Итак, после смерти Фредерика Дютфуа наследники продали парфюмерную фабрику. Стекольно-хрустальный завод Армана Дюфуа остался в собственности семьи, и впоследствии дела вели сыновья Армана: Арман и Леон Лютфуа. Покупателем парфюмерной фабрики был французский парфюмер Ширис (Chiris) из Грасса, который акционировал предприятие, в результате чего было образовано "Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко", владельцами которого были преимущественно граждане Франции, а само товарищество находилось под управлением Леона Шириса.
Техническим директором товарищества стал Адольф Лемерсье, наследник того Лемерсье, что имел парфюмерный магазин на Кузнецком Мосту и позиционировал себя преемником фирмы "Л.Буис и Ко". Адольф Лемерсье владел на Вятской улице своей собственной фабрикой парфюмерии и косметики, то есть в Бутырках в начале века было две парфюмерные фабрики - товарищества Ралле и Лемерсье.
«Парфюмерно-косметическая фабрика Акционерного общества высшей парфюмерии А. Лемерсье» до 1916 года находилась на Большой Бутырской улице в доме 85, имела 62 рабочих и 18 фабричных участков.
Парфюмерию от Ралле разливали в стеклянные флаконы фабрики Армана Дютфуа. Из семьи Дютфуа в "Товариществе высшей парфюмерии А.Ралле и Ко" только Леон владел пятью паями.
Фабрика товарищества переехала в Бутырки, там же располагался завод стеклянной посуды Армана Дютфуа. Таким образом, на рубеже XIX-XX веков в Бутырках сформировался, как сейчас принято говорить, парфюмерный кластер. И до 1917 года производство духов, хрустальной и стеклянной посуды для их упаковки находилось в Бутырках.
На плане города Москвы выделены участки, где располагались фабрики по производству парфюмерии товарищества "А.Ралле и Ко", принадлежащего компании Шириса после 1897 года, и завод по производству стекла и хрусталя Армана Дюфуа.
В Бутырках было построено новое здание парфюмерной фабрики, оборудованное на основании последних достижений технического прогресса - фабрика была электрифицирована и оборудована специальными машинами и механизмами.
Процесс анфлёража - выгонки эфирных масел растений без температурной обработки является производством ароматизированного жира, называющегося помадой. Помаду промывали спиртом, и в процессе промывки ароматические эфиры переходили в раствор, после чего их можно смешивать с другими эфирами. Затем ароматизированный спирт испаряется и получается "абсолют" - ароматический концентрат. Концентрат используют в парфюмерии для изготовления духов и косметических средств.
"Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко" работало на сырье, привозимом из Франции, из Грасса.
Чтобы аромат перешел в туалетную воду или одеколон, на новой парфюмерной фабрике товарищества помаду промывали спиртом в специальных емкостях.
Помада и спирт помещались "в цилиндрический резервуар, внутри которого проходит стержень. снабженный несколькими лопастями; цилиндру придается вращательное движение, и одновременно с этим стержень ходит, как поршень, вверх и вниз; от непрерывного взбалтывания помада пристает к лопастям и мало-по-малу сообщает свой запах спирту. Обыкновенно не ограничиваются одною промывкою, но, само собой разумеется, повторение этой операции дает все более и более слабые растворы. В полученных таким образом растворенных эссенциях всегда остается несколько жира, но так как он обращается в твердое состояние при очень низкой температуре, то подвергая жидкость действию умеренного холода, можно заморозить одни частицы жира, которые потом легко устранить фильтрованием. От несоблюдения этой предосторожности спиртовые растворы эссенций и приготовленные из них духи в холодное время года мутнеют." Так описывался технологический процесс промывки помады спиртом на фабрике "А.Ралле и Ко" в 1898 году.
Котельная на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Энергия парового котла распределялась и преобразовалась в движение на разных технологических линиях с помощью ременных передач в помещении, называемом машинной. Технически машинная организована так, что двигатель вращает вал, с которого движение передавалось ремнями на нужное оборудование. Запуск котла и вала сопровождался гудком, сообщавшим начало работы в цехах.
