Реализм. Догмы и проблемы. Часть 2

Jan 25, 2013 15:00



............... продолжение



Жан Валентэн де Булонь. Плут

Их советское искусствоведение именует реалистами, за эпохой, где они жили, этого стиля ни в коем случае не признавая. Как такое может быть, что крупнейшие мастера реализма, чья заслуга в становлении этого стиля  в Европе и  признана всем миром, были, а  реализма - не  было? Загадочно и не понятно.  Однако факт остается -  в отечественной версии искусствознания художники-реалисты есть, а реализма XVII века нет






Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока

4) Страны наиболее полного разворачивания  реализма в XIX веке называются тоже интересные - к примеру, у советских искусствоведов  реализм в 19 веке проявляется  наиболее полно в Англии. Что, мягко говоря, не стыкуется с современным взглядом  на предмет, почему-то умалчивается, что гораздо шире, чем реализм в Англии 19 века в рамках Романтизма был выражен академизм и творчество прерафаэлитов. Про них ни слова, а все художники-романтики переведены в разряд реалистов, но это еще допустимо: романтизм часто переплетается и соседствует с реализмом

Как ни странно, у нас до сих пор поддерживается ТОГДАШНИЙ марксистский взгляд на Англию как самую передовую в 19 веке страну - а где еще мог зародиться самый передовой для пролетариата метод (реализм коммунисты признавали только как метод, но об этом ниже)?...  конечно, лучше если это будет там, где Ф.Энгельс задумывал пролетарскую революцию  и где социалист-утопист Роберт Оуэн вынашивал свои идеи, а не в какой-то сытой и спокойной буржуазной Голландии. Тем не менее, судя по текстам отечественных специалистов, они продолжают быть уверенными в английском расцвете реализма в 19 веке. Ничего, как ни странно, не упоминается о России и передвижниках,они вне реализма как стиля. Что касается  Энгельса, то он хотя и был теоретиком коммунизма, а не искусства, но дал-таки  определение реализма наиболее универсальное на данный момент, точное, краткое, ходовое. В этом его несомненная заслуга перед теорией искусства.  Но об определениях несколько позже будет сказано отдельно .

5) Наконец, отечественные искусствоведы  не считают импрессионизм формой реализма. Если спросить отечественного искусствоведа о месте импрессионизма, он не даст никакого внятного ответа. Возникнет ощущение, что импрессионизм это нечто негласно запрещаемое, слегка сомнительное, самостоятельно зависающее между традицией и модернизмом. Может быть это из-за того, что многие французские импрессионисты изображали реальность своей жизни через  образы того, что их тогда окружало - проституток, танцовщиц балета, вообще всяких аморальных с точки зрения КПСС персонажей? Что разлагало и потому  не могло быть допущено в гос.реализм СССР.

Можно привести много других подобных примеров из истории искусства, в том числе и с другими стилями. Надо считаться с тем, что существует масса самых разных,  в том числе вполне профессиональных взглядов на реализм.  Всякий, кто хочет вникнуть в вопрос, встретится с этими разночтениями, из которых надо уметь выделять истину, учитывая уровень  профессионализма и компетенции того или иного автора. И  у всякого, кто занимался когда-либо  какой-то проблемой искусствознания, есть  своя система подборок, взглядов, выводов, прошедших личную селекцию и представляющих свое сложившееся видение процесса. Свой я вам и хочу представить  в этом цикле статей

Данный цикл статей является обобщающим результатом по исследованию темы реализма. Главной целью является изучение развития реализма в искусстве вообще, как понятия и термина (от палеолита вплоть до соцреализма; в частности его, как искусственного стилевого образования, в наибольшей степени приближенного к современности и базирующегося на аккумуляции лучших  в тч. и реалистических традиций прошлого).

