Кроме флаконов для духов, баночек для кремов, склянок для фармацевтов, стекол для керосиновых ламп, хрустальной и стеклянной посуды, завод Армана Дюфуа вырабатывал и строительное стекло. Именно этот завод получил подряд на поставку призматических и конвексных стекол для устройства иллюминаторов при строительстве новых зданий Верхних и Средних торговых рядов на Красной площади в Москве.
Торговая часть Китай-города, прилегающая к Красной площади и далее на спуске к Москве-реке состояла из трех частей - верхних, средних и нижних торговых рядов.
Самая большая часть торгового Китай-города - Верхние торговые ряды, расположенная между улицами Никольской и Ильинской, в советское время получила название ГУМа - Государственного универсального магазина, и с тех пор так и называется.
Во время московского пожара 1812 года эта часть города была сожжена, и при восстановлении торговых рядов фасады их были выполнены по проекту архитектора Бове, а за фасадами каждый владелец лавки считал своим правом расширять пространство пристройками и надстройками, не выходящими за предельно допустимую высоту строения - выше фасада который не превышал уровень третьего этажа. Поэтому, с фасада ряды выглядели так:
Верхние торговые ряды, вид со стороны Никольской башни, 1884 год. С фотографии из Альбома Н.А.Найденова.
А с крыш зданий по Никольской, изнутри, а не с фасада они выглядели так:
Вид Верхних торговых рядов Китай-города со стороны Никольской. С фотографии Е.Самонова 1886 год. Выглядит так, словно это не центр столицы Российской Империи, а бедняцкий "шанхай".
Обветшалый мир старых торговых рядов Китай-города, уже готовящихся уйти в небытие, быть разобранными и замененными новыми, небывало прекрасными торговыми рядами, призванными украсить и без того красивую Красную площадь древней Москвы, запечатлен на страницах романа Петра Дмитриевича Боборыкина "Китай-город".
Боборыкин, не одно десятилетие проживший в разных "европах", с любовью русского описывает мир старой Москвы и торговых рядов: Ножевой, Лоскутный, квасная лавка, в которую проникают "чрез Сундучный ряд, под вывеску, которая доживет, наверное до дня разрушения гостиного двора с его норами, проваливающимися плитами и половицами, сыростью, духотой, вонью. Но многие пожалеют летом о прохладе Сундучного ряда, где недалеко от входа усталый путник, измученный толкотней суровских лавок и сорочьей болтовней зазывающих мальчишек и молодцов Ножевой линии, находил квасное и съедобное приволье..."
Старые Верхние ряды в торговое время. Большой суконный ряд. С фотографии Е.Самонова 1886 год.
"Китай-город" - прекрасный роман для ценителей старого быта и московской жизни, когда деньги пахли потом и давались с трудом! Словарь фразеологии произведений Боборыкина содержит не одну тысячу слов и выражений русского языка, навсегда нами утраченных.
Торговые ряды, состоящие из купеческих "нор", где каждый сам себе хозяин, не ремонтировались с 1815 года и к тому времени, когда Петр Боборыкин описывал обстоятельства жизни своего героя Палтусова, они уже находились в вопиющем противоречии с достатком русского купечества и с той растущей ролью купеческого капитала в жизни города.
Средний проход Верхних рядов перед их ломкой. С фотографии Е.Самонова 1886 год.
Ряды уже к концу 1860-х годов пришли в предаварийное состояние, и об этом состоянии московским генерал-губернатором был поднят вопрос на заседании Московской городской думы в 1869 году. Опасаясь, что реконструкция торговых рядов будет произведена внешними силами, представители купечества, владевшие лавками в рядах, обратились с прошением в городскую Думу разрешить самим владельцам провести реконструкцию рядов.
Была создана комиссия из числа владельцев лавок, которая, изучив обстоятельства, выступила с ходатайством к правительству Москвы о прирезке дополнительной полосы земли. Обоснована эта просьба была тем, что каждый владелец после реконструкции должен владеть точно такой площадью лавки, какой он владел до перестройки рядов.
Верхние ряды перед их закрытием в 1886 году. Фасад по Ильинке. С фотографии Е.Самонова 1886 год.
Разумеется, городская Дума на такую прирезку земли не согласилась, а владельцы лавок не согласны были на уменьшение площадей своих лавок, и дело застопорилось надолго, пока торговые ряды не пришли в ветхость, угрожавшую разрушением покупателям и торговцам. В 1880 году Думой было направлено в правительство ходатайство о вменении владельцам лавок в рядах организовать акционерное общество для перестройки торговых рядов. Это ходатайство пролежало еще шесть лет без движения.
И только в 1886 году на общем собрании владельцев лавок Верхних торговых рядов под председательством городского Головы Алексеева Н.А. было принято решение в шестимесячный срок выработать проект Устава акционерного общества и составить финансовый план перестройки торговых рядов.
Верхние ряды перед их закрытием в 1886 году. Фасад со стороны Красной площади. С фотографии Е.Самонова 1886 год.
