Московское наследие фаворита Шувалова. Часть пятая.

Oct 05, 2020 14:09

В красной гостиной была мебель в стиле Людовика XVI, "белаго дерева со штофной обивкой, красною с желтыми цветами". Общая участь мебели установлена - она сгорела в сарае усадьбы на Покровке в 1920 году. Я не ставлю себе задачу отследить судьбу всех произведений искусства, которые хранились в красной гостиной дома в Петровском. Мне это не представляется возможным и осуществимым мной. Однако трудно отказаться от желания узнать, какова была судьба если не всех, тот отдельных предметов, непосредственно связанных с И.И.Шуваловым и находившихся в мемориальной гостиной до разрушения России "до основания", которые были изъяты у владельцев и должны были стать достоянием социалистического государства (и народа) с началом построения "нового мира".

Поскольку князь Федор Николаевич Голицын завещал потомкам беречь изображение Шувалова, то главным предметом, подлежащим сохранности, с моей точки зрения, являлся портрет Ивана Ивановича Шувалова кисти французской художницы мадам Виже-Лебрен. Как я уже писала в третьей части, портрет Шувалова художницей был написан в Париже в 1774-75 годах.

О судьбе портрета из Петровского не было известно до суровых военных лет. В СССР в Столешниковом переулке, в доме № 14, построенном в 1900 году и оборудованным помещениями для торговли на первом этаже, располагался магазин Ювелирторга № 1. В этот магазин принимали на комиссию ценные вещи, ювелирные изделия, антиквариат.



Реклама Ювелиртога из журнала за 1936 год.

В 1943 году в ГМИИ им. Пушкина сообщили, что в магазин в Столешниковом поступил на продажу неизвестный мужской портрет работы Виже-Лебрен. П.Корин, главный реставратор музея, и искусствовед С.Тройницкий осмотрели портрет и по подписи и манере письма художника установили, что это подлинный портрет работы Виже-Лебрен и на нем изображен Иван Иванович Шувалов, фаворит Елизаветы I. Портрет продавал кто-то из Голицыных, бывших владельцев Петровского. В 1930-е годы ими через закупочную комиссию ГМИИ им. Пушкина было продано музею полотно из собрания Голицыных работы Виллема де Портера "Обрезание младенца", купленное Шуваловым во время его проживания за рубежом.

Каталог работ французской художницы, которыми пользовались научные работники музея, содержал сведения, что портрет Шувалова был написан в Париже в 1774-75 годы. Однако на портрете Шувалов был изображен при андреевской и владимирской лентах, пожалованным ему только в 1882 году. Будучи уверенными, что это подлинный портрет Шувалова работы Виже-Лебрен, содержащий атрибуты, которые не могли быть написаны художницей в 1770-х годах, искусствоведы музея решили, что андреевская и владимирская ленты были пририсованы позднее, возможно даже в XIX веке - история изобразительного искусства знает такие примеры.

Портрет был куплен как антиквариат и поступил в собрание ГМИИ им. Пушкина. В настоящее время он атрибутирован так:
Луиза Элизабет Виже-Лебрен, копия. Портрет графа И.И.Шувалова. XVIII век. Холст, масло 76х63 (овал в прямоугольнике) см. Закупка Антиквариат (Москва)

Эти сведения недостоверны, ибо И.И.Шувалов не имел титула графа. Картина считается копией без указания времени ее создания и первоисточника, с которого эта копия создана. Такие атрибуты, в частности безосновательное пожалование искусствоведами пушкинского музея И.И.Шувалова титулом графа и упоминание копии без ссылки на исходный портрет, вызывают ощущение равнодушного отношения работников музея к своему делу. В экспозиции музея я этот портрет И.И.Шувалова не видела, возможно, просто была невнимательна, либо он не выставляется.

История о том, как пушкинский музей приобрел портрет Шувалова кисти Виже-Лебрен в комиссионном магазине Ювелирторга в Столешниковом переулке, изложена была историком ГМИИ им. Пушкина А.А.Демской в начале 1980-х годов. О существовании двух портретов И.И.Шувалова работы Виже-Лебрен, на которых он изображен с андреевской и владимирской лентами, к тому времени уже было известно - это отмечено в начале XX века М.М.Голицыным в его описании Петровского.

Второй портрет принадлежал племяннице И.И.Шувалова графине Варваре Николаевне Головиной. После смерти Головиной портрет перешел к ее дочери графине Елизавете Потоцкой,от нее к внучке графине Лянцкоронской и в начале XX века портрет находился в собственности правнука графини Головиной, графа Кароля Лянцкоронского, который продал портрет F. Mont and Newhouse Galleries в Нью-Йорке, а в 1952 году портрет был куплен Художественным музеем Северной Каролины, где он сейчас и находится.