Не буду перечислять множество имен художников, теоретиков, историков искусства, философов, писателей, культурологов, филологов, кто касался реализма творчеством или изучал его. Эти имена - в любой энциклопедии, справочной статье. Я хочу назвать только имена тех, чьи исследования находятся на планке мирового уровня фундаментальных исследований по теме, но тем не менее(или именно поэтому?) никогда не упоминаются в крупнейших отечественных изданиях. Похоже, совковый спец побеждает и сегодня, он предан коммунизму до сих пор. Может быть пора пересмотреть взгляды? Чтобы не выглядеть совсем уж дико в нашем современном, таком открытом для любой информации мире? А то вдруг еще кто-нибудь кроме меня заинтересуется и задастся вопросом - что же это с нашей теорией и историей искусства творится?

Начнем с того, что античный термин mimesis в смысле «подражания» бытию, природе в искусстве, введенный еще в 4 веке до н.э. Аристотелем на сегодняшний день не потерял актуальности и применяется как научный синоним реалистичности в искусстве ВЕЗДЕ, кроме нашей страны. Точнее его употребляют в Санкт-Петербурге, про другие места не берусь утверждать.  Этот термин советую запомнить, чтобы встречаясь со словом мимесис понимать, о чем идет речь.  Слово «мимесис»  подразумевает реалистичность, не бывает названием стиля, это скорее принцип изображения, возможно, близкий по смыслу к нашему понятию « реализм как метод».

Выдающийся советский ученый Михаил Лифшиц(1905-1983), философ-марксист, при этом эстетик и искусствовед, действительный член АХ СССР занимался вопросами эстетики с марскистской точки зрения, где главными были проблемы реализма и мимесиса. Сотрудничество с ученым мирового уровня Дьердем Лукачем, создание кружка Лифшица-Лукача вывело их исследования на новый качественный уровень



М.А.Лифшиц

Надо сказать, что идеи и взгляды Лифшица не приводили в восторг советских функционеров от искусства. Впрочем, эта картина и участь исследователя спорных вопросов на все времена.

Не могу в связи с этим циклом статей не упомянуть имя Моисея Самойловича Кагана (умер в 2006 году), чей вклад в развитие отечественной теории и философии искусства наиболее значителен и признан. Каган - это отец отечественной эстетики и теории искусства. Поистине, Моисей отечественной эстетики. Он в 60-е годы вывел эстетику на подобающий ей(как и во всем мире) фундаментальный уровень философской науки об искусстве, а не зависимого вторичного придатка марксизма. Был создателем первой в СССР кафедры этики и эстетики в Ленинградском университете



Моисей Самойлович Каган

Исследования Кагана замечательны тем, что они всегда были в струе самых передовых мировых разработок теории искусства, никогда не страдали грехом отсталости, чем так невыгодно  и постоянно выделяется отечественная школа искусствознания. М.Каган применял новейшие методы синергетики (Нобелевская премия 1977 года Илье Пригожину и группе ученых)  для изучения  такой сложной социо-культурной системы как искусство, уйдя далеко вперед в своих научных находках. Считаю, что без его трудов(кстати, поражающих глубиной знаний и эрудиции автора, написанных отличным, понятным для любого читателя языком) вообще невозможно целостное понимание  таких сложных явлений как искусство вообще, стили и реализм в частности

Еще про одного неизвестного никому сегодня теоретика реализма, Александра Воронского, бывшего главным редактором журнала «Красная новь», а затем редактором отдела классической литературы в Гослитиздате, я расскажу  потом подробнее и отдельно. Он был расстрелян в 37 году за свои  взгляды на реализм. Как он опасен был тогда советским, так же не пришелся ко двору и антисоветским, потому что разница между ними на самом деле гораздо меньше, чем принято считать. Точнее - никакой. Это они же и есть, только покрашенные в демократов. Все признаки указывают на это.

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *

Есть основания рассматривать реалистичность, мимесис в качестве некоего имманентного свойства, присущего сложнейшему синергетическому процессу исторического развёртывания искусства, в ходе которого он приобретает конкретно-исторические формы, становясь  к примеру творческим методом реализма(барочного, критического, социалистического реализма), реализмом как стилем, накапливается в традиции реализма. Вплоть до начала 20 века  искусством правит дух реализма, который является самой сутью искусства, идет естественный, самопроизвольный поэтапный процесс накопления традиции художественного реалистичного изображения, выражающейся наиболее полно и практически реализованный к концу 19 века

Стиль - это одна из основных категорий эстетики(напомню - идеалистической, буржуазной, короче дегенеративной по версии отечественных спецов) и уже в силу только одного этого  малопригодный для нашего искусствоведения.

