Клара Питерс.

Feb 06, 2022 18:01


О жизни Клары Питерс мало что известно, нет достоверных сведений о годах ее жизни, дате смерти, обучении искусству живописи, но есть ее натюрморты. Все даты, ранее связываемые с ее жизнью, оказалось, принадлежали другой женщине.

Большинство исследователей склоняется к тому, что она родилась около 1588-1590 года. Ее имя не найдено в записях гильдий в Антверпене и Нидерландах, но вовсе не потому что она женщина - они же включают имена других женщин-художников. А Клары Питерс просто нет.

Ее работы не указаны в записях известных фламандских коллекционеров, но они найдены в трех коллекциях в Голландии и в одной - в Испании.

Несмотря на скудость, даже отсутствие, информации о художнице, Клара Питерс признана в искусствоведении успешной художницей, одной из первых художников-натюрмортов и пионером в рисовании рыб и дичи. Ее самая ранняя картина датируется всего шестью годами позже появления первых известных натюрмортов с едой и цветами в Северной Европе.

Натюрморты - «мертвая природа» - это область художественной специализации, доступная женщинам, не имевшим в те времена доступа к изучению анатомии.

Известно сорок картин Клары Питерс, одиннадцать из которых художницей датированы с 1607 по 1621 год. Тридцать девять картин художницей были подписаны, в том числе восемь - на предметах самого натюрморта, например на боковой стороне рукоятки ножа:



Фрагмент с ножом. Стол со скатертью, солонка, позолоченная ваза, пирог, кувшин, фарфоровое блюдо с оливками и жареная птица на натюрморте Клары Питерс созданном в 1611 году. Из собрания музея Прадо, Мадрид.





Фрагмент с ножом.

Такой способ подписания картины можно отнести к началу традиции саморекламы, когда имя незаметно становится частью предмета, входящего в число объектов, представленных на картине.

Анализ сюжетов, стиля и мастерских знаков на шести ее полотнах, в том числе  и на серебряных ножах, указывает на ее пребывание в Антверпене.

Стол со скатертью, солонка, позолоченная чаша, пирог, кувшин, фарфоровое блюдо с оливками и жареная птица.



Стол со скатертью, солонка, позолоченная чаша, пирог, кувшин, фарфоровое блюдо с оливками и жареная птица на натюрморте Клары Петерс созданном в 1611 году. Дерево, масло. Из собрания музея Прадо, Мадрид.

Продукты и посуда поставлены на столе, покрытом льняной скатертью квадратной складки. Узор скатерти изображен в темных и светлых тонах. Этот вид дорогого столового белья экспортировался из Южных Нидерландов в остальную Европу. Наличие скатерти показывает высокий достаток.

Оловянные тарелки, изысканная позолоченная чаша, стакан для вина, булочка и серебряный нож. Богатство подчеркивается также солонкой и фарфоровой тарелкой. Эта серебряная гравированная солонка и бокал не единожды изображались Кларой Питерс на ее работах.

В Антверпене шестнадцатого века были солонки из дерева или олова, но самые лучшие и дорогие были из серебра, украшенного сценами или узорами. Именно такая солонка на этом полотне. Солонки веками были одними из самых ценных предметов за обеденными столами из-за стоимости соли до появления ее массового промышленного производства.

Европейские языки содержат память о дороговизне соли: слово «salary - зарплата» происходит от латинского «салариум» - расплату солью в Древнем Риме.



Фрагмент с солонкой, чашей, бокалом, кувшином и пирогом.

Фарфоровая  крааковая (kraak) тарелка из Китая не очень дорогая, но она дополняет богатый вид стола своим наличием. Одним из самых распространенных сортов олив в те времена были оливки сорта мансанилья из южной и юго-западной Испании Для севера Европы они были продуктом роскоши и здорового питания.

Людовик Нонниус в своей книге Diaeteticon, изданной в Антверпене в 1627 году, писал, что оливки питательны, а также что они полезны для возбуждения аппетита, если это необходимо.

Еще один импортный продукт на этом натюрморте  - это апельсин. Они традиционно привозились с берегов Средиземного моря и использовались для приготовления варенья, соусов, соков и лимонадов.

Любопытно сочетание узора на кувшине и пироге.

Если раньше пироги в Нидерландах представляли собой способ приготовления в тесте различных продуктов, когда само тесто было мало съедобным, то в конце шестнадцатого века пироги превратились в полностью съедобный вкусный продукт. Их стали украшать узорами и декоративными краями. Тесто стали делать из муки высокого качества с добавлением масла. Внутри пирогов могло быть мясо или рыба с приправами, а также фрукты.



Пирог в руках у слуги с таким же узором на полотне Яна Брейгеля Старшего "Вкус, слух и осязание", написанном около 1620 года. Фрагмент. Из собрания Музея Прадо, Мадрид.

Этот натюрморт содержит те же предметы, которые мы видим на картинах Франса Снейдерса (1579-1657) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625), двух ведущих художников Антверпена, бывших современниками Клары Питерс. Все три художника перевели материальную культуру элиты Южных Нидерландов на язык высокого искусства.

