Предметы и вещи. Жардиньерка-канделябр из лазурита.

Mar 28, 2022 21:03


На акварели Луиджи Премацци из серии Виды залов Зимнего дворца, написанной в 1869 году и изображающей кабинет императрицы Марии Александровны, представлен целый ряд произведений из лазурита, включающий в себя предметы прикладного назначения и декоративные вазы.

В сочетании с малиновой обивкой стен и мебели, большого ковра, покрывающего пол в центре кабинета, насыщенный цвет предметов из лазурита составляет гармонирующий контраст.



Луиджи Премацци. Кабинет императрицы Марии Александровны. 1869 год, Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.



Жардиньерки-канделябры открывают и завершают мебелировку комодами от угла до раскрытой двери стены кабинета, находящейся слева на акварели Премацци. Жардиньерка - это вместилище для цветов, а канделябр служит подставкой для нескольких или множества свече, то есть осветительный прибор. Таким образом, сочетание этих двух функциональных приспособлений и есть жардиньерка-канделябр.

Пара жардиньерок-канделябров была выполнена из бадахшанского лазурита на Императорской Петергофской гранильной фабрике в 1861 году. Поскольку они идентичны, то рассказ будет только об одной.



Увеличенный фрагмент акварели Премацци, где за раскрытой дверью кабинета императрицы Марии Александровны стоит жардиньерка-канделябр из лазурита и золоченой бронзы. Далее слева направо видны канделябр и две вазы из лазурита, выполненные в той же стилистике, что и жардиньерка-канделябр.

Дворцовые размеры помещения визуально уменьшают предметы, а ведь высота жардиньерки-канделябра без свечей составляет 2 метра 30 сантиметров - это на 20 сантиметров ниже нормы высоты потолка хрущевской квартиры; диаметр чаши 60, а основания 70 сантиметров.

Круглая чаша жардиньерки набрана лазуритом и отделана накладками золоченой бронзы в виде розеток, цветочных гирлянд и бычьих головок. Эта чаша стоит на четырех опорах из золоченой бронзы. Каждая опора состоит из изогнутой ножки, оканчивающейся внизу львиной лапой и сидящей фигурой сфинкса с высоко поднятыми крыльями - вверху.

Львиные лапы опираются на лазуритовое основание со срезанными углами и вогнутыми сторонами. В средней части опоры соединены полочкой, набранной лазуритом, которую поддерживают отходящие от ножек золоченые растительные завитки. Из середины чаши поднимается золоченый бронзовый стержень, расширяющийся кверху и служащий основанием для вазы-канделябра, корпус которой, ножка, горло и плинт набраны лазуритом и украшены золочеными бронзовыми накладками.

Верхнюю часть вазы охватывает обруч золоченой бронзы, от которого вверх поднимаются две высокие бронзовые золоченые ручки в виде акантовых стеблей с розетками. Из горла вазы выходит стилизованный цветок, который распускается кустом, состоящим из двенадцати подсвечных рожков золоченой бронзы, основания которых выполнены из лазуритовых цилиндров.



Жардиньерка-канделябр из бадахшанского лазурита и золоченой бронзы. 1861 год, Петергофская гранильная фабрика. Материалы: лазурит, бронза. Техника: мозаика, литье, чеканка, золочение. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Жардиньерка-канделябр богато украшена объемной и накладной золоченой бронзой в виде крылатых сфинксов, гирлянд из цветов, бычьих головок, пальметок, завитков, маскаронов. Такое большое представительное произведение единственное в своем роде из собрания Эрмитажа, выполненное на Петергофской фабрике.

Согласно архивным документам, пара жардиньерок-канделябров была выполнена по проекту архитектора Ипполита Антоновича Монигетти, которым за рисунки жардиньерок, люстр и овального стола было получено 450 рублей.

3 июля 1860 года последовало предписание Департамента уделов «о постепенном украшении Лионской залы Царскосельского дворца», для чего было предложено выполнить две лазуритовые жардиньерки, «которые хотя и были тогда на время отложены, но впоследствии по особому Высочайшему соизволению назначены к изготовлению».

Через год работа над «цветниками» была закончена. Бронзовые части и декор были выполнены на фабрике фирмы «Никольс и Плинке», получившей «по счету за обделку бронзою двух больших ляписовых жардиньеров, с позолотою и моделями, 6750 руб. серебром».



Фрагмент бронзового золоченого декора жардиньерки-канделябра, выполненного фирмой "Никольс и Плинке".

Согласно реестру изделий, представленных в 1861 году Высочайшему двору, известно, что парные жардиньерки «из лучшего бухарского лапис-лазули в большом размере» обошлись в 12 755 рублей. С дополнительными затратами на два мраморных постамента и на переделку бронзы фирмой «Никольса и Плинке» для двух ляписовых ваз общая стоимость их возросла до 19 940 рублей серебром.

Жардиньерки предназначались в подарок императрице на день тезоименитства. 17 июля 1861 года в Петергоф из Красного Села пришла телеграмма за подписью председателя Департамента уделов графа Адленберга-второго, сообщающая, что император Александр II желает подарить жардиньерки императрице Марии Александровне на тезоименитство 22 июля.

Одна их жардиньерок была отправлена на Всемирную выставку в Лондон в 1862 году, куда Петергофская гранильная фабрика отправляла изделий на сумму 36 000 рублей серебром. Сопровождать экспонаты и монтировать их в Лондоне был отправлен мастер Иван Соколов с мастеровыми Федором Медведевым и Густавом Спонбергом.

В настоящее время жардиньерки-канделябры в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа не представлены.

Соколов, Александр II, лазурит, Зимний дворец, Монигетти, Эрмитаж, Никольс и Плинке, Премацци

Previous post Next post
Up