Российская фантастика как индустрия фастфуда

May 07, 2009 21:15


Лужа тоже подчас производит глубокое впечатление.
Лец

Отчего-то нынешнее состояние дел в российской фантастике у меня стойко ассоциируется с заведением фастфуда: быстро, много, сомнительного качества. То есть покушать вполне можно, но такие услады гурмана как букет, аромат, сервировка, изысканность и послевкусие - увы -  недоступны. Разве что послевкусие комбижиров.

Этакая жвачка для мозгов. Предъявляем ли мы какие-то особенные требования к жвачке? Пожевал - выплюнул.  

И хочется порой забраться на баррикаду, предварительно рванув рубаху на груди, и, попеременно размахивая то шашкой, то раскаленным тавром, перемежая энергичные идиоматьические выражения - я много их знаю, дед у меня народный соловей был - сугубо литературными терминами, заклеймить всех поименно!

Впрочем, потом приедет машина, добрые санитары сделают успокоительные уколы куда попадут, отберут шашку, остудят тавро…

Привыкшая и не к такому жена укроет меня пледом, сядет рядом и прочтет мне несколько страниц из любимой книги.

И станет сладостен воздух, и душа как-то смягчится, и жить захочется…

Вот в таком упокоенном состоянии давайте и попробуем поанализировать объективные механизмы, которые определяют теперешнюю структуру момента.

Книжный бизнес, несколько утрируя, складывается из взаимодействия трех компонентов.

Первый - это Авторы. Именно они, в рое муз и трубящих ангелов, в меру сил и таланта, мастерства и усидчивости, производят атмосферу, которой дышат наши души  и благодаря которой порою учащенно бьются сердца и разум заглядывает за границы обыденности.

Второй - это Издатели, которые путем разнообразных цеховых процедур преобразуют рукопись в конфетку и заворачивают в фантики различной яркости и блестящести.

Третий - Торговля - самое жуткое из мировых зол.  Эти, злобно хихикая, обеспечивают, как могут, посев разумного, доброго и вечного на удобренную, мало удобренную и вовсе не удобренную почву за пределами МКАД.

Эта троица в три пары рук - а кто из них стоит у руля, британские ученые спорят до сих пор - гребет в одной лодке к берегам суровым и неизведанным, где их поджидает судия всех усилий - Читатель, держа в руках своих зловещий мерный рубль.

Эпическое полотно в серых тонах

Согласно официальной статистике в 2008 году по разделу «Русская фантастика и мистика» вышло 1652 наименования книг. Колоссальная цифра, даже если вычесть переиздания!  Более 4 книг ежедневно! Казалось бы - живи и радуйся!

Однако уже при анализе номинационных списков премий, которых у нас тоже циклопическое число, выясняется, что радоваться особо нечему. Кучка авторов-монстров, чьи книги из года в год попадают в списки,  да единичные дебютанты. Причем дебютанты чаще всего обласканы авансом.

Я честно пытался набрать десятку лучших российских фантастических романов прошлого года - и не набрал. Нечего набирать! А уж чтоб довести это число до 50… Нет, нет, решительно невозможно. А ведь 50 - это всего три жалких процента от общего числа…

Такое ощущение, что пред тобой раскинулось огромное серое море. Говорят, что человеческий глаз может различать более сотни оттенков серого. Конечно, время от времени этот унылый пейзаж оживляется чем-нибудь фантастически красивым, да только общая картина от этого становится еще более серой. Так костер любой яркости не в силах превозмочь ночь, а лишь уплотняет тьму вокруг.

Если попытаться кратко сформулировать претензии к нынешнему состоянию дел, то получим примерно следующее:

- унылое однообразие. Когда мы последний раз имели удовольствие увидеть НЕОБЫЧНЫЕ миры, отличающиеся небанальной структурой мироздания?

- излишнее многословие. Теперь любой автор сразу пишет ТРИЛОГИЮ. Как минимум. Сестра таланта в зипуне и чепце нервно курит в чулане, выглядывая в щель - не идет ли там Раскольников?

