии мест для хранения и выдержки вин с постоянной низкой температурой; технология и сортность винограда тоже владельцами не соблюдалась, что придавало крымским винам характерный привкус.
Этикетка самого знаменитого вина князя Голицына "Коронационного".
Говоря о землевладельцах как о субъектах дела, я подразумеваю, что они были субъектами права: владели, нанимали специалистов, поручали своим людям заниматься теми видами деятельности, которые хотел бы развивать на собственных землях владелец. Разумеется, граф Воронцов или княгиня Голицына сами не занимались ни посадками, ни виноделием. Точно также обстояло дело и с князем Львом Голицыным - он интересовался вином и виноделием, организовал у себя в имении винное хозяйство, но делали работы нанятые специалисты, работавшие на него.
Что точно делал князь Голицын сам, так это создавал свою коллекцию вин из иностранных и российских, дегустировал, платил деньги за проекты и строительство. А посадками, обрезкой, обработкой растений, подбором сортов и селекцией, экспериментами с почвами занимались практики-виноделы, имевшие большой опыт. Голицын дал всем этим трудам свое собственное имя, но имена людей, которым Голицын был обязан и созданием вин, и своей славой, история по большей части совсем забыла.
Изредка можно встретить упоминания безымянных виноделов-мастеров в газетных заметках, как, например, при описании Нежегородской выставки в газете «Нижегородский листок» от 30 мая 1896 года:
«Павильон - грот кн. Голицына, находящийся близ Императорского павильона, представляет имитацию, довольно удачную, сталактитовой пещеры в Крыму, близ Судака. <...> В гроте будет экспонироваться шампанского из крымских садов кн. Голицына, по 120 бутылок на 20 пюпитрах. Французские мастера будут демонстрировать само производство шампанского».
Павильон шипучих вин - грот князя Л.С. Голицына на Нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года. Внешний вид. Фотография Шерер, Набгольц и Ко. Москва
Из этого следует, что непосредственно производством шампанского вина у Голицына занимались «французские мастера». В материалах Всемирной Парижской выставке 1889 года упоминались два участника-винодела от князя Голицына: Бианки Иосиф и Станки Генрих. Из русских виноделов известно имя Александра Александровича Иванова, работавшего над производством шампанского у Голицына в Новом Свете с 1897 по 1908 год.
Голицын на Парижской выставке 1889 года участвовал в качестве эксперта. На выставке у него был приметный павильон. О пребывании князя Голицына на выставке в Париже в 1889 году французские специалисты Л. Потре и Ф. Рюиссен в книге «Вина России», вышедшей на французском языке в 1892 году, писали:
«Из всех стран мы меньше всего знали Россию. Новостью, пришедшей в винодельческую конкуренцию, было то, что Россия вошла сюда огромными шагами, и шагами хозяина. Впервые можно было увидеть в 1889 г. на Всемирной выставке русского, не только председательствующего в жюри по вину, но и очаровавшего всех как утонченностью своей осведомленности, так и известностью своих предков. Его называли королем экспертов».
Вершиной трудов Голицына, самым значительным его успехом в виноделии стала другая выставка в Париже - Всемирная Парижская выставка 1900 года. На этой выставке князь Голицын был вице-председателем в классе «вина» и членом жюри группы «питательные продукты». Новосветское шампанское 1899 года удостоилось высшей оценки - «Гран-при». Дегустация проводилась «взакрытую», а оценка давалась по сумме баллов.
Павильон шипучих вин - грот князя Л.С. Голицына на Нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года. Внутренний вид. Фотография Шерер, Набгольц и Ко.
От России на выставке в качестве эксперта по рекомендации князя Голицына был представлен его сотрудник винодел Александр Иванов. Он оставил рассказ о курьезном случае, который выглядит, как анекдот, случившийся в ресторане Эйфелевой башни.
«По окончании экспертизы вин лицами, принимавшими участие в ней, был дан обед председателю экспертной комиссии графу Шандону, совладельцу известной шампанской фирмы «Моэт и Шандон». На этом обеде решено было подавать вина, получившие на выставке высшие награды. Так как в их числе было и Новосветское шампанское разлива 1899 г., то и оно было подано.
