Бароны, но не дворяне.

Aug 06, 2021 13:56

У русской родовитой аристократии титул барона не пользовался уважением. Этим титулом никогда не награждались высшие сановники, им преимущественно жаловались лица недворянского происхождения: иностранные или российские промышленники и финансисты.

Баронские российские фамилии разделялись на три группы. Незначительное меньшинство российских баронов получило титул одновременно с возведением в дворянство от императора за значительные заслуги в деле финансов, торговли и промышленности. В Российской империи к 1910-м годам насчитывался 31 пожалованный баронским титулом род, из которых десять родов пресеклись, пять впоследствии получили графский титул, одному роду архангельских купцов Соловьевых из-за потери необходимых документов в 1841 году было отказано в баронском достоинстве.

Остается в Российской империи всего пятнадцать жалованных баронскими титулами фамилий, разумеется, не считая финляндских и остзейских баронских родов, которые получили баронство до присоединения земель к Российской империи. И третья группа - это те, кто получил баронский титул от иностранного правительства.

Род баронов Гинцбургов относился к последней группе баронов. Второй сын основателя банкирского и торгового дома "И.Е.Гинцбург", Гораций Евзелиевич Гинцбург, состоял с мая 1868 по 1872 годы гессен-дармштадским генеральным консулом в Санкт-Петербурге. Великим Гессен-Дармштадским герцогом был Людвиг III, родной брат императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Когда Мария вышла замуж за цесаревича Александра Николаевича и уехала в Россию, то брат Людвиг поехал с ней. В России он поступил на военную службу. Свои финансовые дела поручил вести банкирскому дому "И.Е.Гинцбург", который в России представлял Гораций Гинцбург. За финансовые услуги в 1870 году великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг III пожаловал Горацию Гинцбургу титул барона.

Недоброжелатели говорили, что Гинцбург купил баронский титул великого герцогства Гессен-Дармштадского. В 1872 году герцогство вошло в состав объединенной Германии и должность консула была упразднена, но отношениям великого герцога Людвига III с банкирским домом Гинцбурга это не помешало. В 1874 году великим герцогом Гессен-Дармштадским титул барона был пожалован и отцу, Евзелю Гинцбургу. Это обстоятельство также стало поводом для злословия недоброжелателей, остривших об этом, что "У аристократов титул передается от отца к сыну, а у Гинцбургов - от сына к отцу".

Пожалование баронского иностранного титула Гинцбургам не изменило их социального статуса в России: они, как прежде, остались в звании потомственных почетных граждан. Высочайшим повелением императора Александра II от 27 мая 1879 года Гинцбургам было позволено пользоваться титулом барона в России с нисходящим потомством. Однако разрешение монарха не обязывало российских подданных использовать баронский титул при взаимодействии с Гинбургами.

Опережая ход событий, но сильно надеясь быть возведенными в потомственное дворянское достоинство Российской империи, Гинсбурги заказали родовой герб: щит, разделённый на четыре части, в первой и четвёртой частях которого, выделенных контуром, расположено было изображение согбенной руки в латах с копьем, на которое повязан красный вымпел; во второй и третьей частях на красном поле были изображены пчелиный кокон и три пчелы. подобие кокона на невысоком постаменте и три пчелы. Щит венчала баронская корона, сверху которой находился шлем с перьями и еще одной дворянской короной и клейноид в виде вздыбленного оленя. Щит держали лев и олень, стоящие на кронштейне, в орнаменте которого располагался девиз: LABOREMUS, что означает "Будем трудиться".

Герб даже был утвержден Департаментом герольдии, однако напрасно: дворянское достоинство Гинцбургам пожаловано не было. Еврей-дворянин в Российской империи был парадоксальным феноменом. парадокс состоял в том, что статус дворянина олицетворял самые высшие правовые привилегии в российском обществе, тогда как евреи были поражены в правах: меньше прав, чем у евреев, было только у осужденных преступников. В пятидесяти губерниях Европейской части России перепись населения в 1897 году засвидетельствовала 108 потомственных дворян-евреев обоего пола и всех возрастов и 88 в губерниях других частей России. В этих 50 губерниях основная масса евреев относилась к мещанскому сословию - 95%, 1.7% - к купечеству с 0.015% получивших звание почетных граждан, а 2.75% были крестьянами.