Машинная на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе). Видно несколько широких ременных передач между различными машинами и валом, проходящим вверху.
Простое не ароматизированное мыло варили в котлах.
Мыловарня на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Поскольку ароматы разрушаются при температуре, то ароматизация мыла происходила в холодном виде методом физического перемешивания уже сваренного твердого мыла с ароматной эссенцией и красителями. Для этого на фабрике действовали специальные машины, которые плющили и резали мыльные глыбы, затем смесь перетиралась системой валов до получения полностью однородной по цвету и аромату мыльной массы, которая проходит через стружечные машины несколько раз.
Стружечные машины на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе). Стружечные машины приводились в движение через ременные передачи от вала, проходящего верху.
"Последним словом техники в области производства туалетных мыл является сушильно-терочная машина непрерывного действия, построенная гг.де-Крессоньер в Лилле".
На конечном этапе выделки мыла масса прессовалась и под давлением проходила через форму, где после резки формировались отдельные куски мыла, на которых выдавливается название мыла и имя фабрики - "А.Ралле и Ко". Куски мыла поступали в отделку, упаковывались и шли на склад готовой продукции.
Отделочная мыла на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Отделочная духов на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе).
После Лемерсье техническим директором и парфюмером стал Эрнест Бо, брат одного из директоров, Эдуарда Бо. Впоследствии Эрнест Бо писал:
«Я начал свою работу в 1898 году в Москве. Мой старший брат был тогда администратором у Ралле, одного из самых крупных русских парфюмеров... На этом большом предприятии работало 1500 рабочих. Фабричное оборудование и социальная организация были совершенны по тому времени.
Дому [торговому] приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку (180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т.д.) и считаться со вкусами русских женщин в использовании духов и предметов роскоши. Полные поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру, одеколон и духи. <...>
С 1902 года наш технический директор Лемерсье стал обучать меня парфюмерному искусству. С радостью воздам я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки. Всё в нём было оригинально, начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчетливо предвидевший всё новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в парфюмерию, содействуя её расцвету».
Первый успех пришел к Эрнесту Бо с выпуском духов и одеколона "Царский вереск". В 1912 году был создан новый продукт - духи "Букет Наполеона", почему-то выпущенный к 100-летию войны 1812 года. Так Наполеон вернулся в Россию победителем спустя сто лет! В 1913 году к 300-летию воцарения династии Романовых были созданы духи "Букет Екатерины".
Рост этот был прекращен с участием России в войне и революцией.
Французским парфюмерам приходилось в России конкурировать во своими соотечественниками во Франции, которые несмотря на развивавшуюся российскую парфюмерную промышленность и высокие цены, продолжали пользоваться успехом у российской знати, судившей не по качеству духов, а по ярлыкам на флаконах. "Слепые дегустации" показывали, что при отсутствии ярлыков, качество продукции российских парфюмеров было высоким.
Чтобы продукция российской парфюмерной промышленности была принята российской публикой, "нужны были французскія имена Ралле и его продолжателей и послѣдователей, чтобы пріучить - странно сказать! - Россію къ русской же парфюмеріи."
После революции "Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко" было национализировано и реорганизовано в Государственный мыловаренный завод № 4, который в 1924 году вошел в Государственное объединение заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского Совета народного хозяйства. В этом объединении был создан Трест эфиро жировых эссенций, или ТЭЖЭ. В 1930-х годах Трест возглавила жена Вячеслава Михайловича Молотова, Полина Жемчужина.
Удивительно, но под ее компетентным руководством СССР по выпуску парфюмерной продукции обошел Францию и занимал в 1930-е годы 3-е место после США и Великобритании. Под этой аббревиатурой ТЭЖЭ выпускались духи.
Флакон из-под духов ТЭЖЭ.
Незнающие, что означало ТЭЖЭ, считали, что в этих буквах зашифрована «Тайна Женщины».
Производство продукции Ралле переместилось во Францию, и к России оно больше никакого отношения не имело.
