История одной сенсации

Mar 08, 2021 17:51

Жизненный опыт научил меня не воспринимать всерьез публикации сенсационных обвинений и разоблачений. Спешить с выводами никогда не следует.

С начала 2021 года активно циркулирует в информационной сфере и набирает обороты сенсационное обвинение антиквара из Лондона Андрея Ружникова, что Эрмитаж выставил подделки под Фаберже. Как человек консервативный, не обладающий компетентностью и средствами установления достоверности аргументов Ружникова, я считаю, что есть только один способ узнать, подделку выставил Эрмитаж, или нет - это проведение сертифицированными и лицензированными специалистами многосторонней экспертизы с составлением необходимого акта экспертизы. А то ведь история знает случаи, когда экспертиза проводилась, но документа никакого составлено так и не было.

В связи с этими событиями вспомнился мне случай сенсационного разоблачения "фальшивых" икон, проданных через аукцион Кристис (Christie’s). Эту историю я узнала из статьи человека, который непосредственно стал творцом этой сенсации. Обычно первое изложение становится фундаментом сведений о событии и, испытывая возникшее недоверие к изложению в процессе чтения статьи, я все же немного сомневалась в собственных сомнениях, полагая, что не может же человек в журнальной статье излагать изобретенную сенсацию, тем более что на момент написания этой статьи с самого события минуло уже два года.

Статья была напечатана в журнале "Континент" за 1982 год, № 34 на странице 261. Автор Владимир Тетерятников, название статьи вполне сенсационное: "Мистификация русской культуры на Западе. История и разоблачение американской коллекции русских икон Джорджа Ханна".

17-18 апреля 1980 года аукционным домом Кристис (Christie’s) в Нью-Йорке на публичном аукционе было продано русское собрание Ханна за рекордную на то время сумму более 3 миллионов долларов, из которых от продажи коллекции русский икон выручено 2.8 миллиона. Собрание принадлежало наследникам американского бизнесмена, основоположника американского воздушного транспортного сообщения, одного из первых коллекционеров русских икон в США, миллионера из Питсбурга, Джорджа Райса Ханна, умершего 4 июня 1979 года на 88 году жизни.

Аукционный дом Christie’s выставил на торги 223 предмета: панагии, венчальные кресты, митры, оклады икон, серебряные предметы, церковную утварь и одежду, русский фарфор. Была представлена коллекция из 91 древнерусской иконы. Иконы были развешены для обозрения в специальном помещении на стенах, обитых красным бархатом, и доступны для просмотра в течение 12 дней: с 1 по 5, с 8 по 12, и с 15 по 16 апреля 1980 года. Аукцион привлек большое внимание: на торгах присутствовало более трехсот участников из пятидесяти стран мира.



Иконы "Преображение" (1) и "Вознесение" (2) находились в собрании Л.К.Зубалова до его смерти в 1914 году, затем перешли к наследникам, которые передали в Румянцевский музей. После расформирования Румянцевского музея в 1926 году попали в Государственный исторический музей, были переданы в 1930 году в Государственную Третьяковскую галерею, откуда поступили в "Антиквариат" в 1935 году и проданы Джорджу Ханну. В 1980 году проданы с аукциона Christie’s неизвестному покупателю. Икона "Преображение" продана с аукциона Кристи в 1980 году за 38 000 долларов, а "Вознесение" - за 20 000 долларов.
Атрибутирование: 1. ГИМ - вторая половина XV века, Новгород, икона расчищена, ГТГ - XVI век, Каталог Кристи - новгородская школа, конец XV - начало XVI века.
2. ГИМ - начало XVI века новгородская школа, слегка реставрирована, ГТГ - без атрибуции, Каталог Кристи московская школа XVI век.

Коллекционеры, торговцы антиквариатом и музеи из пятидесяти стран мира конкурировали за каждый лот. Аукцион сопровождался большим ажиотажем. Газетные репортажи сообщали о "самых дорогих иконах мира", "единственном шансе в жизни", а шикарный каталог аукциона был назван "энциклопедией иконознания" и даже "коллекционным изданием".

