Игрушки

Nov 07, 2021 17:50


Революция - это не праздник. Революция - это смерть, кровь, насилие, разруха, голод... Годовщина революции должна нам напоминать обо всем этом.

Прологом Российской революции 1917 года была серия французских революций. Но самой яркой страницей из этой серии было событие, оставшееся в истории как Великая Французская революция. Именно история этого события служило для наших будущих революционеров своего рода «сборником задач и упражнений» по претворению революционного переворота в жизнь.

Этот исторический опыт гласит, что неотъемлемой и важной частью революции является террор, что с латыни переводится как «страх, ужас». Террор имеет целью запугивание и устрашение. Инструментом террора французской революции 1789-1794 годов стала машина для обезглавливания, получившая название «гильотина».

Такие машины были известны в разных странах Европы раньше. Так, например, на гравюре Альбрехта Дюрера изображена казнь Титом Манлием Империором своего сына Тита Манлия-младшего за ослушание его приказу: раньше родители были гораздо строже с детьми.



Альбрехт Дюрер "Римский консул Тит Манлий обезглавливает своего сына". 1553 год.

Устройство, существовавшее ранее, в эпоху французской революции было усовершенствовано и рационализировано детьми эпохи Просвещения, находящих гармонию в рациональном. В их представлениях мгновенное умервщление было гармоничнее длительных мучений. А сожжение в крематориях еще гармоничнее...



Революционная машина для обезглавливания людей была создана  парижским хирургом, Антуаном Луи, и первоначально по его имени она называлась «луизон» и «луизет». Механизм был выполнен клавесинных дел мастером из Страсбурга, немцем по происхождению, Тобиасом Шмидтом. В переписке с доктором Луи Шмидт заверял его, что «сочтет за честь изготовить машину для обезглавливания, способную принести счастье человечеству».

Технические характеристики этого устройства были таковы:

«Высота вертикальных стоек - 4,5 метра; расстояние между стойками - 37 см; высота откидной доски - 85 см; вес ножа - 7 кг; вес груза - 30 кг; вес болтов, фиксирующих нож на грузе, - 3 кг; общий вес обезглавливающего механизма - 40 кг; высота падения ножа - 2,25 м; средняя толщина шеи - 13 см; время исполнения - 0,04 сек; время разрубания шеи - 0,02 сек; скорость ножа - 23,4 км/час; общий вес машины - 580 кг».



Изображение казни на Площади Революции в Париже, выполненное художником Пьером-Антуаном де Маши. Из собрания Музея Карнавале, Париж, Франция.

Свое закрепившееся в истории название машина по обезглавливанию обрела после того как была предложена в качестве более «гуманного» средства казни в 1789 году другим доктором, Жозеф-Игнасом Гильотеном. Доктор Гильотен был одержим идеей равенства.

До революции во Франции простолюдины подлежали смертной казни через повешение, а представителей высшего сословия казнили отрублением головы. Революция всех уравняла в смерти, и всем надлежало рубить головы: «Всем приговоренным к смерти будут рубить головы. К черту веревку! Да здравствует отмена привилегий! Благородное обезглавливание для всех!»



Гравюра "Казнь Людовика XVI". работы Исидора-Станислава Гельмана, Антуана-Жана Дюкло и Шарля Моне.

Аргументируя необходимость применения устройства в массовых казнях, он не без оснований утверждал, что «машина, господа, отрубит вам голову в мгновение ока, и вы ничего не почувствуете. Нож падает быстрее молнии, голова отлетает, кровь брызжет, человека больше нет!»

Считается, что Гильотен хотел сделать казнь человека через обезглавливание менее болезненной, следовательно, более «гуманной»! Нам сейчас это утверждение кажется абсурдом. Но если представить, что творилось во Франции в те времена, когда толпа растерзывала, разрывала голыми руками живого человека на кусочки, вырывая внутренности, каким ужасным мукам предавались люди, то возможно, мгновенная смерть на гильотине покажется более «гуманной», если вообще можно так говорить о публичных казнях.