Наличие на картинах дорогих предметов и продуктов, свидетельствует о принадлежности художницы к богатому слою, а ее картины с охотничьими трофеями  намекают на участие в охоте - времяпрепровождении, доступном только знати.



Корзина с красным и зеленым виноградом, битой дичью, щеглом и белкой на деревянном столе на картине Клары Питерс. С сайта аукциона Сотбис.

Натюрморт с перепелятником, птицей, фарфором и ракушками.



Клара Питерс. Натюрморт с перепелятником, птицей, фарфором и ракушками. 1611 год. дерево, масло. Из собрания Музея Прадо, Мадрид.

Это одна из первых работ, посвященных охоте, и едва ли не самая лучшая работа Клары Питерс. Охотничьи натюрморты создавались для продажи богатой клиентуре.

На краю плетеной корзины с битой дичью сидит самка евразийского перепелятника, изображенная примерно в натуральную величину. Ястреб-перепелятник был птицей, использовавшейся в соколиной охоте. На протяжении веков это было развлечением королевской семьи и аристократии, и в начале семнадцатого века в большей части Европы он оставался спортом, которым наслаждалась только элита.

Ястреба-перепелятника обычно использовали для охоты в садах и парках, окружающих дворцы и пригороды. Этот вид охоты был доступен не только мужчинам, но также женщинам и детям при обучении их искусству соколиной охоты.

В корзине мертвая дичь: самец кряквы, вальдшнеп, видна головка дрозда. Слева от корзины - курица, а на заднем плане только угадывается петух, зеленые перья хвоста которого в настоящее время едва видны из-за старения медного пигмента, бывшего основой для его зеленой глазури.

Композиционно зеленые перья петушиного хвоста когда-то рифмовались с головой кряквы и контрастировали с ее красными ногами. Увы, сейчас можно только вообразить, как это выглядело изначально.

Эта картина художницей была подписана по краю глиняной тарелки.



Фрагмент. у лапки дрозда на тарелке видна подпись художницы.

Эта тарелка расположена на переднем плане картины, на ней изображены два ощипанных голубя - такая же участь ожидает и других птиц. Справа красный снегирь, композиционно связанный с цветом лапок кряквы. Закрепленные на ветке маленькие птицы - это зяблики в зимнем своем оперении. Они могут быть пищей перепелятника, но точно также их использовали в пищу для людей.

Мягкие перья и тела птиц контрастируют с твердой поверхностью краакского фарфора и раковин, расположенных в правой части картины. Фарфор kraak появился в Европе из Китая в конце шестнадцатого века через Португалию и Испанию, и впоследствии распространился по всему континенту. С начала семнадцатого века голландцы активно торговали фарфором, цены на него росли. Наборы фарфоровой посуды изображались другими живописцами как предметы достатка и благополучия.



Обильный обед на полотне Яна Брейгеля Старшего "Чувство вкуса" из серии "Пять чувств", выполненной в 1618 году. буквально на переднем плане на низком столике блюдо из краака с разнообразной снедью, и дальше на столе лобстер на тарелке из краака. Из собрания Музея Прадо, Мадрид.

Рядом с фарфором четыре раковины из теплых морей. Коллекционирование раковин стало весьма популярно среди элитных слоев общества с шестнадцатого века в результате расширения торговли, повлекшего за собой появление экзотических товаров и сувениров по мере освоения мира европейцами. В семнадцатом веке ракушки часто изображали на натюрмортах.

Натюрморт с цветами, позолоченным серебряным кубком, сухофруктами, сладостями, кренделями, вином и оловянным кувшином.



Натюрморт с цветами, позолоченным серебряным кубком, сухофруктами, сладостями, хлебными палочками, вином и оловянным кувшином, созданный Кларой Питерс в 1611 году. Масло, дерево, Из собрания Музея Прадо, Мадрид.

Предметы кажутся небрежно и беспорядочно разложенными на столе. Цветы на этой картине выглядят как напоминание о связи натюрмортов с ранними научными ботаническими, фармакологическими и географическими иллюстрациями.

Гравюры с изображением животных и растений, сделанные с образовательной целью, были весьма распространены в Анверпене. Художники, создававшие натюрморты в начале XVII века, иногда использовали эти научные и образовательные изображения в качестве материала для своих произведений.

На позолоченном кубке и оловянном кувшине, как и на блестящих сосудах в других работах, художница нарисовала свой автопортрет - трижды ее головка отражена в кубке и четыре раза на оловянном кувшине.



Фрагмент. В центральном медальоне кубка хорошо виден женский силуэт, как и на темной поверхности оловянного сосуда.

Это своеобразный способ самоутверждения Клары Питерс. Он использовался ею неоднократно. Рисуя свое изображение, художница как бы подчеркивала иллюзорность картины. Присмотревшись в отражение, можно действительно вообразить, что видим, как она рисует натюрморт.

