Вопреки догме буржуазных экономистов о том, что государство не должно играть никакой роли в экономической жизни, государство стало очень вовлеченным в нее из-за пандемии. Надежный свободный рынок потерпел неудачу, а капиталистическая система поддерживается благодаря огромным расходам государственных средств.
Экономика в реанимации
До пандемии золотым законом капиталистической системы было верховенство свободного рынка и минимально возможное вмешательство государства в экономику. Мы руководствовались «невидимой рукой рынка», автоматически решая, что производить для удовлетворения спроса. После года пандемии и беспрецедентного экономического кризиса, который продолжается, что мы слышим от этих же капиталистов о роли, которую должно играть государство? Помогите! Помогите нам сохранить наш бизнес на плаву!
Но, согласно так называемой «теории эффективного рынка», не должны ли мы позволить убыточным компаниям обанкротиться? Мы видим обратное. У центрального правительства есть до 140 миллиардов евро для спасения нескольких крупных компаний, таких как AirEuropa, Duro Felguera и Halcón Viajes (среди прочих). Дело в том, что «океаны денег и реки крови были потрачены впустую, чтобы предотвратить потерю краткосрочной корпоративной прибыли». Если бы не спасительная рука государства, испанский капитализм рухнул бы. А конца этому на горизонте тоже не видно. Государство поддерживает жизнь капиталистического трупа бесконечным потоком государственных денег до тех пор, пока пандемия не закончится и экономика не восстановится, но нет никаких гарантий такому итогу, и мы не знаем, когда победим вирус.
Другая сторона медали - это деньги, которые государство потратило на смягчение массовой безработицы. За последние 12 месяцев каждый пятый человек трудоспособного возраста какое-то время приходил в ERTE, всего 3,6 миллионов человек, и это стоило 22,3 миллиарда евро. Эта сумма бледнеет по сравнению с огромными суммами, отданными крупным компаниям. Государство использует ERTE, чтобы умаслить нас, потому что оно больше боится полной активизации гнева рабочего класса, чем самого вируса.
(ERTE - это вынужденное временное увольнение ввиду возникновения ситуации форс-мажора или производственного кризиса. При режиме ERTE трудовые отношения работника и работодателя не прекращаются, трудовые договоры не расторгаются, а временно приостанавливаются с целью передачи работника на попечение службы занятости - прим. пер.)
Но эти деньги не собственные деньги государства, а общественные деньги, взятые из налогов. Испанское государство, как и все государства в мире, заимствует до упора, чтобы поддерживать капиталистическую систему на плаву. Но назревает еще более глубокий кризис, и рабочий класс оплатит счет в виде дальнейших сокращений, нападок на трудовые права, нестабильности и жесткой экономии.
Государство не над обществом
В периоды мира и процветания государство обычно находится не на первом плане, так как это предпочитают капиталисты. Они предпочитают, чтобы оно казалось беспристрастным арбитром, стоящим над обществом. Но теперь государство во всех уголках планеты было вынуждено выйти на сцену и действовать, чтобы спасти экономику. Государство сейчас на видном месте, в центре внимания, рабочий класс имеет возможность внимательно изучить свое правительство, увидеть, что оно не нейтрально, и увидеть, кто его хозяин - буржуазия.
Государство не только защищает буржуазию с помощью инструментов помощи, которые поддерживают простаивающие отрасли. Это положение более заметно по скачкообразному методу лечения экономики и в других аспектах государственной политики. Например, президент Мадридской общины Аюсо не инвестировал в отслеживание ситуации, ни в пцр тесты, ни в увеличение количества врачей в центрах первичной медико-санитарной помощи, ни в увеличение количества учителей для избежания массовых занятий в классах. Вместо этого он обвинил бедные районы в распространении вируса и наложил ограничения на его население, в то время как богатые районы, такие как Саламанка, пользовались свободой передвижения. Но кое-что более скандальное, чем эти меры, заключается в том, что Аюсо отдал своему другу и президенту мадридского «Реала» Флорентино Пересу контракт на строительство больницы скорой помощи, которая обошлась почти в 300 миллионов евро. Он не нанял новый персонал для этой больницы, а погубил персонал других государственных больниц, чтобы заполнить эти должности. Это показывает, что всегда есть деньги для его друзей и на покупку поддержки на выборах, но денег на борьбу с вирусом недостаточно.