Портрет доктора Жозефа-Игнаса Гильотена работы неизвестного художника, выполненный в 1784 году. Из собрания Музея Карнавале, Париж, Франция.

Первая казнь на гильотине в апреле 1792 года не произвела впечатления на публику. Все произошло слишком быстро и было недостаточно зрелищно. Толпа на площади была недовольна и слышались крики: «Верните деревянные виселицы!»

Но быстрота одной казни компенсировалась большим количеством, и работу гильотины поставили на поток. Быстро действующее устройство позволяло за короткий срок приводить в исполнение десятки приговоров. Тысячи людей собирались на городские площади, чтобы посмотреть, как устройство очищает французское общество от алчного высшего класса. Казнь стала вновь зрелищем, удовлетворяющим потребность толпы в острых ощущениях.

Скопление людей привело к коммерциализации зрелища, а сама казнь приобрела черты публичного театра, действовавшего на потребу  кровожадной толпы.



Казнь Марии-Антуанетты.

Кафе, рестораны, сувенирные киоски и даже дамские вязальные клубы получали прибыль от кровавых массовых мероприятий. Приговоренные к смертной казни сами нередко до того, как голова их отделится от туловища и окажется в окровавленной плетеной корзине, выступали перед толпой с саркастическими шутками и напоследок стремились сказать ей, все, что они думают о людях.

Палачи стали знаменитостями, облачались в красивую одежду и практиковали искусство красиво и эффектно поднимать вверх отрубленную голову, чтобы толпа приветствовала их. Например, бывший королевский палач Шарль-Анри Сансон был первым палачом, использовавшим гильотину. С шестью помощниками он лично казнил около 3000 человек. Гильотина сделала Сансона звездой революции. Хотя до революции он занимал пост королевского палача, он гильотировал саму Марию-Антуанетту. Ничего личного...



Палач с головой Людовика XVI.

Кровавые революционные события неизбежно отражаются на жизни всех, даже тех, кому чудом удается избежать личного участия в таких событиях. Эти события входят в атмосферу эпохи, имеют последствия в быту и обыденности. У каждой революции свои свидетели и свои последствия. История сохранила артефакты эпохи французской революции, например, в виде детских игрушек.



Кадр из фильма "Семейка Адамс", где дети играют в казнь на электрическом стуле.

Когда мы в фильме «Семейка Адамс» видим, как дети играют с гильотиной или электрическим стулом, нам кажется это веселой находкой сценариста и режиссера. Но в эпоху французской революции игра детей с гильотиной была новомодной штучкой, олицетворявшей прогресс.

Поскольку казни на гильотине стали заурядным повседневным явлением, неудивительно, что дети той эпохи смотрели на ужасные события как на обыденные происшествия. Это отразилось в играх детей. Они обезглавливали кукол, даже живых крыс на игрушечных гильотинах.



Игрушечная гильотина с лежащей на ней телом куклы. Игрушка времен французской революции, около 1794 года. Из книги "Детские игрушки минувших дней", 1928 год (Karl Gröber, Children's Toys of Bygone Days: A History of Playthings of All Peoples from Prehistoric Times to the XIXth Century. B.T. Batsford Limited, 1928)

Хотя французская революция закончилась в 1799 году, гильотина использовалась до 1977 года! На протяжении десятилетий устройство продолжало восприниматься как относительно гуманное средство казни. Германия начала использовать это устройство в 19 веке, а Франция экспортировала его в свои колонии, например, во Французскую Гвиану.



Действующая латунная модель гильотины из французской исправительной колонии Остров Смерти во Французской Гвиане - об этом свидетельствует надпись на верхней поперечной планке.

Изготовление гильотин было прибыльным делом, и клавесинных дел мастер из Страсбурга, Тобиас Шмидт, сделал себе целое состояние на изготовлении «машин смерти». Ничего личного, только бизнес...

французская революция, гильотина, Гильотен, Шмидт, Дюрер, Сансон

Previous post Next post
Up