- удручающий уровень амбиций. Притязания автора обычно гордо парят в районе пола. С пола упасть нельзя.

- поразительное незнание. Уровень использованных для написания романа знаний  крайне редко превышает вульгарный школьный. Иными словами, нынешняя фантастика печатью знания отнюдь не осенена.

А почему так? Конечно, все, изложенное выше (да и ниже), отмечено налетом субъективности и не претендует ни на что вне рамок личного восприятия.

Но почему так?

Есть ли какие либо механизмы, работающие на поддержание «статус кво»? И, если да, то, как они это делают?

Итак…

Традиция? Сдохни, тварь!

Традиция - потомственная родовитость плагиата.
Снова Лец.

Начнем мы с претензий в адрес авторов.

В реалистической прозе структура мира, так или иначе, задается автору «извне», окружающей нас действительностью, которая сопротивляется твоему стремлению стать супергероем, хоть даже ты облачайся в латексные красные стринги с литерой «S» на сакральном месте.

Иное дело автор-фантаст.

Для него реальность в определенном смысле не существует вовсе. На кончиках его пальцев Галактики, файерболы, Звезды Смерти, блондинки-командоры и марсианские треножники. Вселенная не имеет границ, скорость света не является неодолимым пределом, крысы могут заседать в Парламенте, а неандерталец прихлебывать из банки самогон, рассуждая на разные философические темы.

В этом отношении фантаст всесилен. Он Творец, чьи возможности по условиям игры не регламентируются практически ничем, кроме собственной фантазии, собственного же мастерства да еще пары заноз, о коих мы поговорим чуть позднее.

Печаль ситуации состоит в том, что Всесилие без рамок превращается в Бессилие. Способен ли Творец создать камень, который не сможет поднять?

Всесильный герой неинтересен и мало кому нужен. Ну что можно сделать с мачо, который плевками сбивает вертолеты, перед завтраком доказывает семью способами теорему Ферма, движением ресниц дарит каскадный многоярусный оргазм всем женщинам в зоне накрытия и регулярно спасает мир от себя же, ибо иных соперников у него нет и не предвидится?

Скучно же! Герой должен быть с изъяном. Скажем мышей бояться. Или щекотки.

А вот Мир?

Мир всегда сложнее, чем кажется. И, фактически, разница во всесилии реалиста и фантаста не столь уж велика. Есть сила, которая лимитирует любые писательские миры - от Янтаря до предвоенной Москвы. И имя ей - знание.

Знание разного рода. От квантовых полуживых - полумертвых кошек Шредингера до слез ребенка, растущего без отца. От безумного и безграничного счастья первой любви до принципов работы турбореактивного двигателя. От беззвучной песни расцветающей розы Экклезиаста до приготовления блюда, которое редко подается холодным.

Именно  из благодатного союза знания, фантазии и мастерства выросло Средиземье, История Будущего и Гиперион. Именно на этом фундаменте покоятся Град Обреченный,  Замок Горменгаст и Голубятня на Желтой Поляне.

Проблема Российской Фантастики, на мой взгляд, помимо прочего, в том, что знание и фантазия большинством нынешних авторов упорно замещается традицией. Причем традицией в самом дурном понимании этого слова.

Что должен знать фантаст?

Грубо говоря - работы своих коллег.

Нужно быть поразительно незрячим, чтоб не заметить, что  «миры» теперь строятся по блочной схеме, из кусков уже придуманных другими миров.

