Бумажная версия книги «Записки исторической сплетницы» в продаже, ссылки
здесь Вот вы, может, думаете, почему это я сравнительно давно ничего не пишу. А это потому, что я давно почти ничего нового не читаю и не смотрю. Читаю я в последнее время только мудрые распоряжения итальянского правительства, направленные на беспощадную борьбу с коронавирусом и адресованные а) лично мне как понаехавшей из-за границы, б) жителям региона, где я живу, в) жителям всей страны. Распоряжения эти несколько хаотичны, расплывчаты и выполнены в неповторимом стиле «здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали». Я не знаю, может, они там для составления проектов директив какого-то писателя наняли, автора драматических произведений, которому не удалось пробиться в мир большой литературы, потому что у него сюжетные линии разбегались в разные стороны и от этого вся конструкция рассыпалась прямо в руках. После нескольких бесплодных попыток систематизировать, что можно, а что нельзя, и достучаться до местных учреждений здравоохранения в тщетных поисках обратной связи я могла только лежать на диване, тупо глядя в белый-белый потолок. Или пересматривать уже отсмотренные сериалы, думая при этом самые простые мысли типа «О, этого уже видела!» И «О, что-то рожа личность его мне знакома по другому сериалу!» Какие-то более сложные и осмысленные занятия мне по-прежнему не даются.
Но тут, между прочим, тоже есть о чем подумать. Чем руководствуются ответственные за кастинг товарищи, выбирая одних и тех же актеров на роли граждан определенного социального положения, определенной эпохи, определенной степени приближенности к императору/королю/царю и т.д.? Типаж? Ну, например, завидев актера, продюсеры и режиссеры в один голос кричат: «Чувак, да ты типичный английский принц/ голландский купец/ испанский посол/ американский безработный, какой типаж, профессион де фуа!» И как давай снимать его в чем ни попадя. Актер, может, не очень известный, но в своей роли - как влитой, намертво ассоциируется с персонажем и постепенно становится узнаваемым. Актеру это, конечно, плюс, но по прошествии времени могут начаться стенания о застревании в одном амплуа и претензии к миру, что роли Гамлета или еще чего посложнее так и не было предложено.
Не всегда мотив «типаж» работает. Потому что английская королева шестнадцатого века, британская королева двадцатого-двадцать первого веков и российская императрица восемнадцатого века - это разные типажи. Если их всех играет одна и та же женщина, ей желательно иметь известность, узнаваемость и репутацию хорошей актрисы. Чтобы зритель уже заранее был рад ее видеть на экране, а то мало ли что. Ну, и талант, конечно, недюжинный нужен: попробуй-ка поперевоплощайся в этих персонажей, у которых общего - примерно ничего, кроме пола и монархического статуса. Некоторые еще в таких случаях соответствующим происхождением подстраховываются - например, русско-английским, чтоб, значит, и английская королева, и русская императрица аутентичными вышли. Кстати, роль, например,
русского царевича, скорее всего, отдадут выходцу из России. Потому что черт его знает, как играть русского, если у него в руке не имеется балалайки с самоваром. Правда, потом выясняется, что выходец из России это все тоже слабо себе представляет, но это уже на его совести.
Вообще меня удивляет, что сериальные фигуры монархов, их детей, их советников, их двоюродных тетушек и прочих - это такие формы, куда можно по несколько раз втискивать одних и тех же актеров. Мол, сыграла двоюродную тетушку короля двенадцатого века - сможешь и двоюродную тетушку короля двадцатого века сбацать. А что? Тетушка же. Короля. Ты это уже умеешь. Опытный актер, как говорится, борозды не испортит. Имел успех в сходной роли, значит, этот успех надо повторить максимальное количество раз, но желательно остановиться, пока зрителя тошнить не начнет. В любом случае новые лица искать рискованней.
Так вот, в свете вышесказанного считаю необходимым вывести в эфир новую рубрику «Мне решительно знаком ваш портрэт!» (произносится с интонацией А. Мягкова в роли Артиста).
И сегодня у нас рейтинг актеров-мужчин, ударно трудящихся в королевском и околокоролевском амплуа. Почему мужчин? Потому что все номинанты и номинантки в один сегодняшний рейтинг не влезут и надо по какому-то признаку некоторых отсеять. Вот хотя бы по половому. Так что сегодня у нас небольшой сеанс гендерной дискриминации. Шучу (нет) .
5 место. Джонатан Рис-Майерс. Номинация: Великий король с запутанной личной жизнью. Роли: Филипп II Август (фильм
«Лев зимой»), Генрих VIII (сериал
«Тюдоры»).
Филипп Август. Фото: ВокругТВ
Генрих VIII. Фото: ВокругТВ
Объединяет этих персонажей то, что они а) короли, б) допрыгались до отлучения от церкви в связи с разводом. Филипп Август у Рис-Майерса, на мой взгляд, получился очень хорошо, актер вписался в образ, как родной. С той поры у него была одна дорога - в еще какие-нибудь короли. Наверное, существует трогательная история о том, почему именно его взяли на роль Генриха VIII, но я думаю, что она не правдива. Сейчас я вам всю правду расскажу. Создатели сериала «Тюдоры» утвердили такой залихватский сценарий, что сами офигели. И во избежание всяких там дурацких обвинений в отсутствии историчности решили послать зрителям своеобразный мессендж: мол, не будет тут никакой историчности, даже не ищите, воспринимайте все происходящее как фэнтези по мотивам тюдоровских времен. Картинка будет, это мы берем на себя, картинка будет такая, что зритель позабудет обо всем на свете. Историчности не будет. Чтобы аккуратно сообщить это зрителю, надо на роль главного героя взять максимально непохожего актера, но с опытом работы в королевской роли. Тут мимо студии к кофейному автомату неосторожно проходил Джонатан Рис-Майерс. «Одевайся, царем королем будешь!» - закричал продюсер, в то время, как костюмер бросил в зазевавшегося актера вышитым камзолом и шортами с буфами. «Ни за что!» - гордо ответил Рис-Майерс. «Одевайся, убью!» - еще громче закричал продюсер, размахивая контрактом на много-много американских денег. Ну, и получилось то, что получилось. Сначала зрители в едином порыве сокрушались: «Ой, не похож, ой, халтура!», но потом присмотрелись, освоились, некоторые даже стали находить особую прелесть и пикантность в несхожести актера и исторического персонажа. Потому что мало радости глядеть на ползущего идущего в очередной раз под венец облысевшего дядю весом 150 кг, с тростью и перебинтованной ногой. А тут хоть картинка хорошая. Не обманули.