Другой пример - то, как права на протест были ограничены под предлогом пандемии. Полиция заключила в тюрьму рэпера Пабло Аселя и запретила демонстрации за его освобождение, загнав их тем самым в угол, осыпая молодых людей ударами дубинок и штрафуя участников. В то же время, подавляя всей силой государства эти демонстрации под предлогом пандемии, государство позволяет фашистским группировкам, таким как Фронтальный бастион, проводить демонстрации без каких-либо ограничений. Из этих примеров видно, что государство не защищает интересы рабочего класса и молодежи. Правительство говорит нам, что мы ведем войну с вирусом и что мы находимся в одной лодке с целью ликвидации коронавируса. Но в его действиях видно, что эта война есть не что иное, как классовая борьба, и что государство защищает буржуазию экономически и физически.
Предполагаемая война против невидимого врага
Как справедливо сказал Алан Вудс, лидер IMT в нашей марксистской весенней школе: «Если бы мы действительно вели войну с вирусом, правительства, безусловно, могли бы мобилизовать все силы и ресурсы для одной цели, и эта цель - победить врага». Когда мы сопоставляем сегодняшние условия с ситуацией Второй мировой войны, мы видим, что тогда государство напрямую вмешивалось в экономику, национализировало военную промышленность, планировало централизованное производство, чтобы бороться с врагом наиболее эффективным способом в рамках капитализма.
Для сравнения: сегодня мы имеем неэффективное государство, основанное на хаотической, расточительной рыночной экономике, неспособное противостоять кризису и производить все необходимое для преодоления пандемии. Государство просит крупные компании предоставить средства индивидуальной защиты, водно-спиртовой гель и респираторы. Например, в марте прошлого года в Соединенном Королевстве, в начале пандемии, национальная служба здравоохранения NHS имела только 5000 респираторов, и Борис Джонсон призвал промышленность помочь произвести 20 000 респираторов за 2 недели, чтобы уменьшить нехватку средств первой необходимости. Джонсон открыл горячую линию, по которой компании могли звонить, если хотели внести свой вклад. Это было жалкое зрелище. Но правительство не может заставить буржуазию что-либо производить, потому что само правительство ее политический представитель, которой оно должно служить и поощрять общественными деньгами, чтобы набивать свои карманы. Национализация этих отраслей для защиты здоровья населения будет противоречить главной цели государства: защитить блага буржуазии.
Государство не контролирует ситуацию и не имеет иного решения по выходу из кризиса, кроме отчаянного выбрасывания денег. Оно явно выступило в защиту интересов буржуазии. В своем редакционном заявлении от 8 мая 2020 года Financial Times отметила, что:
"За исключением коммунистической революции, трудно представить, когда правительства могли вмешиваться в частные рынки - труда, кредитов, обмена товарами и услугами - так же быстро и глубоко, как в последние два месяца после закрытия... В одночасье миллионы работников частного сектора получили зарплату из государственных бюджетов, а центральные банки наводнили финансовые рынки электронными деньгами... но либерально-демократический капитализм не является самодостаточным, и его нужно защищать и поддерживать, чтобы он был устойчивым”.
Мы позволили главному представителю буржуазной прессы сказать подобную мысль за нас. Капитализм не в состоянии поддерживать себя и требует защиты государства. Итак, мы должны положить конец этой гнилой и неэффективной системе, вместо того чтобы поддерживать ее за счет общественных денег, взятых у рабочего класса, и заменить ее социалистической экономикой и рабочим государством, которое обеспечивает все потребности общества.
ROBERTO ZOCATO
оригинал -
http://www.luchadeclases.org/estado-espanol/118-economia/3801-el-papel-del-estado-en-la-pandemia-el-fracaso-del-libre-mercado.html Перевод Ю. Пыльцов