Типовое фэнтази, скажем, состоит из разной степени изысканности средневекового феодального мира; эльфов; гномов, в припадке оригинальности порой именуемых всякими там цвергами; и некоторого количества иных рас. Эта мешанина заправляется магией: светлой, темной и прочей, и в этот незатейливый бульон кидаются с приправами герои. Герои разнообразием не блещут. Это отроки с неясным, но очуметь каким загадочным прошлым (и к гадалке не ходи - ждет их дорога дальняя и дом казенный), герои меча, лука и знатоки айкидо, именуемое на наречии этого мира «сулюк пись одзы». Противостоят героям разной степени подлючести маги, колдуны, волхвы, темные демиурги, черные полубоги с живительным талисманом-энерджайзером в виде яйца. Кроме того, из-за леса, из-за гор едет оркушка Егор, во главе рати несметной, да темные силы, недобитые в прошлый раз силами добрыми, мягкотелыми, распевают свои реперские аццкие песни, готовясь злобно гнести добрых землепашцев.

Такие миры уже можно продавать пучками, по двадцать четыре штуки в связке.

Недалеко ушла и так называемая «научная фантастика». Науки там нет, а есть придуманные другими бластеры, прыжки в гиперпространство, набившие оскомину агрессивные общественные формации, киберпространство и прочие штампы в ассортименте.

Мне всегда хотелось верить в непреложное правило, будто каждый писатель стремится  выскочить из общей серой массы, стать непохожим на других, сделать себя единственным и уникальным.

«БУДЬ ИНЫМ!»

Ну и кто из сонма дебютантов последних двух лет ИНОЙ? Уж сколько радостных танцев было вокруг романа Колодана, который действительно попытался вырваться из этого мутного потока. Ну, кто еще? Онойко?

Даже в деталях невозможно наскрести экзотических небанальных миров, выходящих за рамки расхожих штампов. Хоть научно-фантастических, хоть фэнтезийных. Фантазия, где ты? Ау!!! Нет ответа.

Я уж молчу о том, чтобы в мирах этих появилась сколь-нибудь интересная идея. Хоть отдаленно подобная тому изюму, что раскидан, скажем, в потрясающем космическом квесте  «Пламя над бездной». Куда там!

Поразительно, но оригинальность, необычность, инаковость оказались совершенно не востребованы новым поколением авторов. Единственно, в чем проявляется их амбициозность - в претензиях на тираж. Автор не хочет быть ИНЫМ, он хочет быть первым среди серых, посоревноваться - кто ярче выложит картинку из чужой мозаики.

Беда в том, что как только молодой автор подчиняется традиции, принимает «пользовательское соглашение» на распилку и перекомпоновку чужих миров, он, по сути, перестает быть Творцом. «Соглашение» сильно упрощает автору жизнь, но чрезвычайно ограничивает творческую свободу. Он становится Ремесленником. Чаще всего так себе,  редко восхитительно хорошим. Но Ремесленником. А Ремесленник мало чем отличается от Сантехника, Крановщика, Штукатура и иных уважаемых специальностей. Мастерство налицо, но никому в голову не придет назвать даже потрясающе умелого крановщика Творцом.

Потому и уважение к профессии писателя находится где-то там, внизу. Еще двадцать лет назад писатель был Существо Горних Высей, а нынче он существо в сером, малоизвестный автор десятка романов.

Зато в этой безликой униформе хорошо в гетто. Ярлык «писатель-фантаст» хоть  и выписывается не кровью, но врастает так, что не выдерешь. Вообще говоря, удавалось это в новейшей российской истории единицам. Да никто и не стремится особо. В гетто ты свой…

Стратегия «Лего» - легкий путь, накатанная до асфальтовой твердости дорога в чужих колеях. Конечно, она чрезвычайно упрощает жизнь автору. Такое произведение намного проще опубликовать. Да и требования к нему намного проще. Ну что взять с очередной истории про бравые похождения компании человека, эльфа, гнома - далее по вкусу? Какие высоты там можно найти?

Новое поколение авторов, пришедшее в Российскую Фантастику, своими стараниями зажимает бесконечную  страну Фантазии в каменные стены устоявшихся архетипов, штампов, готовых рецептов, схем и сценариев, снижает  разнообразие творимых миров многотомными эпопеями. Они соревнуются в том, кто ловчее изложит старую басню в новых декорациях.

Увы, им нечего сказать Городу и Миру.

