Русский человек издревле любит и ценит иноземное: моду, изделия, манеры, мысли, интерьеры, обычаи, слова... А французы среди иностранцев в конце XVIII века для передового русского подражателя были наипервейшей моделью. Желание русской знати во всем подражать французам широко известно хотя бы по повсеместному засилью французского языка и литературы.
По сравнению с немецкой колонией, французская колония в Москве появилась относительно поздно, и главными факторами ее образования можно считать указ Екатерины II о предоставлении иностранцам привилегий, устройство в XVIII веке французских колоний в Поволжье под Саратовом и Французскую революцию 1789 года с исправно работающей гильотиной, устанавливающей во Франции свободу, равенство, братство (liberté, égalité, fraternité).
Мраморный портрет императрицы Екатерины II работы Федора Шубина. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
С колониями в Поволжье у многих французов, не имевших навыка сельского труда, дело не складывалось, и часть колонистов, истратив полученные от русской царицы деньги, покидала Россию. Из таких неудавшихся сельских колонистов 542 гражданина Франции приехали в Москву, чтобы попытать счастья во второй, вернее в первой, столице России. Они записывались в купечество, нанимались парикмахерами, поварами, учителями танцев, гувернерами, женщины открывали модные салоны, шляпные мастерские,.. и часто добивались большого финансового успеха.
Российские законы были благосклонны к иностранным купцам, которые платили пошлины ниже, чем русские купцы. Другой привилегией для иностранных торговцев являлось их право розничной торговли на дому, тогда как русский купец мог торговать в розницу только в специально оборудованной для торговли лавке. Так уж устроена русская власть, что она больше любит иностранцев, чем своих подданных - это явление историческое.
В Москве жило достаточно много богатых знатных российских семейств, что повышало вероятность получения прибыли от торговли. Москва была сформировавшимся транспортным узлом России, и все это делало ее крупным торговым центром. Торговля в Москве усиливалась зимой, когда богатые дворяне возвращались в город от летней жизни в деревне и, желая новизны, готовились к зимнему бальному сезону.
Купцы из отдаленных губерний ехали за товаром в Москву по легкому санному пути. Это же свойство русской зимы обеспечивало более интенсивную доставку товаров в зимний период в Москву. Торговая жизнь Москвы кипела!
В совокупности все это привлекало иностранных торговцев, и потому в конце XVIII века Москва была космополитичным городом, в котором торговали и жили представители разных стран, и все они для простого русского были "немцами" - немыми людьми, не знавшими языка. Иностранцы старались селиться вместе. Так образовалась в свое время Немецкая слобода - Лефортово. Центром торговли в Москве был Китай-город, в котором один любознательный француз насчитал 6000 лавок.
С началом Французской революции в Россию и в Москву стали прибывать представители аристократии. Некоторые желали отсидеться в безопасном месте, пока все на их родине не станет "как прежде". Русские аристократы с распростертыми объятиями приняли французскую знать, разоренную революцией - поили, кормили, сочувствовали, давали кров, давали деньги...
Они их приняли гораздо радушнее, чем более столетия спустя после катастрофы 1917 года приняли русских дворян французы.
Иные эмигранты-контрреволюционеры основательно устраивали свою жизнь на новом месте: поступали в России на военную и государственную службу, создавали торговые дела, женились. Это увеличило французскую колонию и качественно усилило ее.
Вместе с представителями французской аристократии в Москву поступали предметы французской роскоши, которыми торговали французские коммерсанты: косметика и парфюмерия, ювелирные изделия, изделия из бронзы, керамики, шелка, живопись, ковры, кондитерские изделия, вина, сыры, мода, бумага для письма и визиток, белье, игральные карты, книги,.. - все очень-очень дорого, и часто было привезено контрабандным путем.
Улица Кузнецкий Мост на литографии Джузеппе Дациаро (1806-1865), а на русский манер второй гильдии московского купца Иосифа Христофоровича Дациаро. Именно его лавка изображена на литографии.
Центром французской колонии в Москве стал Кузнецкий Мост и близлежащие Петровка, Лубянка, Софийка, Рождественка. Французы превратили Кузнецкий Мост в место торговли французским шиком, без которого в высшем российском обществе было никак нельзя.
Важным объединяющим фактором является вера. В 1789 году была оборудована часовня, а 30 марта 1791 года в Москве на Малой Лубянке была освящена католическая церковь - французская церковь - в честь Святого Людовика, ставшая центром консолидации московских французов. Сначала храм Святого Людовика был деревянным. Этот деревянный храм смог пережить московские пожары 1812 года, что, разумеется, по мнению прихожан, явилось результатом Святого Провидения, желавшего сохранить французскую колонию в Москве.
Оскар Дидио. Французский квартал в Москве. Литография Отто Ренана. В центре расположен храм Святого Людовика. Таким квартал стал во второй половине XIX века.
После пожаров 1812 года вся Москва и район Малой Лубянки были отстроены заново, а на месте первоначально сооруженной деревянной церкви Святого Людовика появился в 1830 году каменный храм, созданный Доменико Жилярди и отделанный каменных дел мастером, Сантино Кампиони.