Такова наша русская черта: тянуть до самого последнего предела! Ряды уже нельзя было признать местом, где можно было торговать, и у городской Думы были основания для их закрытия. Эта мера была признана обществом "несвоевременной и бесчеловечной", но ускорила движение дела, тянувшегося уже почти двадцать лет.
Проект Устава акционерного общества был выработан при участии А.Г.Кольчугина, основателя города Кольчугино во Владимирской губернии, возглавлявшего Комитет лавковладельцев.
Это проект был основан на следующих главных принципах:
а). акционерами могли состоять только лавковладельцы в размере их владений без привлечения посторонних капиталов к участию в предприятии;
б). вся земля под лавками должна быть признана собственностью акционерного общества, а не города;
в). стоимость владений определяется их доходностью по городской оценке.
Общий вид раскопки древних подвалов на месте старых Верхних рядов.
Практически владельцы лавок передавали свои владения акционерному Обществу - происходила смена собственников, и главная сложность дела состояла в том, что далеко не у всех владельцев лавок были документы на владение. Устав Общества был Высочайше утвержден 10 мая 1888 года. И именно это Высочайшее утверждение явилось способом решения проблемы. Согласно § 2 Устава лавки передавались Обществу без совершения купчих крепостей по планам, описям и оценкам.
Общество считалось состоявшимся, когда свои владения Обществу передадут 2/3 владельцев лавок. Это произошло к 20 августа 1888 года. Тогда же были избраны Совет и Правление акционерного Общества Верхних торговых рядов (председатель А.Г.Кольчугин). Одновременно приступили к разборке старых строений, продолжали принимать оставшихся владельцев лавок и составляли опись лавок тех владельцев, которые не пожелали передать их Обществу, не захотели войти в его состав. Эти лавки подлежали отчуждению в пользу города - всего таких лавок было на сумму 130 000 рублей, и с этим капиталом город вошел в состав Общества.
Конкурс на лучший проект нового здания Верхних рядов состоялся с 15 ноября 1888 года по 15 февраля 1889 года. В конкурсе участвовало 23 проекта. Авторство проектов скрывалось под девизами, которые были раскрыты в финале конкурса: первую премию в 6000 рублей получил проект под девизом "Московскому купечеству", автор проекта профессор Академии архитектуры Александр Никанорович Померанцев. Вторая премия в 3000 рублей была присуждена проекту под девизом "По программе", автор архитектор Роман Иванович Клейн. Третья премия в 2000 рублей досталась проекту под девизом "С Богом", автор архитектор Август Егорович Вебер. Проект Померанцева был одобрен к постройке Строительным Комитетом и Высочайше утвержден.
Финансовым планом предусматривалось для строительства выпустить облигации Общества - взять деньги взаймы под долговые процентные ценные бумаги методом их размещения на бирже на сумму пять миллионов рублей. Облигации Общества Верхних торговых рядов с купоном 5% были размещены в два выпуска: первый выпуск прошел в октябре 1889 года на два миллиона рублей; второй в два этапа - на два миллиона в июне 1891 года и весной 1892 года еще на один миллион рублей.
Облигации Общества Верхних торговых рядов разных выпусков и разного номинала с гарантированной доходность 5%.
Облигации были разобраны очень быстро по номинальной цене, что указывало на высокую оценку рынком работы Общества и предполагало гарантированную выгоду держателям долговых бумаг. Капитал Общества, состоящий из капитализации лавок, переданных ему владельцами, оценивался в 9 408 000 рублей. От продажи материалов разобранных старых сооружений Общество выручило 250 000 рублей.
Купцы долго запрягали, но быстро ехали! Площадь в 2.2 гектара была застроена к 1893 году, это быстро, с учетом грандиозности сооружения и того, что возведение самого здания выполнялось только в строительный сезон. В самый разгар стройки каменщиками укладывалось свыше 200 000 кирпичей в день с использованием 600 бочек цемента.
Всего семь фирм поставляли кирпич на строительство зданий Верхних и Средних рядов. Среди них была фирма "Вдова Катуар с сыновьями", правда вдова уже давно умерла, и фирма управлялась ее сыном Львом Ивановичем Катуаром. Кирпич производился на заводе в селе Верхние Котлы, на юге от Москвы за кольцевой железной дорогой.
Возведение здания Верхних рядов, в том числе и из кирпичей Катуаров.
По берегам речки Котёлки (сейчас Котловки), впадавшей в Москву-реку к югу от Москвы, жители брали глину для изготовления кирпичей еще со времен восстановления города после пожара 1812 года. С введением крестьянской реформы 1961 года, когда значительные площади земель выделялись в наделы освобождавшимся крестьянам, часть земель в наделы не вошла и владельцы стали их распродавать. На этих землях в окрестностях деревни Верхние Котлы были обнаружены залежи пригодных для изготовления кирпичей суглинков.
В начале 1860-х годов Катуары купили в районе деревни Верхние Котлы землю и устроили там кирпичный завод. В 1862 году завод вдовы Катуар с сыновьями (1 машина, 65 станков, 1 печь Гофмана, 217 рабочих) выпускал 6 миллионов 338 тысяч штук кирпичей в год, а оборот завода составлял 158 450 рублей с доходностью 3000 рублей.
