Про музей и про людей. Часть четвертая.

Feb 15, 2021 19:51

Кроме увлечения охотой и охотничьими собаками у Сергея Васильевича Пенского была еще одна страсть - он серьезно занимался коллекционированием графики, рисунков мастеров изобразительного искусства. Не знаю, была ли у него недвижимость в Париже, но судя по его переписке, он постоянно жил в своем поместье Трехбратском Смоленской губернии, зимние месяцы живал в Москве и немало времени проводил в Париже. Бывал и в Лондоне - посещал выставки и аукционы.

Дом на Петровке в Москве Пенский собирался перестроить и даже нанял для исполнения проекта архитектора Франца Осиповича Шехтеля, но этот план остался не реализованным. Однако с Шехтелем Пенский сохранил относительно дружеские связи.

Результатом многолетних (в 1880-е - 1900 годах) усилий Пенского стала коллекция рисунков, собранная в альбом, названный им "Память о старых мастерах". По словам Шехтеля, на покупку рисунков коллекционер потратил более 50 000 франков. Пенский приобретал произведения графики известных мастеров, прежде бывших в коллекциях крупных известных собирателей Франции, Англии, Швейцарии.

Своей семьи у Пенского не было, и ближайшими родственниками были сводные братья Александр, Владимир, Дмитрий и сестра Екатерина - дети от второго брака отца Василия Богдановича Пенского. У братьев были дети, родные племянники Пенского, но племянники страдали туберкулезом и ко времени смерти Сергея Васильевича в 1907 году из наследников его остался в живых только племянник Григорий Александрович Пенский, унаследовавший имущество своего дяди, Сергея Васильевича Пенского.

Сам Григорий Александрович коллекционером графики не был и хотел продать собрание рисунков художнику И.С. Остроухову. Но эта сделка не состоялась. В виду предстоящего открытия в Москве в 1912 году Музея изящных искусств имени Александра III, Григорий Александрович Пенский решил передать новому музею в дар собранную дядей коллекцию. Посредником при дарении выступил Ф.О. Шехтель, входивший в состав Комитета по сооружению музея. Шехтель информировал И.В. Цветаева о желании Пенского передать коллекцию и получил согласие администрации музея принять дар. Коллекция была передана в дар после 10 мая 1912 года.

Согласно атрибутам, присвоенным рисункам при покупках их Сергеем Васильевичем Пенским на аукционах, в коллекции были рисунки Тинторетто, Тициана, Фра Бартоломео, Веронезе, Микеланджело, Тьеполо, Рафаэля, Луки Лейденского, Дюрера, Рубенса,
Ван Дейка, Рембрандта, Коро, и других, а также автопортрет Карла Брюллова. А.А.Сидоров, ставший впоследствии видным историком искусства, академиком АН СССР, был начинающим искусствоведом и в новом тогда музее занимал должность хранителя. Позже он вспоминал: "Очень хорошо помнится тот день, когда в чистенькую канцелярию Музея был принесен огромный фолиант в красном сафьяновом переплете с вытесненными на нем золотом словами на французском языке "Память о старых мастерах" (Souvenirs de grands maitres)".

Исследования, проведенные искусствоведами уже в стенах музея, подтвердили далеко не все перечисленные имена великих мастеров изобразительного искусства, но коллекция Пенского от этого не утратила своей ценности. Подаренный альбом С.В.Пенского поступил в Христианский отдел музея и первоначально не имел должного места, но он послужил основанием для создания значительной музейной коллекции графики. Источником для создания этой коллекции стала экспроприация художественных ценностей после 1917 года

А.А.Сидоров вел исследования по определению авторства рисунков, и в 1918 году им было обнаружено, что в альбоме Пенского существуют утолщения страниц. Разрезав страницы, он обнаружил под основными рисунками, еще пять рисунков. В 1920 году Сидоровым был составлен инвентарный список рисунков в собрании С.В.Пенского, которое согласно этому списку состояло из 101 рисунка 69 разных художников. Сейчас установлено, что коллекция содержит рисунки Веронезе, Йорданса, Тьеполо, Брамера, Рубенса, Ван Остаде, Де Молейна, Буше, Грёза, Берхема, Брюллова, Тенирса, Фрагонара, Коро, и других.

Некоторые рисунки из коллекции Пенского были представлены на прошедшей осенью в ГМИИ им.Пушкина выставке графики под названием "От Дюрера до Матисса".



Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина с объявлением о проходящей в нем выставке "От Дюрера до Матисса".



"Пир в доме Симона Фарисея", Паоло Веронезе (Паоло Солиари). Около 1567-1570 годов. Перо коричневым тоном. Размер 128 × 262 мм. Из коллекции, подаренной Г. А. Пенским. Ранее рисунок был в собрании Дж. Ричардсона Старшего, Дж. Ричардсона Младшего, Дж. Рейнолдса, Дж. Ч. Робинсона, Берновиля, а с 1881 года после распродажи собрания Берновилля рисунок купил С. В. Пенский. В собрании ГМИИ с 1912года.

