Собрание Рудановского.

Feb 20, 2021 13:46

В деле № 517 главными фигурантами были Аркадий Константинович Рудановский и Агафон Карлович Фаберже - именно ими был составлен реестр коллекции якобы датского подданного Блума, на самом деле состоящей из их собственных предметов антиквариата.

Википедия сообщает, что Аркадий Константинович Рудановский был известным коллекционером и даже меценатом! Что только ни нафантазируют люди! Имя Аркадия Рудановского даже в Эрмитаже, где находится немало предметов из его собрания, до недавнего времени совсем не было известно, а уж про меценатство Рудановского мне не удалось найти никаких упоминаний. Предметы были, записи, что из собрания Рудановского - тоже были, а как его звать, кто такой, не известно. Его имя не упоминается в мемуарах, светских новостях, репортажах с выставок...

Судя по справочникам, известен Рудановский-антиквар в Петербурге был ограниченному кругу людей после 1910 года, и его имени нет среди крупных известных антикваров российской столицы начала XX века. Возможно, его собрание сформировалось большей частью в жестокие годы войны и революции. Есть предметы в его собрании, которые при поступлении изъятой в августе 1919 года уже с начала XIX века числились за Эрмитажем. И как показывают материалы дела № 517, добровольно Рудановский ничего не собирался передавать в государственные музеи.

Аркадий Константинович Рудановский родился 23 января 1873 года в семье, тогда еще полковника, а впоследствии генерала от инфантерии Константина Васильевича Рудановского, бывшего с 1878 до 1900 года директором Александровского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, вышедшего в отставку в 1906 году с пенсией и мундиром. Упоминается, что Константин Васильевич Рудановский интересовался произведениями искусства и частным образом, совмещая увлечение с военной службой, занимался продажей антиквариата, в частности семье графа де Морни, женатого на Софье Трубецкой, которая якобы была незаконнорожденной дочерью Николая I и Екатерины Петровны Трубецкой, урожденной Мусиной-Пушкиной.

Вероятно, увлечение отца способствовало развитию интереса к антиквариату у сына Аркадия. Однако профессию он выбрал тоже военную, окончил в 1892 году Пажеский корпус и был выпущен по первому разряду из камер-пажей в лейб-гвардии Преображенский полк. Место жительства подпоручика Преображенского полка было на улице Садовой, дом 10 - в квартире отца, в то время генерал-майора Рудановского, директора Александровского кадетского корпуса. Затем он проживал в казармах Преображенского полка. Его братья, Василий и Петр, проживали на Большой Итальянской улице, в доме № 12. Василий служил в Министерстве юстиции, а Петр - в Министерстве иностранных дел.

Мой рассказ об Аркадии Рудановском иллюстрирован некоторыми произведениями искусства из собрания, изъятого у него в 1919 году. Ниже миниатюра с портретом матери жены Пушкина, Натальи Николаевны Гончаровой.



Босси, Джованни Доменико. 1765-1853. Портрет Наталии Ивановны Гончаровой, урожденной Загряжской. Италия, около 1807 года. Кость, бронза (рамка), акварель, гуашь. Размеры: 8,1 х 6,7 см (овал); 11,9 х 10,2 см (рамка).
Поступление из собрания А.К.Рудановского в 1923 году. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

В феврале 1894 года командиру Преображенского полка, великому князю Константину Константиновичу, полковником Катерининовым было доложено о скандальном деле, в котором были замешаны молодые подпоручики Рудановский и Сабуров. По неписаным законам того времени они оба должны были быть немедленно удалены из полка, поскольку одного лишь подозрения в склонности к "содомскому греху" было достаточно, чтобы навсегда распрощаться с военной карьерой. Военной карьере Рудановского пришел конец.

Из казарм Преображенского полка Аркадий Рудановский переехал к братьям на Большую Итальянскую улицу в дом 12. В 1898 году он уже служил в Крестьянском поземельном банке помощником делопроизводителя 1 разряда. В 1899 году титулярный советник Аркадий Рудановский был на государственной службе в Департаменте окладных сборов и проживал на Большой Итальянской улице в доме 12. В 1902 году все Рудановские вместе с отцом генерал-лейтенантом, генералом штаба, Константином Васильевичем, проживали на Большой Итальянской улице, в доме № 3. В 1904 году Аркадий Константинович с родителями жил на Набережной Мойки, в доме № 11. Видимо, государственная служба тоже не принесла Рудановскому карьеры.



Верроккьо, Андреа дель, школа. 1435-1488 Мадонна с младенцем, Италия, не ранее 1470 года. Холст, переведена с дерева, темпера, масло. Размер 75 х 54 см. Поступление из собрания А.К.Рудановского в 1919 году. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

С 1905 по 1908 годы Аркадий Константинович Рудановский в Санкт-Петербурге не проживал, в 1909 году он снимал квартиру на Каменноостровском в доме 9, затем переехал на Невский в дом 61, а еще через год уже с женой, Варварой Федоровной, проживал на Невском в доме 51. Только в 1913 году в справочнике "Весь Петербург" появляются сведения, что потомственный дворянин, гвардии поручик (? вроде бы он был подпоручик) запаса ведет антикварную торговлю по месту жительства в доме 51 на Невском. Конечно, со времени скандальной истории с его отставкой из гвардии прошло почти 20 лет, сам он остепенился и женился, стал вести антикварный торг.