Кирпич фабрики, принадлежащей Катуарам, с клеймом "Катуар Москва"
5 октября 1871 года князья Грузинские продали потомственным почетным гражданам Катуарам землю в Верхних Котлах и окрестностях со строением и кирпичным заводом за 85 тысяч рублей. В результате Катуары стали владельцами двух кирпичных завода в Верхних Котлах. Заводы ими были объединены в один, который был модернизирован. Кирпичный завод "Вдова Катуар с сыновьями" был самым крупным в округе.
До 1958 года в Верхние Котлы вело Катуаровское шоссе, переименованное в Нагорную улицу.
Высота здания Верхних рядов была ограничена градостроительными нормами того времени. Поэтому проект предусматривал уход под землю почти на два этажа. Надземная часть здания представляет собой три продольных пассажа (линии) между улицами Никольской и Ильинской, и три поперечных пассажа между Красной площадью и Ветошным проездом.
В здании было построено около 1000 торговых номеров. Подвальный этаж в полную высоту пять аршин (3,56 метра), кроме того, что располагался под всем зданием, имел еще разгрузочный двор, располагавшийся под Ветошным проездом.
Главный вестибюль под Ветошным проездом. на полу вестибюля видны круглые иллюминаторы с призматическими стеклами, выполненные для освещения подвального этажа.
Под подвальным помещением Верхних рядов располагался еще один подподвал, где помещались котлы центрального отопления - четыре центра отопления с двенадцатью котлами, и аккумуляторная станция электрического освещения. Для освещения магазинов, пассажей и окружающих здание проездов использовалось только электрическое освещение "свыше 7000 ламп накаливания в несколько десятков вольтовых дуг".
Отопление здания было центральное - это после холодных старых "нор", снабжаемых каждым владельцем своей печкой, причиной нередких пожаров. Почему-то одна половина здания отапливалась по проекту инженера Залесского, а вторая по системе Санкт-Петербургского металлического завода. Всего на отопление расходовалось 150 000 пудов (2.4 тонны) нефти. Тогда топили нефтью, да и позже еще, во времена, когда в романе Булгакова Москву посетил Воланд, Никанор Иванович Босой тоже беспокоился о закупке нефти для отопительного сезона.
Под зданием рядов располагался собственный артезианский колодец, обеспечивавший, если угодно, до 50 000 ведер в день хорошей воды, необходимой для отопления, водопровода и пожарных кранов, рассеянных в рядах повсеместно.
Подвальные пассажи освещались в дневное время "посредством особой системой перекрытий подвалов призматическими стеклами, преломляющими вертикальные лучи, каковые стекла чередуются с конвексными, и посредством стеклянных покрытий сводообразующих отверстий, находящихся с наружной стороны зданий под окнами первого этажа; в подвалах этих представляющих собой более 320 номеров прекрасных помещений, без посредства какого-либо искусственного света днем не темнее, чем как оно бывает в обычных надземных помещениях в пасмурные дни".
Способ освещения подвальных помещений призматическими стеклами от "Chicago Ingenereng & Co." в конце XIX века.
Это могло выглядеть так же, как в Чикаго - тут изображен принцип, положенный в основу этого инженерного решения. Тогда не заботились об экологии лицемерно, а просто действовали рационально - экономили ресурсы, если было техническое решение, которое позволяло это сделать.
Для этих специально спроектированных и оборудованных иллюминаторов для освещения подвальных помещений и светообразующих отверстий с внешней стороны здания были заказаны заводу Армана Дюфуа призматические и конвексные стекла.
Призматические стекла могли выглядеть вот так.
Но следует учитывать, что призмы "чередовались" с конвексными - изогнутыми стеклами, которые этот, собранный призмами свет, рассеивали. Это была целая спроектированная осветительная система!
Третий подвальный пассаж с освещением через иллюминаторы. В подвале светло, хотя там нет ни одной лампочки.
К сожалению в настоящее время все эти интересные инженерные решения, примененные когда-то при строительстве Верхних рядов, нигде не упоминаются, и найти, как выглядели иллюминаторы с призмами в сочетании с конвексными стеклами, выполненные заводом Армана Дютфуа в помещениях торговых рядов, мне не удалось.
На схеме плана Средних рядов изображены места расположения призматических и конвексных иллюминаторов (потоки света помечены красными стрелками).
Уже в конце 1891 года часть здания была отделана и в ней началась торговля. С открытием всего здания Верхних торговых рядов для торговли, купцы стали обживать новое место.
Улица Ильинка на пересечении с Красной площадью стала выглядеть так. Очень красивое здание!
Стекло - материал недолговечный. Если катуаровские кирпичи все еще держат своды современного ГУМа, то призматических и конвексных стекол, сделанных на стекольно-хрустальной фабрике Армана Дютфуа, сейчас в ГУМе не найти. Надеюсь, они есть хоть где-то в музее...