Все иконы на аукционе были распроданы в течение двух часов. При этом предыдущий мировой рекорд цены в 75 000 долларов за икону был побит семь раз за торги. Новгородская икона XVI века "Страшный суд" была продана за 150 000 долларов и попала в книгу рекордов Гиннесса. Пресса отметила продажу собрания как "продажу века". И если судить по изложению дела Тетерятниковым, аукционный дом Christie’s провел эту сделку в условиях зарождающегося "тихого" скандала, правда никак не помешавшего проведению торгового мероприятия и распродаже коллекции.



"Чин* с голубым фоном" состоит из пяти икон: Архангел Гавриил, Архангел Михаил, Богородица, Святой Дмитрий Солунский, Апостол Петр. "Чин" поступил в Третьяковскую галерею в 1920 году из Государственного музейного фонда. Был передан в "Антиквариат" в 1934 году, затем был продан Д.Ханну, у которого находился до 1980 года. У Ханна иконы были подвержены изменению: голубой фон был снят. "Чин" был продан за 159 000 долларов. Икона Богоматерь находится в Щвейцарии, в Цюрихе - она была куплена для главного врача городской клиники доктора Хеммерли. Икона Святой Петр была продана частному лицу с аукциона после смерти владельца Чарльза Панкова через аукцион Сотби. Возможно, сейчас находится в России. Судьба остальных трех икон неизвестна.
Атрибутирование: ГТГ - неизвестная школа XVI века с чертами влияния Дионисия и новгородской школы, Каталог Кристи - новгородская школа, вероятно начало XVI века. Тетерятников - подделка начала XX века: бывшие иконы XVIII - начала XIX века переписаны в стиле XV - XVI веков.
________________________________
*Чин - один из рядов икон в иконостасе.

Тихим скандалом я называю обстоятельство, описанное автором статьи в "Континенте", что некоторые участники и потенциальные покупатели икон из собрания Джорджа Ханна уже были уведомлены, что все иконы - фальшивки. К такому выводу пришел Владимир Тетерятников, мало известный на тот момент частный эксперт, эмигрант из СССР, работавший в Москве реставратором металлических предметов. В США он, не получив работы по найму, открыл свою фирму "Teteriatnikov Art Expertise". К нему как к эксперту обратились потенциальные покупатели икон из собрания Ханна с просьбой порекомендовать, что купить. В качестве эксперта он в марте 1980 года получил возможность осмотреть коллекцию икон на складе в Питтсбурге, но был шокирован тем, что предстало перед его взором: за полчаса осмотрев собрание Ханна, эксперт не нашел в нем ни единого стоящего предмета, сочтя их представленные иконы подделками под старину.

Вот один из любопытных фрагментов его впечатления: "...икона привлекла мое внимание "идеальным новгородизмом XV века", однако, перевернув икону, я рассмеялся: древний шедевр был нарисован на передней стенке ящика от комода, не существовавшего в древней Руси. Идентичная краска располагалась не только на гладкой части доски, но и на грунте, закрывающем дырку от старой замочной скважины".



1. Икона "Воскресение/Сошествие во Ад". Из собрания А.В.Морозова. Поступила в Государственный Исторический музей в 1926 году из Музея фарфора. В 1930 году передана в Третьяковскую галерею. В 1936 году через "Антиквариат" продана Джорджу Ханну.
Атрибутирование: список Морозова - XV век, ГИМ - XV век, ГТГ - XV век, Каталог Кристи - XV век, Тетерятников - оригинальная работа начала XX века под влиянием "французского авангарда". Возможно, эта икона, по мнению Тетерятникова, оказалась нарисованной на передней стенке ящика от комода?
Продана на аукционе из коллекции Ханна за 32 000 долларов неизвестному покупателю.
2. Икона "Святые Григорий Богослов и Василий Великий". Из собрания А.В.Морозова. Поступила в Государственный Исторический музей в 1926 году из Музея фарфора. В 1930 году передана в Третьяковскую галерею. В 1936 году через "Антиквариат" продана Джорджу Ханну.
Атрибутирование: список Морозова - XVI век, ГИМ - московская школа, XVI век, ГТГ- XVI век, Каталог Кристи - Центральная Россия, XVI век, Тетерятников - фальшивка начала XX века.
Продана на аукционе из коллекции Ханна за 13 000 долларов для американского коллекционера Чарльза Панкова, после смерти которого через аукцион Сотби куплена для Храма Христа Спасителя в Москве. Сейчас находится в Патриаршем музее Храма.