4 место. Энгус Имри. Номинация: Типичный английский принц. Роли: Артур, старший сын Генриха VII (сериал
«Испанская принцесса»), Эдвард, младший сын Елизаветы II (сериал «Корона»).
Артур. Фото: ВКонтакте
Просто фото актера, так как фото в роли Эдварда не нашла
Вот ты простой английский принц, с типичным английским лицом. И хватит с тебя. Никакой активной роли в истории своей страны ты не играешь. Но раз уж ты был (или до сих пор есть) - куда тебя денешь? Поэтому ходи туда-сюда по кадру и не отвлекай главных героев от их основного занятия - вершить судьбы мира. Артур, впрочем, самим своим коротким существованием сумел спровоцировать политический, династический и религиозный кризис в Англии, но и тут процессом рулили совсем другие люди. Эдвард еще скромнее оказался. Короче, одни расходы на них в плане зарплаты и костюмов. Почти никакой сюжетообразующей нагрузки не несут. Зато на преемственность нынешней королевской династии от ее далеких предков указывают.
3 место. Джеймс Фрейн. Номинация: Талантливый соратник английского короля. Роли: граф Уорик (сериал
«Белая королева»), Томас Кромвель(сериал «Тюдоры»).
Уорик. Фото: Кино-Театр.ру
Кромвель. Фото: ВКонтакте
По времени эти два персонажа не очень далеко друг от друга стоят, а какая разница в судьбе и в степени умытости лица! Во времена Уорика соратник короля - это такой политически активный гражданин в доспехах, способный порубать в капусту всех, до кого дотянется. Кромвель, если учесть его жизненный опыт, в принципе порубать бы тоже кого-нибудь мог, но не стал, предпочитал действовать пером и топором . Да и смерть их постигла по разным причинам. Уорику, чтобы вызвать недовольство короля и прекратить жизнедеятельность своего организма, потребовалось против того короля двинуть целую армию. Кромвелю удалось добиться тех же результатов, просто посоветовав королю в жены не ту девушку. Ну, и за политическими трендами, конечно, не уследил. А так оба хорошие были советники, годные. Плохого не посоветуют. Но это не значит, что их всегда слушали.
2 место. Алекс Дженнингс. Номинация: Дядюшка правящей английской королевы. Роли: Леопольд I, король Бельгии (сериал
«Виктория»), герцог Виндзор (сериал «Корона»).
Леопольд. Фото: ВКонтакте
Герцог Виндзор. Фото: ВКонтакте
В его королевском портфолио вообще-то присутствуют и король Георг III, и принц Чарльз, но сейчас нас интересуют не они. Значит, наш очередной номинант - это такой очаровательный английский дядюшка с обходительными манерами, который время от времени приезжает навестить свою любимую царственную племянницу. Вежлив, мягко ироничен, доброжелателен. Но не забывает намекнуть племяннице «в шутейном разговоре», что на ее месте должен был быть он. В первом случае - как консорт королевы Шарлотты, если бы Шарлотта осталась жива, во втором случае - как правящий монарх. Есть подозрение, что этот дядюшка с упущенными возможностями - в сущности, один и тот же дядюшка. Различать двух персонажей следует по костюму, цвету волос и по наличию/отсутствию Уоллис Симпсон в обозримом пространстве. Ну, и по названию сериала, который вы в данный момент смотрите. По имени племянницы тоже можно ориентироваться: та Виктория, а эта, наоборот, Елизавета.
1 место. Дэвид Оукс. Номинация: Брат главного героя. Роли:
герцог Кларенс (сериал «Белая королева»),
Хуан (сериал «Борджиа»), Эрнст Саксен-Кобургский (сериал «Виктория»).
Кларенс. Фото: ВКонтакте
Хуан (наверное). Фото: ВКонтакте
Эрнст Саксен-Кобургский. Фото: ВКонтакте
В сериале есть сияющий своей добродетелью, своим мужеством, своей короной или еще чем-нибудь своим герой, а у героя есть брат. Он не так сияет величием и добродетелями и вообще полон недостатков. Иногда совсем дрянь человек, иногда ни рыба ни мясо. Призван оттенять героя и выводить его на первый план. Но тут ведь вот какая закавыка получается. Насчет «Борджиа» не знаю, не смотрела, а вот в «Белой королеве» и «Виктории» «главные» братья обычно не вызывают ничего, кроме желания их развидеть. «Второстепенный» брат их переигрывает влегкую, рождая у зрителя (в частности, у меня) теплые чувства к своему персонажу, даже при том, что персонаж завистлив, истеричен, психически нестабилен или попросту аморален. Кстати, характеры у персонажей разные, даром что номинация одна. И это мы, безусловно, запишем в плюс Дэвиду Оуксу как талантливому актеру. Больше братьев хороших и разных! И не только их.
Это далеко не полный перечень. Так что не переключайтесь.