Редакция Бескома совместно с Рабочим Университетом им. И.Б. Хлебникова продолжает рубрику - «Из сталинских архивов». Для любителей истории не секрет, что партия большевиков в царской России насчитывала небольшое количество членов относительно других крупных партий. Определенный перелом наступил в 1917 году, когда партия выросла с приблизительно 24 000 человек на начало года до 240 000 к октябрьским событиям. К VII съезду (март 1918 г.) партийные ряды увеличились до 300 000 человек; к VIII съезду (март 1919 г.) - около 314 000 членов; на IX съезде (март 1920 г.) в партии насчитывалось 612 000 человек.
Напомним, что к началу 1920 года на фронтах гражданской войны Красной Армией были решены основные задачи, большая часть территории РСФСР была освобождена от контрреволюционных формирований, а большевистская партия укрепилась как правящая.
Другой неоспоримый факт заключается в том, что партия была неоднородна по составу. В нее вливались как дружественные элементы, так и враждебные, как грамотные подготовленные кадры, так и неграмотные крестьяне или рабочие. Организаторы и специалисты были на вес золота, поэтому от расстановки кадров зачастую зависел результат тех или иных военных, политических и экономических начинаний в центре и на местах. На первое место у высшего партийного руководства выходило умение правильно распорядиться имеющимися в наличии партработниками.
= = =
МОСКВА, КРЕМЛЬ. ЦК ПАРТИИ.
КОПИЯ В.И. ЛЕНИНУ,
Э.М. СКЛЯНСКОМУ
5 марта 1920 года
Из 5 ТК 1712 БСЛ 5/3 20 20
Недели две назад Троцкий требовал откомандирования с района Юго-Зап политработников в количестве около 200 [человек] для Главполитпути. То же самое было повторено секретарём Цека через несколько дней. В ответ мною было сообщено, что фронт по состоянию не в силах выполнить его требование. Несмотря на это спустя несколько дней Ленин, а потом Склянский вновь потребовали откомандирования политработников. Одновременно было поручено Сталину всемерно снабдить Кавфронт работниками, усилить политработу в районе польского участка фронта, помочь угольной промышленности, транспорту и продорганам в налажении работы, что естественно предполагает снабжение этих отраслей и учреждений работниками. До сего времени фронтом послано Кавфронту десяток лучших работников, послано Главполитпути десятка три работников, выделено для ревкомов не менее сотни работников, послано в Донбасс десятка два работников, отдано Трудармии два десятка работников для усиления транспорта и продорганов. В Ревсоветах армий осталось по одному члену, в дивизиях не везде имеются даже по одному комиссару. Тиф свирепствует и косит полковых и бригадных комиссаров, которых некем заменить; фронт лишён возможности снабжать Ревкомы партработниками, в результате чего на беспартийной конференции в Киеве победили нас боротьбисты, на беспартийной конференции в Екатеринославе победили петлюровцы, ряд конференций по уездам объявляют свободу торговли и ликвидацию твёрдых цен. Ввиду недостатка работников мы вынуждены отказаться вопреки требованиям обстановки от усиления политработы на польском участке и снабжения местных органов Наркомпрода работниками. Вынужден заявить, что при таком положении требование Цека может быть выполнено лишь ценой полного разрушения всей тыловой и фронтовой работы на Украине. Причём предвижу, что впоследствии придётся вернуть из центра обратно требуемых теперь центром работников. Заявляя обо всём этом, прошу Цека не настаивать на своём требовании.
нр 1281/уп
Член Политбюро Цека Сталин
5 марта 1920 г.
Сталин.Труды. Т. 14. С. 14-15.
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 1. Д. 1543. Л. 3-5.
Подлинник. Автограф. Должность и подпись -
автограф И.В. Сталина. Примечание
Сверено с телеграфным вариантом письма (Там же. Л. 1-1об), а также с машинописным подлинником (Л. 7-7об). На машинописном подлиннике имеется автограф: «По распоряжению тов. Сталина прошу воздержаться исполнением телеграммы Зампредреввоенсовета Республики НР НР 482, 483 и 484 до получения ответа на наш НР1281/уп. НР1285» (Там же. Л. 7об).
= = =
Беском же напоминает читателям, которые желают помочь сотрудникам Рабочего университета в распространении и технической подготовке очередных томов (расшифровке рукописей, наборе, поиске сведений об упомянутых в тексте лицах и т.д.), что они могут обратиться со своими вопросами в редакцию Бескома или в РУ, чтобы стать частью общего дела.