По существу, стиль - это категория, отражающая цельность, т.е. совокупность, эстетическое единство всех возможных представленных элементов художественной формы, обладающих определенной выразительностью и оригинальностью, выражающих содержательность.

Стиль является устоявшейся (т. е. традиционной) формой художественного самоопределения эпохи, как раскрывается это понятие в некоторых источниках (в частности, в энциклопедии «Культурология. ХХ век»). Романтический, барочный,  реалистический, постмодернистский и прочие стили в некотором отношении могут быть приравнены к своеобразным формам мировоззренческих позиций, приближаясь в такой трактовке скорее к духовно-ментальным, нежели чисто художественным состояниям, и уже заключая в себе как энергию новых жизненных опытов, так и энергию взятой на себя духовной миссии.

Стили как эстетико-мировоззренческие системы формируются в художественной культуре в разной степени имитационной достоверности. Однако процесс развития художественных форм познания и отражения в искусстве социально-нравственных проблем человека и окружающего мира, по всей видимости, не был ни линейным, ни зеркальным, а имел свою собственную  специфику и закономерности. Данная специфика позволяет ''…исследователю отличать качественно определившиеся состояния от переходных, относительно стабильные от динамичных, упорядоченные от хаотичных, потому что только в этом случае можно раскрыть управляющую процессом закономерность перехода от одного уровня к другому через бифуркационную или полифуркационную ''игру'' переходных состояний'' (Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Том 2. С.-Петербург, 2003, с. 222)

В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Даже неоднозначно относящий к реализму в искусстве Т. Адорно вынужден признать: ''Неумирающий мимесис, внепонятийное родство субъективно созданного с его ''другим'', существующим само по себе, не созданным, определяет искусство как форму познания, и в этом смысле как явление ''рациональное''  (Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001, с. 82)

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основные концепции.

Согласно одной из них, реализм является особенной формой  художественного познания, методом (например, Ж.-Ф. Лиотар - вслед за Леонардо да Винчи -называет живопись ''формой мыслительной деятельности''), в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности.

По другой точке зрения на реализм его историю ограничивают  определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную художественную форму, т. е. собственно стиль. В этом случае начало реализма следует отнести  к эпохе Барокко, к европейскому искусству XVII в. У нас почему-то не принято писать в учебниках, что в эпоху Барокко, помимо него самого как такового существовали широко представленные  в это же время Классицизм(во Франции) и реализм как стиль (Голландия, Франция, Испания и пр.).Достаточно полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в ХХв. социалистический реализм. Характерно: теоретик коммунизма Ф. Энгельс считает признаком реализма способ обобщения, типизации жизненного материала, как «... правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (письмо Ф.Энгельса  М. Гаркнесс ,1888. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). На сегодняшний день это общепризнанное лучшее определение реализма

Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Можно сказать, что реализм - это стиль обыденной реальности.

…………. Продолжение следует. Следующая беседа об определениях реализма

Источники:

Адорно Т.Эстетическая теория.

Аристотель. Поэтика

Каган. М. Введение в историю мировой культуры. В 2-х томах. СПб. 2003

Кандинский В. О духовном в искусстве, гл. 7 «Теория».

Кривцун О. А. Эстетика. М., 2001

Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х томах. СПб. 1998

Лиотар Ж-.Ф. Возвышенное и авангард.

Лифшиц М. Архивы. Папка №232 «Лукач», раздел «Легенда о Лукаче»

Малевич К.  Вступление(из архива ФХЧ, 1930)

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37

Чегодаев А. Наследники мятежной вольности. Москва. Искусство. 1989

Чегодаева М. Соцреализм - мифы и  реальность. М., 2003

Интернет-источники и энциклопедии

© Ольга Несмеянова

мои тексты, proart, БЕСЕДЫ О РЕАЛИЗМЕ

Previous post Next post
Up