Рисунок является подготовительным наброском композиции к живописному полотну Паоло Веронезе под названием "Пир в доме Симона Фарисея". Веронезе крупный мастером венецианской школы живописи XVI века, известный художник-декоратор и создатель монументальных живописных полотен на евангелические сюжеты. По своему характеру этот рисунок относится к самой ранней стадии работы художника над полотном. Художник, бегло набрасывая фигуры, их движения и позы, отказался не только от изображения одежды персонажей, но и от разработки архитектурного фона, который едва намечен. Картина "Пир в доме Симона Фарисея" была создана для трапезной монастыря Сан-Себастьяно в Венеции. Картина Паоло Веронезе в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера в Милане.



Veronese (Paolo Caliari), Supper in the House of Simon. Веронезе, "Пир в доме Симона Фарисея". 1570. Размеры: 2,75 на 7,10 метра. Из собрания пинакотеки Брера, Милан, Италия.

Темой картины стал эпизод из земной жизни Христа. В нем повествуется о том, как в дом Симона Фарисея явилась Мария Магдалина, чтобы смазать ноги Иисуса миром. В рисунке из коллекции Пенского, как и на картине, художник изображает приглашенных гостей, восседающих за двумя изогнутыми столами. Сам хозяин запечатлен сидящим в кресле у внутреннего края стола. У левого края располагаются Христос и коленопреклоненная Мария Магдалина. В центре изображена дружеская возня двух собак и кошки.



"Ручей", Жан-Батист Камиль Коро. Около 1826 года. Графитный карандаш на пожелтевшей бумаге. Размеры 206 × 278 мм. Из коллекции, подаренной Г. А. Пенским. Приобретен С.В.Пенским на посмертной распродаже произведений из мастерской художника, состоявшейся в Париже 31 мая - 2 июня 1875 года. В собрании ГМИИ с 1912года.

Рисунок относится ко времени первого итальянского периода Коро, датируемого 1825 - 1828 годами. Во время пребывания в Италии Коро активно осваивал методы работы пейзажиста на пленэре. Аналогичный мотив, изображающий ручей, текущий среди камней под деревьями, встречается в рисунках, выполненных художником в средневековом городке Чивита-Кастеллана (Civita Castellana), что в полусотне километров по древней Фламиниевой дороге на север от Рима. В этот ранний период творчества Коро делал рисунки графитным карандашом, с помощью которого он моделировал формы сетью тонких штрихов. Рисунки Коро этого периода отличаются от поздних рисунков, исполненных углем с растушевкой.



"Снятие с креста", Джованни Баттиста Тьеполо. 1765-1768 годы. Перо и кисть коричневым тоном по наброску черным мелом. Размеры 301 × 248 мм. Из коллекции, подаренной Г. А. Пенским. Как рисунок попал в коллекцию Сергея Васильевича Пенского,
не установлено. В собрании ГМИИ с 1912года.

Считается, что этот рисунок связан с двумя живописными произведениями Тьеполо под названием "Оплакивание у подножия креста", которые были написаны Тьеполо при участии его сына Джованни в 1750-х годах и сейчас находятся Национальной галерее в Лондоне.



Джованни Доменико Тьеполо. "Оплакивание у подножия креста". 1750-е годы. Национальная галерея, Лондон.

Но, возможно, этот рисунок относится к более позднему, испанскому периоду творчества Тьеполо, когда он написал серию живописных полотен на тему Страстей Христовых, среди которых есть картины по своей композиции более близкие к этому рисунку. Тогда он может быть отнесен к 1760-м годам. Картина "Снятие с креста" Тьеполо испанского периода хранится в Национальном музее старого искусства в Лиссабоне. Ее репродукцию найти не удалось.



"Апостол Симон Зилот", Николаус Александр Майр фон Ландсхут. 1496. Кисть черным тоном, белила на бумаге, тонированной зеленым. Размеры 195 × 148 мм. Из коллекции, подаренной Г. А. Пенским. Как рисунок попал в коллекцию Сергея Васильевича Пенского, не установлено. В собрании ГМИИ с 1912года.

Немецкий позднеготический рисовальщик и гравер Майр фон Ландсхут - немецкий позднеготический художник, преимущественно работавший на территории Баварии. Он одним из первых начал использовать для рисунков цветную грунтованную бумагу. Работая черным и белым тонами, он создавал тонкие светотеневые эффекты, порождавшие иллюзорность и объемность изображения. Лист из коллекции Пенского представляет собой характерный пример графического стиля Майра фон Ландсхута. Он связан с серией рисунков, изображающих апостолов и евангелистов, хранящихся в в Графическом собрании Академии художеств в Париже и в Британском музее. Эти листы возможно служили подготовительными рисунками для последующего создания алтарных изображений.