Игра на понижение

От популярного писателя ждут, что он все время
будет писать одну и ту же книгу, забывая, что тот, кто пишет одну
и ту же книгу дважды, не в состоянии написать ее даже один раз.
Дж. Оруэлл

Прежде чем перейти к разговору об издательствах, имеет смысл упомянуть о важном нюансе, который при оценке их роли весьма часто игнорируется.

Писатель располагает куда большей свободой воли, чем издатель. Писатель может выбрать любую тему, любую методу, любую форму, руководствуясь исключительно резонами собственной души. Не исключено, что потом этот роман будет непросто опубликовать, но объективных преград не существует.

Иное дело издатель. Любое коммерческое издательство обязано учитывать экономические реалии. А реалии таковы: как коммерческая структура издательство должно приносить прибыль. Причем прибыль, опережающую расходы. Издательский бизнес - это, мягко говоря, не нефтедобыча и не мобильная связь. «Быстрых денег» здесь мало, инвесторов практически нет, кредит получить можно, но непросто. А потому весьма важно иметь некий задел свободных средств, чтоб компенсировать внезапные подорожания бумаги, полиграфических услуг и прочего,  без чего невозможен непрерывный процесс выпуска книг.

Повторюсь: издательство должно приносить прибыль, и это необходимо помнить, формулируя свои претензии.  Экономические законы не менее беспощадны законов физических.

Что из этого следует применительно к сектору российской фантастической литературы?

Примерно следующее.

Единственным мерилом качества для издательства является количество проданных экземпляров. Поэтому уровень литературного мастерства, стиль, проработка мира, самобытность не то, чтобы не важны, но - по большому счету - малообязательны. Или, перефразируя, не играют решающей роли при оценке рыночных перспектив автора.

Это приводит к тому, что издательство принимает «де факто» некий редакторский эмпирический шаблон успешной книги. И уже потом оценивает рукописи по нему. В результате мы получаем изрядный поток текстов, решенных в схожей манере. Особенно хорошо это видно на примере русской фэнтази и фантастического боевика.

Появляется такое убогое понятие как «формат», под который усредняются авторы, а тексты приводятся к некоему общему знаменателю.

Форматирование в свою очередь выливается в серийность уже со своими требованиями.

То есть издательство играет, по сути, на понижение, на уменьшение выбора, на подгонку продукта к единому стандарту, что позволяет снижать риски, увеличивать достоверность прогноза реализации тиража, формировать рынок сбыта под конкретный продукт, всем, кроме обложки, подобный предыдущим.

Говоря упрощенно - для издательства подобный путь наиболее выгоден, благодаря его легкости и низким затратам. Не секрет, что большинство текстов даже не редактируются. От автора лишь требуется работать в определенных рамках. Любой более-менее успешный роман автоматически ведет к появлению продолжения,  ибо выбор у автора, согласившегося принять правила игры, мягко говоря, невелик: либо писать продолжение, либо писать новый роман - по сути, тот же самый - просто с новыми героями и в слегка перекрашенных декорациях. Неудивительно, что автор идет по пути наименьшего сопротивления.

Давайте сделаем небольшой мысленный эксперимент. Представим на мгновение, что Вячеслав Рыбаков вот только вчера написал свой дебютный роман «Очаг на башне», и, потея ладонями от волнения, начал хождение по издательствам. И оказывается, что «издательских площадок», где его роман может закружиться в своем печальном танго, практически нет. У монстров наших - АСТ и ЭКСМО - еще есть, пожалуй, по одной нише. АСТ могло бы издать «Очаг» в «черной серии», так называемой «танковой щели». «Звездный лабиринт» качеством текстов уже выродился настолько, что роман туда просто не лезет. ЭКСМО могло бы выпустить книгу в «Русской фантастике», формат которой еще не превратился в «прокрустово ложе» и допускает шаг влево - шаг вправо.

И?