Духи упаковывают во флаконы. Флакон является частью парфюмерной продукции: в нем духи живут. Флаконы делались на Хрустальном заводе Армана Дютфуа.
Арман и Леон Дютфуа в начале 1900-х годов были студентами Императорского технического училища, а практику проходили на собственном заводе.
Прейскурант продукции Завода Армана Дютфуа в бутырках.
Арман в 1907 году был в числе инициаторов созыва отраслевого съезда стеклозаводчиков, который возглавил известный русский стеклозаводчик граф Александр Дмитриевич Оболенский. Дютфуа активно работал над улучшением условий производства стекла и страхованием работников от несчастных случаев на производстве.
Арман Дютфуа и его жена Адель, урожденная Винкель. Арман с семьей покинул Россию в 1910 году.
В 1911 году семейство Дютфуа-Катуар пыталось сделать из своей фирмы «А.Ф.Дютфуа, наследники» публичное акционерное общество, но эта попытка не удалась. 24 августа 1911 года Леон Дютфуа женился на Ольге Егоровой. В 1912 году акционерами завода были Лев Львович Катуар - глава фирмы, Леон Дютфуа, и муж сестры Лизы, Антуан Терель де Шенэ. А фактически делами занималась Мари, вторая жена Армана-старшего, и Леон Дютфуа.
На основании сведений о национализации заводов стекольного производства после революции, завод "А.Ф.Дютфуа, наследники" в Бутырках принадлежал также Эмилию Клавдиевичу Мартену, сыну Клавдия Мартена - основателя завода. Это показывает, что Мартен при продаже завода в 1865 году Фредерику Дю фуа оставил себе долю, а учитывая талант инженера-стекольщика Эмиля Мартена, это совместное владение заводом, безусловно, было выгодно семейству Дютфуа.
Ворота Хрустального завода "А.Ф.Дютфуа, наследники" в Бутырках.
В 1914 году на хрустальном заводе Дютфуа в Бутырках (ворота завода на фотографии) работало 600 человек. На заводе было три печи с 12-14 горнами каждая, 11 печей для переплавки стекла, 2 паровых машины мощностью 36 л.с. и электродвигатель мощностью 78 л.с.
Стоимость завода в Бутырках составляла по оценкам того времени 3 150 000 рублей.
Кроме завода в Москве, у "А.Ф.Дютфуа, наследники" были Успенский стекольный завод во Владимирской губернии и Чириковский стекольный завод в Могилевской губернии. Завод в селе Успенском, Владимирской губернии, Александровского уезда был куплен в рассрочку и покупка была завершена незадолго до революции - в августе 1916 года.
Вид Успенского стекольного завода.
На Успенском заводе работало 1200 человек; завод был оборудован двумя печами по 14 горнов каждая, тремя печами для плавки и переплавки стекла, паровой машина мощностью 65 л.с, двумя локомобилями, лесопилкой с паровой машиной мощностью 40 л.с.
Все три завода "А.Ф.Дютфуа, наследники" были национализированы в 1918 году.
Заводы после революции встали. Леону Дюфуа на завод в Бутырки в октябре 1918 года было прислано уведомление, что ВСНХ назначил своего уполномоченного, товарища Себастьяна Исидоровича Фогельсона.
Уведомление Леону Дютфуа о назначении на завод уполномоченного С.И.Фогельсона.
Так закончилась история хрустального завода французов Дютфуа, поставлявших стеклянные призмы и конвексные стекла для успешного купеческого торгового предприятия - постройки Верхних и Средних торговых рядов на Красной площади и началась история завода имени Калинина.
Леон Дютфуа был арестован ЧК, но ему удалось освободиться из тюрьмы, и он с семьей уехал во Францию в 1919 году. Умер он 11 ноября 1960 года. Его тетка и одновременно мачеха, воспитавшая детей Армана Дютфуа-старшего от двух браков с дочерьми Льва Ивановича Катуара, Мари Хелен Дютфуа, урожденная Катуар, умерла в Париже 8 августа 1922 года и похоронена на кладбище Монпарнас.