Это слово «придворнослужители» непривычное современному русскому языку, хотя оно образовано вполне по правилам словообразования. А непривычно оно, потому что было забыто на сто лет.
Кроме известных нам сословий в Российской империи существовало не прописанное в законах «придворнослужительское сословие», являвшееся своего рода обособленной кастой более ста лет.
Сословность придворных служителей Императорского двора была законодательно закреплена императрицей Екатериной II Указом от 1 февраля 1794 года, согласно которому «Впредь ни в какие по двору должности, как то: официанты, камер-лакеи, лакеи, истопники и работники из военных и других разного звания и состояния людей не принимать и не определять, а замещать все таковые должности из детей придворнослужителей».
Со временем придворнослужители стали привилегированной группой населения Российской империи. Они были освобождены от подушных податей и рекрутской повинности. Служба их давала право на производство чинов согласно Табели о рангах, за выслугу лет им полагалось получение ордена Святого Владимира, а за длительную беспорочную службу им, как чиновникам, полагалась пенсия.
Сыновья придворнослужителей имели право поступления на государственную службу на правах канцелярских служащих. Иными словами, льготы у них были хорошие и немалые!
Фрагмент акварели Константина Андреевича Ухтомского с изображением придворнослужителей - ливрейных лакеев в Предцерковном зале Зимнего дворца в Петербурге. 1863 год, Петербург. Из собрания Государственного Эрмитажа.
При этом придворнослужители не были оформлены законодательно в особое состояние, как мещанское, крестьянское или дворянское сословия. Министерством юстиции в 1899 году подчеркивалась специфичность этого обособленного слоя населения империи:
«Органического значения это сословие не имеет, а должно быть признано особой кастой, причисляемой к разночинцам <...> и по существу прав занимающей положение среднее между бывшими податными и привилегированными сословиями. Главной же отличительной чертой, обусловливающей обособление придворнослужителей, являлось удовлетворение потребностей Двора в его многоразличных проявлениях, чем и объясняется предоставление им существенных прав, отличающих их от низших сословий».
Либеральные настроения в начале эпохи правления императора Александра II впервые со времен Екатерины II поставили вопрос об ликвидации льгот для «сословия придворнослужителей». К этому привела экономия и сокращение расходов казны на содержание Двора и конкретно - большой группы придворных служителей. Но никаких радикальных шагов предпринято не было. Правда экономия привела к развалу дворцового хозяйства и вынудила придворнослужителей искать дополнительные источники доходов в виде того, что «плохо лежало» в императорских покоях.
Александр III оказался более решительным и 10 мая 1882 года он утвердил новые временные штаты придворнослужителей, разрешив замещение вакансий придворных лицам по вольному найму. Несмотря на появление значительного числа вольнонаемных придворных служителей льготы им отменены не были.
Только при последнем императоре Николае II было утверждено решение общего собрания Государственного Совета «об отмене узаконений об особых служебных правах и преимуществах по рождению придворнослужителям и их детям». То есть перестали передавать должность при дворе по наследству от отца к сыну.
Наемный Иван Кулешов, коннорабочий дворцового обоза. Пропуск служащего Дворцового ведомства, выполненный в формате визитки в фотоателье «К. Е. фон Ган и К°». На лицевой и оборотной стороне штамп: «Начальникъ дворцовой полицiи» и регистрационный номер: 23683. Царское Село, 1913 год.
Согласно новым веяниям, подданные Российской империи, начиная с 16 лет, могли поступить на службу в Придворное ведомство. Справедливости ради следует сказать, что предпочтение все же отдавалось детям придворнослужителей и лицам, уволенным в отставку из армейских и гвардейских частей.
Большинство мест в Придворном ведомстве предполагало наём лиц мужского пола. Женских мест было немного. Такие должности были на при дворцовом телеграфе, в придворном прачечном заведении, на дворцовых кухнях и в качестве комнатной прислуги, портных, гладильщиц.
Анна Павловна Романова, 22 мая 1910 года была определена в штат Гофмаршальской части на место камер-юнгферы к Александре Фёдоровне.
С появлением телефонной станции девушек стали нанимать телефонистками. Только в случае нехватки мужского населения во время Первой мировой войны обстоятельства вынуждали нанимать женщин на мужские места в порядке исключения. Например, сторожем была нанята женщина в отделение придворной медицинской части.
Служителями Высочайшего двора из женщин по штату за 1910 год было 29 человек. Это были комнатные прислуги императриц, а также смотрительница прачечного заведения, сортировщицы белья и кастелянши.
Наемные придворные служители из российских подданных должны были быть только лицами христианского вероисповедания вне зависимости от конфессии.
Подданные иностранных государств тоже могли быть придворными служителями, например на должностях старшего повара, метрдотеля или «араба Высочайшего двора».
Фрагмент акварели Константина Андреевича Ухтомского с изображением Арапского зала, или Большой столовой Зимнего дворца в Петербурге. В помещении также изображен придворнослужитель - "араб Высочайшего двора".
Существовал порядок принятия таких лиц на придворную службу. Этот порядок был утвержден 7 мая 1893 года Министром императорского двора. Иностранные подданные должны были изначально исповедовать христианство или принять его до поступления на придворную службу. Вступая на службу при дворе, они приносили присягу на подданство России.
Кроме перечисленных обязательных условий для придворнослужителей, было еще одно, которое было Высочайше повелено еще императором Николаем I в декабре 1827 года: «определять ко Двору людей только видной наружности». При прочих равных качествах соискателей места придворного служителя предпочтение отдавалось тому, у кого была «видная наружность».
Витольд Лесневский, практикант на электростанции. Пропуск служащего Дворцового ведомства, выполненный в формате визитки в фотоателье «К. Е. фон Ган и К°». На лицевой и оборотной стороне штамп: «Начальникъ дворцовой полицiи» и регистрационный номер: 23482. Царское Село, 1913 год.
На рубеже XIX-XX веков 36 % придворнослужителей были из отставных военных, 28% - из придворнослужительских детей, 21% - выходцев из мещан и ремесленников и 15% - из крестьян.
Больше всего доверяли военным. Сформировался порядок найма отслужившими установленный срок военными. Министр Двора отправлял список открывавшихся вакансий придворных служителей Военному ведомству. Список вакансий придворных служителей печатался в «Русском инвалиде».
Например, 15 июня 1907 года были заявлены следующие вакансии: пять помощников швейцаров с годовым окладом в 460 рублей, один ездовой при Канцелярии Двора, шесть присяжных работников при дворцовых кладовых с годовым окладом в 360 рублей. На эти места могли претендовать низшие армейские чины, отслужившие сверхсрочно 10 или 15 лет.
Фрагмент акварели Константина Андреевича Ухтомского с изображением Комендантского подъезда Зимнего дворца в Петербурге. У основания лестницы изображен придворнослужитель - швейцар, держащий шинель и ожидающий того, кому эта шинель принадлежит. Швейцары были преимущественно из военных.
Кандидатуры желающих поступить на придворную службу подвергались шестимесячным «проверочным испытаниям или пробной службе». Для этого военнослужащие увольнялись «в отпуск на срок до 6 месяцев с сохранением получаемого ими на венной службе содержания».
Преимуществом после русско-японской войны пользовались солдаты, получившие ранения на фронте.
Традиционно на придворную службу брали только проверенных людей. Все кандидаты проходили проверку через дворцовую полицию. Придворнослужители приносили клятву «пред Богом и Судом Его Страшным» «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови». Большинство придворнослужителей так и служили.