Леонардо-гастроном.

Feb 04, 2022 22:16


Пятница, февраль, сегодня видела грача, значит, они уже летят к нам, несут весну... Возможно, поэтому и тянет написать что-то легкое и простое. А что может быть проще и легче, чем гастрономические истории о выдающихся личностях далекого прошлого?

Люди привыкли оценивать выдающиеся личности через призму времени, и чем толще призма, тем больше искажения, оставляющие для оценки только то, за что их принято считать выдающимися гениями человечества.

Казалось бы, такой общепризнанный гений Леонардо да Винчи в принципе не мог испытывать проблем с оценкой его изобретений в той эпохе, когда он жил. Но нет, это было не так, как нам думается... Мы видим его личность сквозь толщу времени, которая стирает все, что происходило с реальным Леонардо, оставляя нам то, что происходило с Леонардо мифическим.

И, возможно, кому-то покажется удивительным, что знаменитый Леонардо, как многие другие выдающиеся люди всех времен и народов, испытывал проблемы с деньгами и вынужден был их зарабатывать. В двадцатилетнем возрасте ученик Андреа дель Верроккьо подрабатывал во флорентийской таверне под названием «Три улитки», расположенной неподалеку от Понте Векьо.

Весной 1473 года неожиданно один за другим три (видимо цифра «3» была судьбоносной) повара таверны «Три улитки» умерли от отравления. Пришлось молодому камерьере (официанту) самому взяться за приготовление обедов для народа.



Леонардо считал, что люди питаются неправильно. Поэтому, первым делом он направил свои усилия на исправление этой общей ошибки, заменив привычные для посетителей таверны обильные мясом, но «неполезные» блюда на «полезную» еду. Он считал, что в пище тоже должны соблюдаться «Пропорции не только в количестве, но и в цвете, весе и расположении…».

В его новой «полезной» кухне особое внимание было уделено гармонии. Представьте себе, что вы голодны с утра, весь день трудились, а вечером зашли в таверну, чтобы  как следует поесть, а там вас, вместо любимой вами поленты с почками, флорентийского бифштекса, тушеного рубца, фаршированной телячьей головки, или, в крайнем случае, бараньего бока с гречневой кашей (неполезное блюдо от нашего Собакевича), встречает «гармония» в виде какой-нибудь желтой кляксы непонятного содержания, но весьма «полезного» назначения.



Гармония в виде блюда, названного его автором Массимо Боттура «Упс, я уронил лимонный пирог».

Люди консервативны в вопросах обыденного. Эта консервативность естественна, ибо является основой инстинкта выживания. Поэтому-то неудивительно, что гармонические и полезные изыски кухни Леонардо не получили поддержки у тех, кому они должны были быть полезными. Клиенты «гармоничной» едой не наедались, требовали им дать «настоящей еды» - не ценили заботы и не понимали своего счастья.

И, как следствие, неполезно все это стало и для самого творца гастрономической гармонии, который вынужден был сбежать обратно в художественную мастерскую, где Верроккьо поручил ему написать образ одного из ангелов на полотне под названием «Крещение Спасителя».



Картина, написанная Андреа дель Верроккьо вместе с учениками, в числе которых был Леонардо да Винчи, в 1472-1475 годах. Считается, что один из ангелов был написан Леонардо да Винчи. Из собрания галереи Уффици во Флоренции.

Тем временем в таверне «Три улитки» однажды завязалась драка и случился пожар. В результате она сгорела. Считая это перстом судьбы, позволявшим выкупить помещение харчевни дешево, Леонардо предложил сделать это совместно своему приятелю Сандро Ботичелли.

Видимо в прекрасные времена эпохи Возрождения содержать таверны были более выгодным делом, чем занятие живописью для таких мастеров, как да Винчи и Ботичелли, если уж они вознамерились вместо создания художественных полотен открыть таверну с комнатами для проживания и назвать ее «Три (три!) лягушки Сандро и Леонардо».

Что было бы, если бы сейчас нашли маленькую дощечку из этой таверны с сигнатурами этих двух предпринимателей? Она стала бы бесценной реликвией! Ее возили бы на выставки, о ней писали бы научные работы, по материалам ее изучения защитилось бы несколько сотен кандидатов, десятков профессоров и сколько-то академиков, сделавших важное научное открытие, от которого зависит судьба истории...

А в те светлые и прекрасные времена Возрождения владельцев «Трех лягушек» ждало разочарование, ибо их таверна спросом не пользовалась, а бизнес-проект потерпел неудачу. Глубинный народ всегда инстинктивно стоял на страже культуры. Не желая питаться в их таверне, флорентийцы сохранили мировое бесценное художественное достояние. Пришлось Ботичелли и да Винчи заниматься искусством.