Апостол Симон, или Симон Зилот (Симон Канонит) - один из ближайших сподвижников Христа, согласно преданию, проповедовавший в Иудее, Египте, Грузии и Ливии. Как и других апостолов серии, Ландсхут изобразил его сидящим на каменном сиденье. В руках Симон держит книгу и символ своего мученичества - пилу.



"Итальянцы, играющие в морра", Жан-Батист Грёз. 1756. Перо коричневым тоном, кисть коричневым и серым тонами по наброску черным мелом; рамка чернилами. Размер 256 × 363 мм. Из коллекции, подаренной Г. А. Пенским. Ранее рисунок был в собрании М.-А.-К. де Бандевиля, Пайе, Д. Виван-Денона, Ж.-М. Дюпана, С. В. Пенского. В собрании ГМИИ с 1912 года.

Из авторской надписи на рисунке следует, что он исполнен в 1756 году в Риме. Путешествие в Рим считалось в XVIII веке обязательным условием художественного образования. По возвращении во Францию художник участвовал в Салоне 1757 года, где был рисунок был показан в числе других работ Грёза на итальянские темы, в том числе и этот рисунок. Морра - это азартная игра, популярная в Риме с древних времен.

Рисунок, отличающийся совершенной законченностью, принадлежит к типу композиционных рисунков, которые с самого начала предназначались для продажи и рассматривались как предмет коллекционирования. Такие работы Грёза пользовались большим спросом у любителей искусства.



"Голова молодого святого", Джованни Антонио Сольяни. Около 1521. Черный и белый мел на светло-коричневатой бумаге. Размер 300 × 223 мм. Из коллекции, подаренной Г. А. Пенским. Ранее  рисунок находился в собрании П. Кроза, П. Ж. Мариетта, М. фон Фриза, маркиза де Лагуа. В коллекцию С. В. Пенского рисунок попал с в 1882 году. В собрании ГМИИ с 1912 года.

Джованни Сольяни - флорентийский художник периода Высокого Возрождения, и его жизнеописание изложено подробно у Вазари: "Был Сольяни человеком честным и весьма благочестивым и всегда занимался своими делами, не докучая никому из своих собратьев по искусству". Рисунок является этюдом к образу святого из алтарной композиции под названием "Чудо передачи пояса Богоматери апостолу Фоме". Предположительно это может быть святой Миниас (или Миниато), первый флорентийский христианский мученик, храм имени которого стоит на горе за рекой Арно.



Вид на Флоренцию и храм Санта Мария дель Фиоре от церкви Миниато деи Монти, сооруженной в честь Святого Миниата. Флорентийское сфумато естественного происхождения.

Согласно преданию, Миниас был армянским принцем, который, совершив паломничество в Рим и удалившись в пещеру неподалеку от Флоренции, стал отшельником. По приказу императора Деция Траяна Миниат был подвергнут телесным наказаниям, а затем убит за христианскую веру.

В этом законченном этюде отчетливо прослеживается влияние флорентийского художника Фра Бартоломео, графическое наследие которого Сольяни внимательно изучал. Оно ясно читается в мягкой проработке светотени в духе леонардовской "дымки" - сфумато, характерного для многих флорентийских художников конца XV - первой четверти XVI века.

Работы Сольяни есть в монастыре Сан Марко во Флоренции, где работал его кумир Фра Бартоломео.



Джованни Антонио Сольяни, "Святой Доминик и его монахи, которых кормили ангелы". Фреска, 1536. Трапезная монастыря Сан-Марко, Флоренция, Италия.

Кроме альбома с рисунками старых мастеров, в имении Пенского были живописные полотна. В документах упоминаются картины А.Веротари "Марс и Венера", Х.Ауберта "Купальщица", портрет императрицы Екатерины II кисти Л.С.Миропольского, две анималистические работы Н.Е. Сверчкова, картина Депорта "Пузырь и Скрип, два сеттера" - Пенский любил и понимал сеттеров... Все картины были национализированы и поступили в Рославльский музей, где они находились до войны. В годы фашистской оккупации все материалы музея, в том числе и художественные экспонаты, были утрачены.

Как знать, может быть где-то в частной коллекции в тихом немецком особняке висят сверчковские картины вместе с сеттерами от Депорта до тех пор, пока не придет в голову наследникам их продать с аукциона, чтобы обратить предметы грабежа предков в деньги...

Сан-Марко, Тьеполо, Грёз, Коро, Ауберт, Ландсхут, Сверчков, Веротари, Сидоров, Флоренция, Депорт, ГМ им. Пушкина, Веронезе, Сольяни, Пенский

Previous post Next post
Up