И все! Все, ребята! Как альтернативный вариант можно помянуть благословенный «Снежный ком» и подвижника Брегиса. «Форум» почил. «Азбука» - увы, тоже вне игры. Кого забыл? «Армада»? «Крылов»? Смешно право, совершенно не их профиль.

Для умной, хорошей, выходящей за рамки общего потока фантастики места нет…

Впрочем, положа руку на сердце, сильно сомневаюсь, что такая вещь как «Очаг на башне», вошедшая в классику российской фантастики, может быть издана сегодня в российских фантастических сериях. «Многорукий бог Далайна»,  «Парикмахерские ребята», любая из вещей Штерна, «Опоздавшие к лету», если их сегодня принесет в издательство молодой неизвестный автор, боюсь, будут отвергнуты. Под эти книги просто отсутствует ниша в секторе фантастики, они там смотрятся чуждо и нелепо, как слон в посудной лавке.

Нет, я уверен, что эти книги нашли бы и сейчас своего издателя, но, я подозреваю, уже за рамками гетто. Где-то в «современной прозе» и - упаси боже - без клейма «фантастика». В крайнем случае, налепят ярлык «мистическая проза».

К сожалению, печальные последствия этим не ограничиваются. Упрощенный издательский подход к авторам, отсутствие грамотной редактуры, исчезающе малые возможности «повышения квалификации», отсутствие эффективных механизмов передачи опыта и литературного мастерства приводят к тому, что автор как муха в янтаре увязает на определенном уровне развития. Сейчас в фантастическую литературу пришло огромное количество молодых авторов, обладающих в силу возраста небольшим жизненным опытом. Закваска в собственном соку, отсутствие ориентиров, недостаток конструктивной критики и разбора ошибок и недочетов - все это отнюдь не идет им на пользу.

Не все вышеизложенное целиком на совести издательств, но свою лепту они в проблему вносят.

Неужели все настолько печально, плохо и безрадостно? Есть ли какие механизмы, работающее на повышение?

Об этом мы поговорим в последней части, а пока займемся мировым злом - Торговлей.

Как мы торгуем

Бестселлер: книга, которую хорошо раскупают потому,
что она хорошо продавалась
Д. Бурстин

Наша книготорговля отягощена большим количеством проблем. Экономическая самодостаточность таким же дамокловым мечом парит у нее над головой, и об этом всегда нужно помнить. Мы попробуем показать, как системные проблемы торговли влияют на рынок фантастической литературы.

Одной из серьезнейших проблем является повышение профессионального уровня продавцов. Книжный магазин - весьма специфическая торговая площадка. В современном полнопрофильном книжном магазине количество товара колеблется в районе 40 - 50 тысяч наименований. Причем весьма разных: от лечения керосином до самоучителей арабского языка. К сожалению, практически ни в одной сети не действует на постоянной основе механизм повышения квалификации продавцов, побуждающий их «расти над собой». Декларируется его наличие весьма часто, но обычно он носит сугубо формальный характер. Весьма часто отсутствует даже система материального стимулирования, при весьма невысоких зарплатах.

Продавец часто лишь отпускает товар, никак не участвуя в его выборе покупателем и не оказывая должным образом консультационных услуг.

Насколько я могу судить, текущий кризис и вовсе похоронил все планы вложения денег в кадры, даже если они и были. По сути - в книжных магазинах в подавляющем большинстве работают не те, кто лучше для этого подходит, а кто согласен работать за предлагаемую зарплату.

Поскольку проблема носит долговременный и системный характер, то издательства и торговля к ней приспосабливаются.

Один из способов - серийное оформление. При таком подходе роль продавца минимальна - достаточно просто добавить книгу к другим, оформленным аналогично. Головная боль начинается, когда издание оформлено не серийно.  Так Аберкромби попадает в один ряд к пиратам и серии «Книга-загадка, книга-бестселлер», «Изабель» Кея в мистику, «Острие меча» Кашнер в историю или приключения, а «Город мечтающих книг» с «Ведьмой» в детскую литературу.