К концу обеда принесены были бокалы с шампанским и начались тосты, до которых французы большие любители и мастера. Конечно, первый тост был произнесен за графа Шандона. Восхваляя графа, оратор указывал, между прочим и на значительную его заслугу руководителя фирмы, выпускающей шампанское вино, составляющее гордость Франции.
В ответной речи граф Шандон сказал: «Отличному качеству вина, которое мы теперь пьем, мы прежде всего обязаны тем рабочим, которые из поколения в поколение более 100 лет работают в нашей фирме. За них поднимаю бокал».
Поднялся князь Голицын. «Я давно мечтал, - сказал он, - найти во Франции хорошего распространителя моего шампанского. Сегодня я его нашел. Вы, граф, сделали мне отличную рекламу, так как в настоящую минуту вы пьете мое вино. Позвольте же мне быть таким же ревностным распространителем вашего шампанского в России».
Работницы придают голицынскому шампанскому товарный вид - наклеивают этикетки на бутылки.
Никто из гостей, да и сам граф Шандон, не заметил, что в бокалах было Новосветское шампанского князя Голицына.
Парижская выставка стала вершиной славы князя Голицына, и после этой выставки он больше не участвовал со своими винами на выставках. Князь воплотил свою цель - представил шампанское, которое могло конкурировать с французским.
С вершины путь обычно идет вниз. Неучастие Голицына в выставках происходило не столько по его воле, сколько из трудных финансовых обстоятельств, которые постоянно преследовали князя и последовательно усугублялись. Ведение хозяйства требовало соблюдения строго финансовой дисциплины, а Голицын в силу своей широкой натуры денег считать не привык и, возможно, мысль об экономике ему претила.
Князь Голицын потратил на увлечение виноделием свое состояние и состояние своей жены Марии Михайловны, урожденной Орловой-Денисовой.
Достигнув вершины славы, Голицын истратил все деньги. Любому другому виноделу успех Парижской выставки послужил возможностью достичь коммерческого успеха, но с князем Голицыным этого не случилось.
Создав винодельческое хозяйство и вырабатывая хорошие вина, Голицын был далек от извлечения из этого хозяйства финансовой прибыли. Его хозяйство не было коммерческим по своим целям. Виноделие для князя Голицына было увлечением, а не коммерцией. Цель и интерес Голицына состояли в выделке и коллекционировании вин.
Князь Лев Сергеевич Голицын дегустирует вино в Новом Свете.
Лишь небольшая часть вырабатываемых в хозяйстве вин шла на продажу. Многочисленные знакомые и друзья хозяина привыкли получать от него в подарок бесятки бутылок - это доставляло князю истинное удовольствие.
Ситуацию в винном хозяйстве Новый Свет, когда денежное состояние князя Голицына истощилось, описал уже упоминавшийся винодел Александр Александрович Иванов: «штат французов - специальных рабочих, был рассчитан и оставлен «один мастер на все руки», который, впрочем, больше занимался приемом гостей и многочисленных экскурсантов, приезжавших ежедневно пробовать «Коронационное». Все это привело к тому, что шампанское было заложено в банках и у частных лиц, и в конце концов еще при жизни Голицына часть его была закладчиками распродана по 1 руб. за бутылку».
Производство вина сократилось, знаменитые виноградники портились и теряли свою ценность. Поддержание винодельческого Новосветского хозяйства на прежнем уровне и продолжение работ по виноделию без оборотных средств стало невозможно.
Лев Сергеевич Голицын, желая сохранить винодельческое хозяйство и создать на его базе научно-производственный винодельческий центр, решил принести часть своего имения Новый Свет в дар императору Николаю II, и 20 января 1912 года он обратился к императору с официальным прошением «принять в дар назначенный мной для виноделия участок земли 113 десятин 141 кв. сажень из имения моего «Новый Свет» на берегу Черного моря близ гор. Судака, где построены обширные подвалы, приспособленные для выдержки вин, а также имеется одна из редких коллекций образцов русского и иностранного виноделия...»
Положительное решение было принято государем императором Николаем II на следующий же день, 21 января 1912 года.