Пассаж в статье Тетерятникова в "Континенте" о "дырке от замочной скважины" опустил и самого американского миллионера Джорджа Ханна, владевшего такой "грубой подделкой под древнерусскую икону", и аукционистов Christie’s, устраивавших аукцион в 1980 году, на уровень обычных мошенников. Со стороны автора статьи это был избыточный аргумент, рассчитанный исключительно на обывательское сознание и восприятие. Явное желание автора не просто ознакомить читателя с событиями, но возмутить наличием в продаже у аукционного дома с двухсотлетней историей фальшивой иконы, написанной на передней стенке ящика от комода с замазанной дыркой от замка - будто у фальшивщиков не было в распоряжении комодов без дырок! - свидетельствовало, что автор излагает свою идею, а не реальность.



1. Икона "Богоматерь Умиление". Место нахождения до революции не известно. Была определена в Государственный Исторический музей, оттуда передана в Третьяковскую галерею, в 1934 году передана в "Антиквариат". Продана Дж.Ханну. На аукционе Кристи ее купил Майкл ван Рейн, но после скандала отказался платить. Ее купил калифорнийский коллекционер Кларенс Вудард (Clarence Woodart), продавший ее впоследствии антиквару Андрею Ружникову, живущему в Лондоне. Именно он сейчас сенсационно разоблачает Эрмитаж в том, что на выставке представлены фальшивые изделия Фаберже.
Атрибутирование: Третьяковка - атрибутов нет.
Аукцион Кристи - Центральная Россия, вероятно московская школа, конец XV - начало XVI века
Тетерятников - фальшивка начала XX века на основе иконы XVIII века.
2. Икона "Страшный суд". Современные исследователи относят икону к эпохе Ивана Грозного. В книге Тетерятникова о ней ничего не сказано, но она была продана из собрания Ханна с аукциона в 1980 году за 150 000 долларов. Опубликована в книге "Проданные сокровища России" (2000 год), где авторы относят ее к XVI веку. В настоящее время находится в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге, где является древнейшей иконой. В 2004 году была куплена российским бизнесменом, затем была подарена В.В.Путиным РПЦ.

По мнению Тетерятникова, большинство "уникумов", представленных в собрании Ханна, имитировали известные музейные шедевры Третьяковской галереи в Москве. Скандальным подавался факт, что устроителям аукциона были известны выводы Тетерятникова о фальшивках, но они их не только полностью игнорировали, но и угрожали ему, что "за такие разговоры будут судить". Скандал зародился, но о нем знало только ограниченное число участников, а газеты об этом молчали.

По его словам, приняв во внимание его экспертное мнение, почти все его клиенты отказались от покупок икон из коллекции Джорджа Ханна, но один - Тимкен Арт Галери из Сан-Диего в Калифорнии, обратился к Christie’s за разъяснениям относительно подлинности предметов в коллекции Д.Ханна. Авторитет аукционного дома оказался сильнее мнения советского эмигранта и музей, отказавшись от услуг Тетерятникова, нанял агентом в Лондоне антиквара Ричарда Темпла, купившего впоследствии для музея "три великолепные фальшивки за 400 000 долларов"- так охарактеризовал покупки Тимкена в своей статье Тетерятников.