Бокал выполнен из рифленого стекла  façon de Venise. Его в те времена производили в Анверпене итальянские стеклодувы. Красное вино в бокале было привезено, вероятно, из Франции, Италии или Испании - эти страны были поставщиками красных вин в Голландии.

Датский историк Йоханнес Понтанус, писавший в 1614 году о продуктах, продававшихся в Амстердаме, определил вино, масло, соль, изюм и инжир как товары, имеющие испанское происхождение.



Фрагмент. Чаша с сухофруктами, орехами и миндалем.

На натюрморте эти фрукты вместе с миндалем и леденцами в большом глиняном сосуде, какие делали в Фаэнце. Судя по всему, это были чаши, достойные того, чтобы их выставляли на обозрение. Сушеный инжир, изюм и миндаль заменяли зимой свежие фрукты. В России в восемнадцатом веке были в использовании для сухофруктов и орехов блюда под названием «компотьеры».

Натюрморт с рыбой, свечой, артишоками, крабом и креветками.



Натюрморт с рыбой, свечой, артишоками, крабом и креветками, созданный Кларой Питерс в 1611 году. дерево, масло. Из собрания Музея Прадо, Мадрид.

На поверхности деревянного стола художница изобразила вареных крабов и креветок, несколько пресноводных рыб (два карпа, плотва, возможно, язи и щука); на втором плане в левой части кубок из темного стекла, латунный подсвечник с частично обгоревшей потухшей свечой; далее -  медное сито с латунной шумовкой и двумя артишоками, а слева -  рейнский  глиняный кувшин. В крышке кувшина художница отразила свой образ:



Фрагмент. Присмотревшись внимательно в блестящую крышечку кувшина, можно увидеть отражение женской головки.

Это самый ранний из известных датированных натюрмортов с рыбой - возможно, вообще самый ранний. Клара Питерс была новатором в этом жанре. Известно порядка десяти картин Питерс с рыбами, что означает, что она стала своего рода специалистом в этом типе натюрморта.

Потухшая свеча является отсылкой к теме vanitas - тщетности земных удовольствий и олицетворяет собой неизбежное течение времени. Похоже, что артишоки интересовали Клару Питерс и других современных ей художников. Она включила их в несколько своих работ, и они также встречаются в картинах Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) и Франса Снейдерса. Для Голландии эта пища была редкостью до второй половины шестнадцатого века и даже считалась афродизиаком.

Как показывает история, в афродизиаки записывали все неведомые и диковинные продукты. Видимо, озабоченность в этой сфере всегда была свойственна людям.

Примерно к 1600 году артишоки стали обычным явлением в Средиземноморье - достаточно обычным, чтобы другой художник, Караваджо, оказался вовлеченным в 1604 году в драку из-за жалобы на плохое приготовление артишоков в римской таверне.

Есть ряд произведений искусства, где артишоки фигурируют довольно заметно, но не ясно, то ли как афродизиаки, то ли просто из-за их необычной и интересной формы. Например, в сцене с гравюры Авраама Боссе Les Cinq Sens (Пять чувств), около 1635 года, элегантная пара садится за стол, чтобы пообедать артишоком.



"Чувство вкуса" из серии "Пять чувств" работы Авраама Боссе, 1835 год. Как это далеко от "Чувства вкуса Яна Брейгеля Старшего!)

Красным цветом на обратной стороне дубовой панели нанесены наложенные друг на друга буквы G и A, которые идентифицируют Гильяма Артсена как ее создателя. Два документа 1612 и 1617 годов свидетельствуют о том, что он работал в Антверпене. Артсен в искусстве - фамилия известная.

В заключение Натюрморт с сырами, миндалем и кренделями.



Натюрморт с сырами, миндалем и кренделями, выполненный Кларой Питерс в 1615 году. Дерево, масло. Из собрания Музея Маурицхейс в Гааге.

На этом натюрморте можно найти все то, что уже было отмечено: отражение лица художницы в крышке глиняного кувшина:



Фрагмент с "автопортетом" Клары Питерс на крышке кувшина.

Здесь же лежит серебряный нож с подписью художницы:



Фрагмент с подписанным Кларой Питерс ножом.

Натюрморт вновь содержит сухофрукты на фарфоровой тарелке, вино в стеклянном кубке... Из нового только сыры. Сыр олицетворял достаток, и нагромождение сыров на натюрморте составляет загадку для современных искусствоведов. Предполагая всюду скрытые смыслы и тайны, они начинают гадать, является ли это изобилие символом неумеренного излишества.

Сыр, особенно выдержанный сыр, может быть связан с порчей и символизировать смерть. Кто-то увидит, что скол на поверхности каменной столешницы, явно изображенный на первом плане натюрморта, служит указанием, что все земное со временем обратится в прах... Обратится, но не все.

Можно просто побыть восторженным любителем искусства и устроить праздник созерцания, которым станет просмотр натюрмортов Клары Петерс, художницы из далекого XVII века.

живопись, Прадо, натюрморт, Питерс, Сотбис, Брейгель, Боссе, голландцы

Previous post Next post
Up