Антикварную торговлю Аркадий Рудановский на Невском проспекте в доме 51 вел до 1917 года. Ему удалось собрать качественную коллекцию ценностей, но наступивший распад Российской империи, политические и военные катаклизмы сделали Петербург не самым лучшим местом жизни для богатого антиквара. Приход к власти большевиков поставил угрозу полной утраты всех накопленных сокровищ и Рудановский вместе с оказавшимся в подобной ситуации Агафоном Фаберже предпринял попытку либо вывезти свои собрания антиквариата за рубеж, либо продать в государственные музеи.

Как я уже писала, попытка эта была безуспешной и накопленные коллекционные предметы были изъяты и поступили большей частью в Эрмитаж, а сами антиквары были осуждены на общественные работы до конца Гражданской войны.



Куапель, Шарль-Антуан. 1694-1752 "Неистовство Ахилла", Франция, 1737 год. Холст, масло, размеры 147 х 195 см. Поступление из собрания А.К.Рудановского в 1919 году. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Архиве Эрмитажа в списке изъятых в коллекции Рудановского предметов было указано 34 ювелирных композиции, изображающих растения и цветы.



Ветка черники в вазе. Работа фирмы Карла Фаберже, 1880-е годы. Санкт-Петербург. Золото, нефрит, лазурит, горный хрусталь. Техника: литье, резьба, чеканка, шлифовка. Высота 14.2 см. Поступление из собрания А.К. Рудановского в 1919 году. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.



Орхидея в вазе. Франция, Париж, 1900-е годы. Золото, бриллианты, цветная эмаль, яшма, горный хрусталь. Техника: резьба, гильошировка, полировка. Высота 17.5 см. Поступление из собрания А.К. Рудановского в 1919 году. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Общественные работы отбывали в специальных лагерях. Срок пребывания Рудановского и Фаберже в лагере составил 16 месяцев. Известно, что после освобождения из лагеря Аркадий Рудановский с женой эмигрировал во Францию в 1920 году, жил в Ницце и там же покончил собой 9 ноября 1933 года по причине разорения. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце. Сведения о смерти Рудановского содержатся в материалах следствия по делу С.Н.Тройницкого, арестованного в 1935 году. На вопрос следователя о том, с кем из эмигрантов он знаком, бывший директор Эрмитажа и эксперт Антиквариата назвал в числе прочих Аркадия Константиновича Рудановского, о котором ему стало известно в 1934 году от одного из их общего знакомого, что Рудановский, разорившись, отравился в Ницце.



Базаити, Марко Basaiti, Marco (Basitus, Marcus; Baxaiti, Marco; Baxiti, Marcus) ок. 1470, Венеция (?) - после 1530, Венеция. "Воскресший Христос" (в каталоге Эрмитажа Спаситель"). Около 1510 года. Дерево, темпера, масло. Размеры: 106,0 х 69,0. Поступление из Эрмитажа в 1949 году, до этого в собрании А.К.Рудановского. Из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Картина поступила в Эрмитаж из собрания А.К.Рудановского в 1919 году, затем была передана в Антиквариат для продажи на зарубежных аукционах как М. Базаити. Спаситель. Номер по каталогу ГЭ 6917. Осталась не проданной, после ликвидации Антиквариата перешла в Торгсин, в 1933 году была возвращена в Эрмитаж из Торгсина. А в 1949 году была передана из Эрмитажа в Свердловскую картинную галерею.

К Рудановскому картина попала с аукциона, на котором распродавались картины из коллекции Павла Викторовича Деларова, умершего в 1913 году. Деларов собрал большое количество картин, но содержались эти картины в ненадлежащем виде. Вот как описывал посещение Деларова Александр Николаевич Бенуа: "По количеству картин это был настоящий музей, но, боже мой, в каком неприглядном порядке всё это было размещено! И какая это была мешанина школ, эпох и достоинств. Заполнены были не только стены гостиной, кабинета и столовой, но и спален. Картины висели и над детскими кроватками, в коридорах и даже в отхожем месте! Условия света были крайне невыгодные, и часть картин пришлось рассматривать при свете свечки, так как они находились в самых тёмных углах или в чуланах, а электричество отсутствовало".

Есть такие неуемные в своих пристрастиях люди: если любят кошек, то их должно быть дома 50, а если картины, то они должны быть повсюду. Бремя страстей человеческих...

Варвара Федоровна Рудановская, урожденная Ермолаева, тоже проходила по делу о спекуляции антиквариатом в Петрограде в 1919 году, была отпущена из-под стражи после вынесения приговора, умерла во Франции, в Париже, в 1953 году в возрасте 67 лет, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. О детях четы Рудановских никаких сведений нет.

Антиквариат, Эрмитаж, Деларов, Рудановский, Фаберже

Previous post Next post
Up