1. Икона "Богоматерь Смоленская" была подарена Историческому музею П.И.Щукиным. Передана в Третьяковскую галерею в 1930 году, в 1936 году поступила в "Антиквариат" и была продана Джорджу Ханну. Продана на аукционе Кристи за 13 000 долларов неизвестному лицу, современное место нахождения не установлено.
Атрибутирование: ГИМ - середина XVII века, строгановская школа, ГТГ - середина XVII века, Каталог Кристи - строгановская швола или Московские Царские мастерские, середина XVII века.
2. Икона "Рождество Христово" из моленной профессора Московского университета Г.К.Рахманова, происходившего из старообрядческой купеческой семьи. В 1918 году собрание икон из дома Рахманова на Покровской улице было передано в Первый Пролетарский музей, находившийся до 1923 года в бывшем доме Ольги Петровны Леве на Большой Дмитровке. Из Пролетарского музея икона в 1923 году была передана в Исторический музей, откуда в 1930 году выдана Третьяковской галерее, а из галереи в 1935 году выдана "Антиквариату", продавшему ее Джорджу Ханну. Покупатель на аукционе Кристи в 1980 году и современное нахождение иконы не известны.
Атрибутирование: Пролетарский музей - XVI-XVII век, ГИМ - московская школа начало XVII века, ГТГ - XVII век, Каталог Кристи - Центральная Россия, конец XVI - начало XVII века.

Автор сенсационного разоблачения подчеркивал в статье, что им иконы были осмотрены в марте 1980 года на складе коллекции Ханна в Питтсбурге в течение получаса: "Я лихорадочно переворачивал одну икону за другой в поиска какой-либо "замученной", чтобы с первого взгляда нельзя было разобрать, что перед глазами - сознательна фальсификация или неуклюжая реставрация. Весь осмотр тогда продолжался не более получаса". Учитывая, что в коллекции была 91 икона, чтобы посмотреть их все за полчаса, пришлось Тетерятникову уделить каждой не более 20 секунд.

Впоследствии он имел возможность рассматривать висящие на стенах иконы во время публичного просмотра, организованного в Нью-Йорке непосредственно перед аукционом. Естественно, что никаких исследований икон им сделано не было - вся "экспертиза" эксперта проводилась им исключительно "на глаз", при том, что специалистом по реставрации икон он не был. Возможно, кого-то такой зоркий глаз может убедить, что подобное нормальное дело при работе экспертов, но только не меня. Меня описание того, как он оценивал подлинность икон, убеждало в профанации.

После проведения аукциона, на котором за два дня из 223 предметов собрания только 14 остались не проданными, а сумма, вырученная от продажи, как я уже отмечала, была рекордной, Владимир Тетерятников решил написать книгу с изложением своих выводов о фальшивых иконах из собрания Д.Ханна. Осенью 1980 года он разослал рекламный проспект своей книги, в которой использовал материалы аукционного каталога предметов коллекции Д.Ханна. Аукционный дом Christie’s, обладавших правом интеллектуальной собственности на каталог, подал на него в суд за нарушение копирайта и клевету. Судебное дело закончилось через четыре месяца урегулированием спора между сторонами: представитель Christie’s в закрытом помещении прочитал рукопись, суд постановил, что Тетерятниковым в рукопись должны быть внесены изменения по согласованию с представителем Christie’s, который после такого редактирования текста книги отказывался от обвинений в клевете и предоставлял ему право пользоваться своим каталогом аукциона.

Решение суда не давало оснований Тетерятникову утверждать, что он выиграл судебное дело против аукционного дома Christie’s, поскольку он согласился на компромисс - отредактировал текст по требованию Кристи. Но в статье он окончание судебной тяжбы подавал, как свою победу: "Моя победа" была записана в виде решения судьи: в книге Тетерятникова нет клеветы, и стороны расходятся "при свои интересах". Ход судебной тяжбы освещался в американской печати.

Книга на правах рукописи под названием "Иконы и фальшивки" (Ikons and Fakes), вышла на английском в 1981 году в переводе с русского языка - Тетерятников написал ее на русском и отдал в перевод. На русском языке книга вышла тиражом в 500 экземпляров только в 2009 году в издании "Фонда поддержки гуманитарного знания" с большим количеством опечаток и ошибок и отличается от издания 1981 года на английском языке. Тетерятников умер в 2000 году.



