Об уязвимости образа.

Mar 12, 2021 13:46

Когда я давным-давно впервые читала роман Достоевского "Братья Карамазовы", то не могла в полной мере постичь и объяснить себе реакцию Алексея на тот факт, что тело старца отца Зосимы вскоре после смерти подверглось естественным законам тления, выразившемся в появлении сопровождавшего это тление запаха. Мне эта реакция представлялась литературной, а не жизненной.

Жизнь ведет нас к пониманию, и я постепенно постигала гениальную глубину романа. На самом деле Алексей Карамазов с одной стороны страдал из-за разрушения созданного образа старца, а с другой - подвергся испытанию веры через искушение чудом. Ожидание благотворного духа от тела умершего старца и вера - это явления, только искусственно соединенные вместе общественным сознанием. Таким же искушениям чудом подвергался Христос в пустыне. Говоря современным языком, отсутствие запаха тлена как доказательство святости старца - это пример апофении: одно не служит следствием другого. Чудо чудотворность нужны не для верующего, а для ищущих выгоды в вере; они важны не верующим, а легковерным.

Большинство живущих считают себя объектами: обучения, воспитания, сервиса, найма, торга, убеждения, обольщения, эксплуатации, мошенничества, насилия, обмана, любви, жалости, сочувствия, потребления, одобрения, введения в заблуждение, права,... Живущий объект всегда подразумевает чью-то заинтересованность в его жизни и ответной реакции, и эту свою реакцию ценит в себе больше всего. Он живет так, словно окружающий мир замер в ожидании его согласия, одобрения, или напротив - не согласия.

В последние дни предметом реакции живущих в соцсетях объектов стала запись, сделанная на восковый цилиндр в 1889-1893 годах в резиденции датского короля во Фреденсборге. Источником записи является сайт Университетской библиотеки Дании (запись 127). Вот эта запись, оформленная на You Tube как "Голос царя (императора) Александра III и Марии Фёдоровны"

image Click to view



На записи слышно, что мужской голос, приписываемый Александру III, по-русски говорит с акцентом. Ролик распространился с соцсетях и вызвал ажиотаж среди пользователей, идеологически разделив их реакции на два враждующих лагеря: "белых" монархистов и "красных" социалистов. Им только дай повод, чтобы повоевать то за памятник Дзержинского, то за акцент Александра III.

Действительно, царская чета вместе с представителями датской королевской семьи присутствовала на самой первой демонстрации фонографов во Фреденсборге 28 сентября 1889 года. Нет сведений, были ли при демонстрации сделаны какие-то записи Александра III Доподлинно не известно, но есть вероятность, что файл № 127 был результатом пробы записи. Русский агент представил фонограф царской чете впоследствии в Гатчине, и по его словам, императорская пара была удивлена четкостью записи фонографа по сравнению со слышанной ими в Дании - значит, запись была сделана и прослушана. Александр III заинтересовался фонографом и пожелал иметь такой аппарат, поэтому в феврале 1890 года упрощенная модель фонографа была отправлена Эдисоном русскому царю.

Закономерным является вопрос, как наличие акцента Александра III может изменить историю? Никак! В данном случае наличие акцента влияет только на реакцию живущих объектов: некоторые "обиделись", что могучий русский царь говорил с иностранным акцентом, "был немцем", а некоторые злорадно оправдывают Ленина, бывшего "немецким шпионом". Думаю, в процессе образования нам внушался один далекий от достоверности факт, что современное человечество представлено видом человек разумный (Homo sapiens). Разумность - это чрезмерно высокая оптимистичная оценка человечества.

Сама мысль, что Александр III мог говорить с акцентом, разрушает образ, лик, ломает веру неверующих. Отсюда и острота реакций. Но это всего лишь реакции, ибо историческая реальность и роль в ней императора Александра III не может быть изменена никаким немецким акцентом, точно также нельзя отменить реформы и уменьшить историческое значение Александра II для России тем, что он ужасно картавил.

Разве фраза "У России есть только два союзника - ее армия и флот" может утратить свой смысл из-за акцента царя? Нет. Смысл ее неизменен. Сказано в Евангелии: "По плодам их узнаете". Вот и надо смотреть по делам, а не по акценту. Наша история наполнена деяниями представителей разных стран и народов, обретших в России свою родину. Иностранному акценту у русского царя, с детства окруженного иностранными учителями, говорившего на разных языках, женатому на датчанке, тоже говорившей на русском с акцентом, писавшему на английском и французском чаще, чем на русском, может удивляться только тот, кто не знает истории России. Россия - это реальность, и не надо подменять ее вымышленным образом. Образ может разрушиться, Россия - никогда!

Достоевский, общество, Александр III

Previous post Next post
Up