Куда попадает «Малая Глуша» Галиной я так и не знаю. По компьютеру она числится, а найти ее ни я, ни продавцы не в состоянии…

Особенно сильно подобная ситуация бьет по книгам, выпадающим из общего ряда. Продавец, нацеленный на то, что книга по фантику-оформлению вписывается в тот или иной формат, теряется, в результате книга часто выпадает из поля зрения целевой аудитории.

Или обратный пример. Обратите при случае внимание на то, где стоят книги Г.Л. Олди в новой серии «Без маски». Серия была задумана как эксперимент для расширения читательской аудитории, попытка привлечь тех, кто обходит стороной стеллажи с фантастикой. Однако нигде эти книги не стоят в современной прозе, в лучшем случае, отчего то - в истории. А в подавляющем большинстве - в фантастике, рядом с другими сериями Олди, которых и без того достаточно. Соответственно подобная выкладка делает срывание маски бессмысленной, а потому магазины имеют продажи так себе и помаленьку сокращают подвоз книг в этой серии. Так недостаточная квалификация влияет на продажи.

Другой проблемой, общей и для издательств и для торговли является неумение продвигать книги. До сегодняшнего дня не существует эффективных отработанных алгоритмов акцентирования читательского внимания. Ну вот как продвигаются книги в книжных магазинах вашего города? Давайте я попробую угадать.

Книга выложена на видном месте, например, на кассе - раз. Книга присутствует на стеллаже с гордой надписью «Рекомендуем!» - это два. Кто рекомендует? Почему? С какой стати мне прислушиваться к этой надписи, распечатанной на принтере? Еще на книгу есть плакат! Там-да-да-дам! Это три. И апофеозом акции продвижения является картонное чудо типа Гарри Поттера или Крутого Парня, Читающего Метро. Это вообще финал.

Что я забыл? Ах, скидки. Скидки не продвигают конкретную книгу, они решают принципиально иную задачу.

Бывают разовые отклонения. Скажем книгу Брусникина «Девятный спас» АСТ продвигало весьма любопытно. Скажем, выпустила бесплатную брошюру с первой главой романа, которая вручалась всем покупателям. Бедолага-продавец при этом исполнял рекламный слоган. В результате продажи книги были весьма впечатляющи, особенно учитывая, что до этого о Брусникине никто и не слышал.

Но это скорее исключение.

Важным лимитирующим фактором является и развитие инфраструктуры, то есть открытие магазинов в регионах.

В настоящее время книготорговля является узким местом, «бутылочным горлышком», сдерживающим развитие всей отрасли. Издательства уже несколько лет выпускают книг больше, чем можно реализовать через недоразвитую торговую сеть.

Дело упирается в высокую цену вопроса. Построение развитой региональной сети требует весьма значительных затрат - сотен миллионов рублей. Естественно, подобные деньги есть далеко не у всех, а привлечь на это дело сторонних инвесторов пока никому так и не удалось.

Что говорить, если у меня в городе - за 500 км от Москвы - существует реальная проблема с приобретением некоторых книг даже такого монстра как ЭКСМО? А что тогда творится за Уралом? На Юге? На Дальнем Востоке? В Калининграде?

А уж про распространение книг малых издательств, скажем «Энигмы» или «Форума», можно только трагически промолчать. Да и приобретение книг той же «Азбуки» становится делом непростым и азартным.

И все плохо. Я не могу книгу купить, издательство не может ее продать.

Стоит ли говорить о том, что подобная ситуация смертельна для небанальных книг?

Извечный вопрос

Книги - это имущество, завещаемое умом человечеству,
предназначенное для передачи из поколение в поколение,
на пользу тем, которые со временем родятся.
Д. Аддисон

А теперь от претензий попробуем перейти к делу столь же неблагодарному - к прогнозам. Ждет ли нас впереди что-либо позитивное? Изменится ли ситуация к лучшему и что будет тому причиной?