Обложка книги В.Тетерятникова "Иконы и фальшивки", 2009

В ней Владимир Тетерятников признал почти все иконы из собрания Д.Ханна, многие из которых согласно каталогу аукциона Christie’s относилось к XV - XVI векам, фальшивыми творениями Серебряного века, выполненными на продажу. По его мнению их авторы создавали имитации древне-русских шедевров русской иконописи в намеренной модернистской манере. Он также утверждал, что Джордж Ханн знал, что иконы фальшивые, но скрывал это. Что аукционный дом Christie’s перед продажей не провел обстоятельной экспертизы икон. Среди явных, на взгляд Тетерятникова, признаков фальшивых икон было то, что на них с изнаночной стороны были наклеены этикетки на русском языке и выполнены разными красками различные номера. А также основанием сомнения в их подлинности для него было то, что они имели сходство с шедеврами Третьяковской галереи.



Вот такие этикетки и надписи красной и белой краской, по мнению Тетерятникова, были явным доказательством того, что в коллекции Ханна были представлены исключительно фальшивые иконы. То, что иконы переходили из одного музея в другой и там регистрировались то в одном реестре и каталоге, то в другом, получали разные номера, им во внимание не принималось.

В книге "Иконы и фальшивки" Тетерятников писал о своем экспертном вдохновении, возникшем от лицезрения им номеров на оборотных сторонах икон: "Как эксперт я должен признаться, что эти номера дали главную подсказку, которая послужила причиной сомневаться в аутентичности ряда работ, исполненных с необыкновенным мастерством. Только тогда. когда я осознал, что эти номера словно говорят "посмотри, посмотри, здесь что-то есть", я пустил в дело свои знания и интуицию".

Особое место в книге было отведено критике личности составителя первого каталога коллекции древнерусских икон из собрания Джорджа Ханна, Андрея Николаевича Авинова, бывшего в Питсбурге директором Музея естественной истории Карнеги с 1926 по 1945 годы, и дружившего с Ханном.



Джордж Р. Ханн (George R. Hann, 1890 - 1979). Рисунок Андрея Николаевича Авинова.

Андрей Авинов был сыном русского адмирала, дворянин первой волны эмиграции, живший в США с 1917 года. Он увлекался коллекционированием бабочек, ботаникой, живописью. Авинов составил каталог коллекции русских икон в собрании Джорджа Ханна в 1944 году. При составлении каталога Авинов пользовался атрибуцией, с которой все эти иконы были приобретены в 1930-х годах Ханном через организацию "Антиквариат", занимавшуюся распродажей российских художественных ценностей, изъятых в ходе революционной экспроприации и национализации. При этом Авинов сопоставлял иконы из коллекции с известными репродукциями других икон из музеев России.



Два каталога коллекции древнерусских икон Джорджа Ханна. Без подписи в кожаном переплете с тисненным золотом ликом Святого Николая - каталог, составленный Андреем Николаевичем Авиновым в 1944 году. Нижний каталог аукциона Christie’s коллекции икон Джорджа Райса Ханна, выставленных на продажу с публичного аукциона в Нью-Йорке 17-18 апреля 1980 года.

В книге автор обвинил Авинова в некомпетентности и в том, что составленным каталогом коллекции Ханна он создал миф о величии "коллекции призраков". Действительно, следует сказать, что Авиновым без каких-либо оснований на то, была изменена в сторону увеличения возраста датировка отдельных икон против той, что была выставлена атрибутированием их при продаже "Антиквариатом".

Владимир Тетерятников на сенсации выиграл: он приобрел репутацию скандальной персоны и детектива, что разумеется, всегда было в США делом весьма прибыльным - его стали приглашать читать лекции и выступать перед научной аудиторией. А сам он стал выдавать себя за специалиста,"единственного [в США] воспитанного и профессионально работавшего с русской иконой в музеях", что, мягко говоря, совсем не соответствовало действительности. Несколько десятков экземпляров его книги были распроданы по ценам от 75 до 500 долларов за книгу. 500 долларов заплатил аукционный дом Sotheby's. Книгу купила даже ЦРУ.