Иван Иванович Шувалов, 1795-1797. Масло, холст, овал 33 х 24 дюйма (83,5 х 61 см),
Музей искусств Северной Каролины, Роли

Дата написания портрета 1795-97 годы, как раз во время пребывания художницы в Петербурге. Возможно, заказала портрет своего дяди сама графиня Головина, которая была с ней не только знакома. Дело в том, что у графа Головина, мужа Варвары Николаевны Головиной, было двое незаконнорожденных детей: сын Федор Ловин и дочь Антуанетта-Элен Головина. Эти дети воспитывались в семье Головиных в России. У художницы Виже-Лебрен был брат Эттьен Виже, женатый на Сюзанне-Марии-Франсуазе Ривьер. У Сюзанны Ривьер был брат Огюст-Луи-Жан-Батист Ривьер, за которого вышла замуж незаконнорожденная дочь графа Головина. Таким образом Виже-Лебрен была почти родственницей Головиным: Виже-Лебрен с Сюзанной были золовками, а брат золовки художницы был зятем Головиных.

Итак, существует два портрета И.И.Шувалова, написанных Виже-Лебрен, но оба они не являются тем портретом, который был ею написан в 1775 году, когда она через Вольтера познакомилась с Шуваловым в Париже и Шувалов, протежируя ей, познакомил ее с разными богатыми и знатными персонами, которые обеспечили ей ее дальнейшую карьеру.



Слева портрет из ГМИИ им. Пушкина, справа - из музея Северной Каролины.

Эти портреты оба считаются подлинниками работы Виже-Лебрен. Очевидно, что они отличаются по манере письма. На портрете из Петровского из собрания ГМИИ им. Пушкина нет слащавости и карамельности, свойственных произведениям Виже-Лебрен. В музее Северной Каролины портрет копией не считается, и Иван Иванович Шувалов ошибочно графом не титулован.

Известно, что уже упоминавшийся выше брат невестки Виже-Лебрен, Огюст-Луи-Жан-Батист Ривьер сопровождал художницу в ее скитаниях после французской революции по Европе в поисках пристанища в течение восьми лет.



С Автопортрета Огюста Луи Жан Батиста Ривьера, написанного им в 1808 году. Из собрания Max Blumberg et Eduardo Araujo.

Так они попали в Россию, где устроились прекрасно. Виже-Лебрен была модной художницей российской императорской фамилии и знати. Ривьер был художником и выполнял копии с портретов Виже-Лебрен.



Портрет графа Григория Ивановича Чернышева с маской в руке: оригинал работы Виже-Лебрён (справа) и копия написанная Огюстом Ривьером (слева).

По своим служебным обязанностям он был Гессенским посланником в России, поэтому в литературе упоминался как де Ривьер Гессенский. Я не считаю невероятным, если вдруг выяснится, что портрет И.И.Шувалова, находящийся в собрании Пушкинского музея, окажется копией работы Ривьера с портрета Виже-Лебрен, также подписанной художницей. История изобразительного искусства полна подобных случаев.

В рассуждениях об этих портретах постоянно подразумевается, что Виже-Лебрен выполнила их в 1790-е годы на основе своего портрета, написанного с Шувалова в 1775 года в Париже. Эта уверенность в искусствоведении носит характер едва ли не религиозного канона, словно ими не допускается, что она могла воспользоваться натурой или чьим-то чужим портретом, который считался удачным самим Шуваловым. Виже-Лебрен - это художница, должна угодить заказчику и получить свои деньги.

Мне казалось, что портрет 1775 года, если он когда-либо существовал, не мог быть перепутан с приведенными выше картинами - ведь он написан больше чем на двадцать лет раньше и на нем Шувалов был моложе, да и сама художница еще была молодой и не имела того значительного опыта, который приобрела за эти годы. Однако путаница в портретах существует, и создается впечатление, что портреты 1790-х годов могли быть копиями портрета 1775 года, только без лент. Ведь искусствоведы ГМИИ им. Пушкина именно так и решили при покупке картины у Голицыных: это портрет Виже-Лебрен работы 1775 года только с пририсованными лентами.

Виртуозная манера письма художницы, которой она овладела в зрелости, и используемые ею приемы "омолаживания" натуры, с которой она писала портреты "возрастных" моделей, могут служить причиной такой ошибки. В 1775 году Шувалову было сорок восемь лет - этот возраст соответствует возрасту, в котором он изображен на обоих портретах в конце 1790-х годов, когда ему было уже около семидесяти, он был стар и болен.