Я надеюсь, что поток однотипных романов рано или поздно породит в молодых авторах противодействие, желание пойти «от противного», вопреки общему потоку. Именно так выплеснулась в свое время на западного читателя «новая волна». И будут у нас «новые странные», литературные манифесты и эксперименты, а также люди, которым не интересны нагрудный ярлык писателя-фантаста во всю спину и беспрепятственный пропуск в гетто.

Вон в малой форме уже видны некоторые подвижки, доживем и до большой!

Эволюция вещь беспощадная, надо лишь постараться, чтоб она не превратилась в инволюцию.

Весьма жаль, что в России нет сколь-нибудь значимого профессионального объединения писателей-фантастов. К сожалению, советское наследие приравняло выражение «Союз писателей» к ругательству с четким негативным контекстом. А жаль… Кому еще озаботится своими правами и будущим, как не писателям? Уж кто-кто, а профсоюз смог бы организовать, например, постоянно действующие мастер-классы для молодых авторов, по примеру легендарных Дубултовского и Малевского семинаров.

Пока же у нас нет даже достойного института критики, который бы занимался не только сиюминутным рецензированием, но и осмыслением творческого процесса, созиданием ориентиров, формированием вкуса, инициированием здоровой полемики вокруг достойных внимания книг. Приятно, что понемногу появляются в Цеху новые имена. Да, их мало и еще меньше площадок, где они востребованы. Но они есть и, надеюсь, через год-другой к ним добавятся еще энтузиасты.

Дальнейшее же развитие издательств и книготорговли невозможно без развития конкуренции. Только рост конкуренции может заставить издательства вкладывать деньги в новые сектора, искать новые формы, экспериментировать с предложением. Когда же на рынке всего-то три-четыре игрока, между собой они всегда потихоньку договорятся.

Постоянный годовой рост числа выпущенных книг рано или поздно подвигнет заинтересованных лиц на создание эффективных информационных ресурсов, обслуживающих покупательские запросы. Это должно самым благотворным образом сказаться на «неформатных» секторах, да и вообще на функционировании отрасли. Это ж стыдоба, что в век высоких технологий, когда космические корабли бороздят Бо… пардон, увлекся. Что в век высоких технологий необъятные медийные возможности Интернета в лучшем случае используются для выкладывания обложки с аннотацией и кусочка текста. Что, трудно на сайте издательства выложить минутный ролик, где автор рассказывает о своей новой книге? Или придумать еще что-нибудь для привлечения внимания к книге?

Игнорирование подобного рычага влияния на покупателя будет приводить лишь к постоянному увеличению залегших на складах тиражей, а нет лучшего стимула, чем убытки, понесенные из-за лености и косности мышления.

Самая непростая битва развернется в регионах. По осторожным прогнозам нормального рынка с развитой конкуренцией и большим предложением в регионах не будет еще 5-7 лет. А кое-где вероятно и больше. И рынок нестандартной литературы это будет сдерживать очень сильно, так как значительно будет падать покупательская аудитория. Для умной литературы вообще критично подержать, полистать, почитать пару страниц, ощутить аромат страниц и теплоту обложки. Интернет-магазины такого удовольствия не дают.

И уж потом, после того, как в городе будет с десяток разных книготорговых организаций, и беспощадная конкуренция будет закапывать лентяев и неумех…

Вот тогда в книжных магазинах появятся продавцы, которые при вопросе «А у вас есть NN?» улыбнутся,  быстренько дадут вам книгу в руки и побеседуют с вами о том, что эта книга, фактически, является новым словом в творчестве автора и это отрадно, ибо предыдущие три его книги…

И будет нам все счастье!

Дожить бы!

PS: Автор благодврит Владимира Пузия за ряд ценных замечаний. Иными словами - все что вам в статье не понравилось внесено по предложению Пузия.

Автор: Караваев Алексей Владимирович

Источник: http://www.fantlab.ru/blogarticle3430page1

Зеркало: Сообщество «Книжный бизнес»

покупатель, автор, серии, литература, книжный магазин, кадры, продавец, книжный бизнес, продвижение книг

Previous post Next post
Up