Самого себя по степени культурной значимости Владимир Тетерятников сравнивал с Эйнштейном и Галилеем, полагая, что он раскрыл главную тайну сталинизма - организованную музейными работниками советской России совместно с руководством партии мировую мистификацию по созданию фальшивых икон, написанных в начале XX века, но выдаваемых на Западе за древне-русское иконописное искусство.



Икона "Святые Макарий Александрийский и Макарий Египетский". Находилась в собрании Павла Третьякова, к которому попала из собрания московского мещанина Даниила Андреева. Во время приобретения иконы Третьяковым считалась работой Андрея Рублева и ценилась высоко, однако авторство Рублева не подтвердилось. Отдана из Третьяковской галереи в "Антиквариат" в 1936 году и продана Дж.Ханну. После продажи с аукциона в 1980 году за 13 000 долларов находилась у фирмы "A La Vielle Russie". Возможно, находится там в настоящее время. Атрибутирована Третьяковской галереей в 1936 году как икона XVII века. Эта атрибуция подтверждена владельцем "A La Vielle Russie" в 1986 году.

Рынок русского антиквариата, влетев на ценах аукциона в апреле 1980 года, после скандала резко упал. Доверие к антикварам и коллекционерам было сильно подорвано, аукционный дом Christie’s на время отказался от аукционов древнерусского искусства, его работники, связанные с организацией аукциона 1980 года, лишились своих должностей.

Купившие иконы из коллекции Ханна с аукциона Christie’s в 1980 году оказались в трудной ситуации и по-разному реагировали на сенсационное разоблачение Тетерятникова. Кто-то собирался судиться с аукционным домом Кристи, кто-то просто повесил купленные иконы у себя дома и прожил с ними всю жизнь, а кто-то убрал их от глаз подальше, чтобы не напоминали о неприятном. Лучше всего сложилась судьба икон, попавших в музеи - они стали достоянием публики.



Две из трех икон, купленных музеем Тимкен Арт Галери из Сан-Диего в Калифорнии на аукционе коллекции Ханна в 1980 году Эти иконы считались самыми ценными в коллекции Ханна.

1. Икона "Рождество Христово" из собрания выдающегося московского собирателя древностей Егора Егоровича Егорова, убитого 15 декабря 1917 года грабителями в собственной моленной в Салтыковском переулке в Москве. Богатейшее собрание Егорова было взято в Румянцевский музей, вместе со всеми предметами туда попала и икона "Рождество". После расформирования Румянцевского музея в 1923 году поступила в Исторический музей, оттуда была передана в Третьяковскую галерею в 1930 году. Из галереи в 1935 году поступила в "Антиквариат" и была продана Джорджу Ханну. На аукционе Кристи 1980 года была куплена Ричардом Темплом за 70 000 долларов для Тимкен Арт Галери, там же она находится в настоящее время.
Атрибутирование: ГИМ - московская школа, середина XVI века, "икона слегка реставрирована", ГТГ - начало XVII века, Каталог Кристи - вероятно московская школа, XVI век.

Тетерятников - доска старая, но живопись счищена полностью, уменьшенная в два раза низкопробная копия начала XX века "шедевра Андрея Рублева" из Третьяковской галереи. Исследования иконы не смогли полностью опровергнуть выводы Тетерятникова о том, что более поздняя икона написана на старой доске, поскольку исследования показали, что никаких предыдущих слоев живописи на доске нет. Сомнения в подлинности атрибутирования не позволяют музею Тимкен выставлять ее в своей экспозиции.
Икона "Рождество Христово" из музея Тимкен в Сан-Диего выставлялась в Ватикане.

2. Икона "Вознесение" из собрания И.С.Остроухова. Поступила в Третьяковскую галерею в 1929 году, выдана в "Антиквариат" в 1936, продана Джорджу Ханну. На аукционе Кристи в 1980 году была куплена Ричардом Темплом за самую высокую цену на аукционе Кристи 170 000 долларов, после этого она была выкуплена Фондом Патнем, передавшем ее в Тимкен Арт Галери.
Атрибутирование: ГТГ - начало XVI века, Каталог Кристи - московская школа, XVI век.
Тетерятников - фальшивка начала XX века выполненная в стиле XV-XVI века.
После "скандала с разоблачением" музей Тимкен выполнил лабораторные исследования иконы, которые полностью подтвердили отсутствие оснований для отказа считать ее иконой XVI века.