До эпохи реформ Александра II получить дворянское достоинств евреи могли только через крещение, и такие случаи были редкими. Александр II был первым императором, который даровал дворянство некрещеным евреям и при нем евреям стала частично доступна государственная служба. С 1860-x годов евреи, получившие медицинское или дрyгое высшее университетское образование, могли быть приняты на гpажданскую службу. Именно через государственную службу обрели свой привилегированный статус подавляющее большинство выявленных переписью 1897 года дворян-евреев Европейской России: 108 потомственных и 2905 личных.

Разумеется, это бесправие евреев является статистическим и к баронам Гинцбургам имеет только умозрительное касательство. Если говорить конкретно, то трудно себе представить в Российской империи другое лицо любой национальности, обладавшее такими фактическими возможностями и распространявшее свою власть столь же обширно, как барон Гораций Гинцбург. Возможно, именно, сознавая свои возможности и власть, стремился он для себя и своих потомков получить желанное дворянское достоинство.

Право на дворянство согласно статьям 22 и 37 законов о состояниях и статьи 143 Учреждения орденов и других знаков отличия Свода законов Российской империи приобреталось при получении чина действительного статского советника, орденов Св.Станислава 1-й степени и Св.Владимира 4-й или 3-й степеней (до 1900 года), с распространением прав на всех детей, рожденных до и после пожалования. Также дворянство могло быть даровано за благотворительную деятельность и очень крупные пожертвования.

С 1863 года Гораций Гинцбург был избираем в различные благотворительные организации: Комитет детского приюта имени принца П.Г.Ольденбургского, Совет Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Петербурге, бывшего под покровом Александра II, Общество попечения о раненых и больных воинах, фонд выдачи премий еврейским художникам в Академии искусств, Ремесленное училище цесаревича Николая, Биржевая барачная больница, капитал при императорском институте экспериментальной медицины, Общество для доставления средств Высшим женским курсам, Комитет общества для распространения просвещения между евреями в России. Общество пособия слушательницам врачебных и педагогических курсов,.. и других. По утверждению его секретаря Г.Б.Слиозберга, Гинцбург тратил от 500 до 700 тысяч рублей в год на различные благотворительные мероприятия, при этом выплаты были из средств банкирского дома "И.Е.Гинцбург"

Список всевозможных пожертвований Гинцбурга на разные нужды занимал большую часть его формуляра о службе. В феврале 1880 года "за обширные банкирские операции, коих оборот простирается до 500 млн. в год, и за участие в разных предприятиях, способствующих развитию весьма многих отраслей отечественной промышленности", Гораций Гинцбург был пожалован званием коммерции советника.

К этому времени у него уже были основания просить дворянство: он был награжден орденом Св.Владимира 3-й степени. В июне 1883 года Гинцбургу в порядке исключительного отличия был пожалован чин статского советника, а в ноябре 1884 года по Министерству финансов он получил следующий чин - действительного статского советника. Для получения действительного статского советника в обычном порядке службы требовалось 10 лет пребывания статским советником. Этот чин IV класса Табели о рангах давал право на потомственное дворянство, а его обладатель титуловался "ваше превосходительство". Орден Св.Станислава 1-й степени он получил 1 января 1888 года. То есть по законным основаниям Гораций Гинцбург приобрел право и основания ходатайствовать о даровании ему потомственного дворянства.

Чтобы "устранить... неопределенность" своего положения, барон Гораций Гинцбург несколько раз лично подавал прошения на высочайшее имя о даровании ему потомственного дворянства Российской империи, положенное ему по его заслугам, чинам и орденам. Однако в пожаловании потомственного дворянства ему было отказано. В последний раз он подавал прошение в 1903 году к своему семидесятилетнему юбилею, но оно также было отклонено императором Николаем II.

По мнению Слиозберга, секретаря Горация Гинцбурга, канцелярия по принятию прошений представила императору Николаю II доклад с полным перечислением заслуг барона Гинцбурга, однако из доклада Николай II не понял о чем ходатайствовал проситель. На это указывает то, что основанием для отказа послужило введенное указом Николая II от 28 мая в 1900 года законодательное положение, запрещающее внесение дворян-евреев в гyбернские родословные книги. Возможно, император счел, что барон Гинцбург просит высочайшего разрешения быть внесенным в родословные дворянские книги.

Так или иначе, но из всего рода банкиров Гинцбургов российское личное дворянство по офицерскому чину получил только один - Александр Горациевич Гинцбург.

Гинцбурги, Николай II, дворянство, евреи

Previous post Next post
Up