Конечно, к Леонардо, согласно мифу, неприменимы были слова «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Миф гласит, что Леонардо был универсален: «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

В Италии считается, что Леонардо был разносторонней личностью. И хотя он больше всего проявил себя на художественном и изобретательском поприще, но был он велик и в гастрономии. Если первое доказано давно, то в сфере гастрономии сведения о трудах Леонардо даже для итальянцев остаются на уровне гипотезы: верят, но доказательств достать не могут, поскольку их бессовестно скрывают.

Эти доказательства - якобы хранящийся в Государственном Эрмитаже манускрипт, написанный на итальянском языке Паскуале Пизапия на основании кулинарных заметок Леонардо да Винчи за 30 лет жизни с 1489 по 1519 годы. Этот трактат академики кулинарии называют почему-то Кодекс Романофф (Codex Romanoff). То ли последняя правящая императорская династия наша к этому оказалась причастна, то ли столица Италии - Roma, а может быть, просто считают, что в Эрмитаже все было от Романовых.

Но отсутствие трактата не помешало его издать в конце XX века. Видимо, кто-то тайком проник в Эрмитаж, нашел там манускрипт, скопировал и... Теперь его изучают специалисты по трактатам.

Таланты Леонардо ко времени приезда в Милан к герцогу Лодовико Моро хорошо известны - это игра на лютне, инженерное искусство, мастерство в живописи, умение устраивать празднества и, разумеется, способность изготовить конную статую кондотьера Франческо Сфорца, ради чего он и был приглашен герцогом в Милан.

«Конь» Леонардо высотой под 8 метров был сделан в глиняной модели, но так никогда и не был отлит в бронзе - денег не оказалось на такого гигантского конька.

Во времена жизни Леонардо в Милане главную роль при дворе герцога играли три женщины:  жена Лодовико Беатриче д' Эсте и две его любовницы-Чечилия Галлерани и Лукреция Кривелли. Чечилия Галлерани играла роль первой дамы до женитьбы герцога на Беатриче д' Эсте.



Портрет дамы (Беатриче д' Эсте?) работы Леонардо да Винчи из пинакотеки Амброзиана, Милан.

Беатриче вышла замуж за герцога, когда ей было 16 лет. Судьба ей уготовила недолгий век - в 22 года она умерла. Честолюбивая, смелая, она приняла деятельное участие в политических интригах своего мужа. Узнав о наличии у своего мужа любовницы, она потребовала, чтобы он с ней расстался, и герцог выполнил требование жены.

От тонкого лукавства и дерзких затей в политике она с необычайной энергией переходила к увеселениям. Красотой она не отличалась. В этом отношении преимущество было на стороне ее сестры Изабеллы д' Эсте, покровительницы наук и искусства. Лодовико Моро в значительной степени подчинялся своей молодой, энергичной жене и сильно горевал после ее кончины.

После смерти супруги герцог, погоревав, утешился с Лукрецией Кривелли.

Считается, что именно супруга герцога Беатриче побудила Леонардо создать два важных кухонных приспособления: механический вертел для жаркого и вытяжка для удаления чада от очага. Прообразы или проекты их были найдены в реально существующем манускрипте под названием Атлантический Кодекс.



Лист из Атлантического Кодекса. Это, конечно, не механический вертел и не вытяжка, а описание принципов механики. Конкретно вертел и вытяжку надо смотреть на листе 5 и на обороте листа в Атлантическом Кодексе.

Кстати, считается, что именно Беатриче д' Эсте изобрела такое блюдо, которое  нам с Собакевичем не по нутру. Это блюдо называется «слизни по-урбински с куриными пупками». Видно мало было при дворе Сфорца куриных пупков, вот и разбавляли их слизнями... Любопытно было бы узнать, чем приготовление слизней в Урбино отличается от других мест Италии.

Трудно сказать, какие блюда любил сам Леонардо. Пишут, что он был вегетарианец. Ежели это так, то нисколько не удивляет его коммерческий провал во флорентийской эпопее с «Тремя улитками» и «Тремя лягушками».

В отделе манускриптов Британской библиотеки хранится лист с набросками Леонардо в последнее время его жизни. Там его геометрические расчеты и построения внезапно прекращаются и поясняются фразой «потому что минестра (суп) остывает» (perche la minestra si fredda). Иногда суп становится важнее геометрии.

Уффици, Леонардо, Флоренция, Сфорца, Верроккьо, кулинария

Previous post Next post
Up