Третья икона из коллекции Джорджа Ханна в собрании Тимкен Арт Галери "Святой Василий с житием"



Икона "Святой Василий с житием". Фотография Timken Museum of Art.

Происхождение этой иконы остается не выясненным. В собрании советских музеев ее не было, и откуда она поступила в "Антиквариат", неизвестно. На сайте Тимкен она атрибутирована как икона московской школы, XVI век. Тетерятников считал икону фальшивкой, написанной в начале XX века. В связи со скандальными разоблачениями Тетерятникова, музей Тимкен провел целый ряд исследований иконы, в том числе панхроматический, ультрафиолетовый, флуоресцентный, инфракрасный, рентгенографический, анализ состава красочных пигментов, а также изотопный анализ доски. Все эти анализы подтвердили принадлежность иконы XVI веку и опровергли мнение Тетерятникова о том, что она была фальсифицирована.

Тетерятников считал, что Тимкен купил через посредника купил на аукционе "три великолепные фальшивки за 400 000 долларов". Прошло время и можно сказать, что мнение "эксперта" оказалось ложным. Из трех икон две точно подтвердили свое древне-русское происхождение, а третья находится под сомнением: музей хоть и представил ее для экспозиции в Ватикане, но у себя не выставляет, держит в запаснике. Что осталось от сенсации? Ничего, кроме показа "единственного в США эксперта" по русским иконам собственной некомпетентности.

Со времени продажи коллекции Джорджа Ханна с аукциона Кристи в Нью-Йорке в 1980 году прошло более 40 лет. За это время не появилось сведений ни об одном судебном процессе с аукционным домом Кристи по поводу этой распродажи, не объявлено ни об одной однозначно признанной фальшивой иконе, выполненной кем-то в России для продажи через "Антиквариат" в коллекцию Джорджа Ханна или какого-либо другого коллекционера.

Утверждение Тетерятникова , что практически вся коллекция икон Джорджа Ханна состояла из подделок и фальшивок, было опровергнуто временем и экспертизой. В коллекции Ханна действительно были иконы, которые после исследований получили более поздние датировки, но большая часть сохранила указанную при продаже датировку. Были иконы, которые оказались в авторитетных частных собраниях, предоставляющих их для выставок в различных музеях мира. Некоторые иконы удалось выкупить и они вернулись на родину в Россию.

Дальнейшее развитие истории, к сожалению, указывает, что автор сенсации 1980 года Владимир Тетерятников не искал истину. Он жаждал все новых и новых сенсаций. Вскоре он уже стал определять фальшивые иконы в разных музеях по фотографиям. На основе его собственных измышлений им была создана целая теория, что в СССР существовал совместный заговор интеллигенции вместе с Политбюро и Сталиным, выразившийся в подмене древнерусских икон фальшивками на продажу; что якобы при отборе икон из музеев выбирались наименее ценные, что по сговору с высшим руководством партии и советского правительства в ГУЛАГе была создана специальная "шарашка" по изготовлению фальшивых икон для продажи их на Запад, что созданная в СССР индустрия фальшивок русских икон наводнила ими все музеи мира...

При всей внешней привлекательности такой приятной и успокаивающей культурную боль русского сердца теории, признать ее разумной и соответствующей историческим фактам не представляется возможным. Хотя последователи этой теории в современной России есть. Но ведь известно, что даже самая абсурдная теория всегда найдет своих адептов. А разоблачительные лжесенсации появляются и будут появляться - это также выгодно, как и торговать фальшивками.

Задача - научиться отличать фальшивое от подлинного, а для начала, не надо торопиться и реагировать на истерические воззвания творцов сенсаций, ибо время - лучший судия, все ставящий на свои места и оценивающий по достоинству.

Морозов, Тетерятников, Остроухов, иконопись, Авинов, Тимкен, Третьяков, Ханн, Третьяковка, Ружников, Исторический музей, Антиквариат, Егоров

Previous post Next post
Up