Меня мучила мысль, а существовал ли вообще портрет И.И.Шувалова, написанный мадемуазель Виже в Париже в 1775 году. Ведь такой портрет мог быть подписан художницей только "Виже", поскольку написан ею до замужества. Снова и снова я просматривала разные источники, но никаких следов портрета Шувалова, выполненного в 1775 году не было - он только подразумевался, но не существовал. Казалось, что найти его мне не удастся.

Искусствоведение не стоит на месте, и есть люди, которые разгадывают загадки, изучают и исследуют. В 2016 году Джозеф Байлио, исследователь французской живописи XVIII века и специалист по творчеству Виже-Лебрен, опубликовал книгу Vigee le Brun: Woman Artist in Revolutionary France. Он считает, что один из трех портретов художницы, выполненных ею масляными красками на меди, ранее считавшийся портретом генерал-прокурора Екатерины Великой князя Вяземского, на самом деле и есть портрет Ивана Ивановича Шувалова, написанный мадемуазель Виже в 1775 году.



Иван Иванович Шувалов, 1775, масло на меди, 19 на 21 см. Подпись и дата внизу слева "Mlle Vigée 1775".

Этот портрет находится в собрании Музея Радищева в Саратове. Поступил из Государственного музейного фонда в 1933 году. В Радищевском музее он продолжает считаться портретом князя Александра Алексеевича Вяземского.

Трудно считать этот портрет исходным для создания на его основе портретов Шувалова в конце 1790-х годов. Да и на Шувалова он мало похож. Впрочем, он мало похож и на генерал-прокурора А.А.Вяземского



Гравированный портрет князя А.А.Вяземского (художник Александр Григорьевич Скино, гравер Каспар Эргот) из издания "Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции", 1863 год.

Портрет явно отредактированный, чтобы он походил на Вяземского.

В Государственном Эрмитаже есть миниатюра с портрета Шувалова:



Неизвестный художник. Сведения об оригинале: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз (оригинал 1775 г.) или Шибанов, А.П. (копия 1785 г.). Миниатюра: Портрет Ивана Ивановича Шувалова. Место создания: Россия (?). Время создания: 1780-е гг. Материал: кость. Техника: акварель, гуашь, лак. Размеры: 7,4х6,2 см. Поступление: Поступил в 1910 г. Передан из коллекции великого князя Сергея Александровича. Инвентарный номер: ОРм-1034

Итак, в описании оригинала вновь возникает вера, что именно так должен был выглядеть портрет Шувалова, написанный Виже в 1775 году. Правда кроме этого оригинала указан еще один Шибанов А.П. (копия). Разумеется, вновь копия, созданная А.П.Шибановым с этого пресловутого портрета 1775 года. В фамилиях путаница: есть художники Шабанов (Шебанов) Алексей Петрович и Шибанов Михаил. Вновь сталкиваюсь с тем, что атрибутам крупнейших музеев нельзя доверять, поскольку фамилия художника указана неверно и его произведения отсутствуют или не оцифрованы в собрании музея.

Портрет А.П.Шабанова находится (или находился) в собрании Государственного Русского музея. Находился, потому что на сайте музея поиск выдает 0 результатов, а в источниках есть сведения, что именно в Русском музее этот портрет хранится.



Портрет И.И. Шувалова. Год создания 1785. Холст, масло. Размер 67 x 53. Инвентарный номер Ж-69. Собрание
Государственный Русский музей.

Год создания этого портрета 1785. Хронологически именно портрет работы А.П.Шабанова предшествует портретам, созданным Виже-Лебрен в конце 1790-х годов, которые копируют шабановский портрет. Его же копирует и миниатюра из Эрмитажа. Оригинала портрета мадемуазель Виже, написанного с Шувалова в 1775 году, у искусствоведов не было, но они все равно с удивительной уверенностью считали и считают, что именно этот мифический портрет являлся основой для написания нескольких других. Правда, на чем основана эта уверенность, неизвестно.

А теперь, если принять за установленный факт, что портрет, считавшийся портретом князя А.А.Вяземского, был оригиналом портрета Шувалова кисти м-ль Виже 1775 года, то он никак не мог быть оригиналом для написания портретов Виже-Лебрен впоследствии. Почему бы не допустить, что Шувалову нравился портрет, написанным с него Шабановым, и им был заказана копия с него Виже-Лебрен, приехавшей в Россию "на ловлю счастья" в 1795 году? Художницей был написан портрет, который сейчас находится в Художественном музее Северной Каролины, а с этого портрета Ривьером Гессенским была написана, а Виже-Лебрен подписана, копия, находящаяся сейчас в собрании ГМИИ им. Пушкина. Разумеется, эту версию следует проработать и проверить, и если это подтвердится, то существующая атрибутика портретов должна быть исправлена.

Шувалов, Байлио, Голицыны, ГМ им. Пушкина, Головины, Виже-Лебрен

Previous post Next post
Up