"Художника привлекают определённые виды форм, но он не знает почему. Вы принимаете эту позицию интуитивно, и только потом пытаетесь её рационализировать или даже оправдать", - это позиция колумбийского последователя фигуратизма Фернандо Ботеро, и она объясняет творчество "художника" как акт бессознательного. В свою очередь и человек, смотрящий на творение, тоже следует своему бессознательному импульсу - принимать, и только потом рационализировать. У моего бессознательного принимать не получается, а мое сознательное рационализирует: пытается понять, зачем это тут?
Фигуратизм Ботеро представлен в Галерее искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С.Пушкина творением под названием "Женщина с зеркальцем".
Фернандо Ботеро, "Женщина с зеркальцем". 1976 год. Бронза. В ГМИИ с 1994 года (дар автора).
Если следовать мысли, что любить - это значит хотеть прикасаться, то на фигуре явно отмечена результатом множественных прикосновений и отполированная, лишенная патины, самая "любимая" часть "Женщины с зеркальцем". Кто ее отполировал, не известно, но по все вероятности, тайком к ней прикасается то ли часть любящей публики, посещающей Галерею в ГМИИ, то ли персонал... От любящей публики фигура защищена ограждением, но разве любви могут служить препятствием веревочные ограждения?!.)
О своих работах автор говорит: "Кого бы я ни писал - женщину, мужчину, собаку или лошадь, - я всегда делаю это с идеей объёма, а не потому, что одержим толстяками". У автора своеобразное представление об объеме - он явно считает, что объем - это много. Его стиль даже получил название "ботеризм", поскольку это явление в XX-XXI веке приняло значительные масштабы не только по "объемам", но и по численности: "объемных" работ выполнено приличное количество - более 3000 картин и более 200 скульптур. Иметь в урбанистическом ландшафте "объемы" Ботеро стало шиком.
Лучший способ заявить о себе - это подарить свою работу. Почти такая же "Женщина с зеркальцем" была подарена не только Пушкинскому музею в Москве, но и городу Мадриду:
Скульптура "Женщина с зеркалом", выполненная Ботеро в 1987 году и подаренная им Мадриду в 1994-м году. Мадрид, площадь Колумба.
Сам автор, которому в будущем году будет 90 лет, считает себя "самым колумбийским художником", правда предпочитает жить в Париже, Монте-Карло, Нью-Йорке или в Тоскане, где в своей литейной мастерской он выполняет крупные скульптурные работы.
Фигуры Ботеро не вызывают отвращения, их нельзя назвать безобразными, но прекрасными их назвать язык тоже не повернется. Автору удается как-то удерживать баланс между гротеском и образом. Целый ряд работ его представляет собой карикатурные изображения известных портретов известных мастеров изобразительного искусства.
Вот этот уродец называется Папа Лев X (по Рафаэлю), написан он по картине Рафаэля "Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси" (1518 год), хранящейся в галерее Уффици во Флоренции.
Показав уродца от Ботеро, неправильно было бы не привести оригинал репродукции Рафаэля:
"Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси" - картина Рафаэля Санти, написанная около 1518 года. Хранится в галерее Уффици, Флоренция.
Тоже с зеркальцем?)
Галереи в своих коллекциях стремятся подражать и включают в собрание работы тех авторов, которые есть у законодателей галерейных мод. Ботеро стал модным на Западе, что равносильно признанию его искусства и высокой стоимости его работ. Но искусство - это явление качественное, а не количественное. Оно не подчиняется принципам строительства коммунистических союзов - демократическому централизму.
Если бы "Женщины с зеркальцем" Ботеро не было в Пушкинском музее, я вряд ли обратила бы свое внимание на этого "одного из самых богатых художников мира". Мир современного искусства допускает глумление над мастерами, в мире модно стало не любить Рафаэля, да Винчи, Тициана... и любить тех, кто "пачкает Мадонну Рафаэля" - это весело, это прикольно, это забавляет! Труд, гениальность, талант - вещи слишком серьезные для нынешнего легкомысленного мира. Прикольное, пошлое, уродливое теперь в моде и хорошо оплачивается. Достаточно вспомнить Петра Первого работы Шемякина в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга...
Афоризм Оскара Уайльда, в котором он обозначил способы нелюбви к искусству, гласит: "Существуют два способа не любить искусство. Один из них заключается в том, чтобы его просто не любить. Другой в том, чтобы любить его рационально". Уайльд - известный любитель и выразитель парадоксов, и из его слов следует, что любить рационально - это не любить. Как было бы все просто, если бы это было так, как говорил Уайльд.
Его современник и соотечественник, Бернард Шоу, который тоже любил хорошо сказать, считал, что "Великое произведение искусства - это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением". Приведенный портрет кисти Рафаэля и уродец от Ботеро хорошо показывают отличие Великого от другого. Великое творение и гениальность унизительны для ничтожества, а уродец - он свой, близкий, понятный, родной...