Пионерлагерь - взгляд с другой стороны

Jun 28, 2023 07:00

Раньше я писала о своих впечатлениях о пионерлагерях, в которых отдыхала. Теперь взгляд с другой стороны, со стороны работника лагеря.
После первого курса университета мы с подругой поехали вожатыми в пионерлагерь Компрессорного завода. Он находился в Кабардинке. Кстати, подруга, ныне Заслуженный учитель Кубани, проработала с детьми всю жизнь.
Подруге достался подростковый отряд, мне - самый младший. Я всегда любила младших школьников. Именно они со временем становятся подростками.
Конечно, я хотела, чтоб дети не только отдохнули, но и им было интересно. Однако первое, на что я обратила внимание, безопасность, комфорт и душевный покой каждого ребёнка. Я была воспитателем, ещё была вожатая. В первые дни к нам на перевоспитание прислали двух подростков, которые стали отличными помощниками. Сразу удалось выстроить правильные отношения между детьми. Малыши подростков обожали, те чувствовали ответственность за "своих" младших детишек, которые даже ещё не были пионерами.
Сразу столкнулась с неожиданными проблемами. Ко мне подошла шестилетка и по секрету рассказала, что у неё энурез. Поэтому в первые дни я вставала утром за час - полтора до побудки и проверяла у всех детишек простынки и матрасики. Выявила всех, требующих особых мер отдыхающих, выдала всё сухое, чтоб остальные не заметили ужасную проблему. Всю смену я вставала ночью, чтоб отвести этих детишек в туалет. Так дети избежали насмешек окружающих.
Подобных ситуаций в работе воспитателей и вожатых, о которых никто не знает и не говорят, много.
Кубанское солнце жаркое, дети маленькие. Всем выдали форму. Наряду с пилотками - панамки. Пляж - узкая полоса кошмарных каменюк. Так что с зелёнкой мы дружили. И никакой тени на пляже. Да ещё идти к нему по солнечной дороге. Всегда следила, чтоб все были в рубашках и панамках. Иначе удара не избежать.
Зато купались дети подолгу и несколько раз. Всегда в море с ними была я или вожатая. Я придумывала игры, в которых дети держатся за руки. Малыши любят играть, а так за ними было легче следить. По возможности я учила ребят плавать.
Помня, как сама в детстве страдала от необходимости сидеть возле корпуса, детей отпускала бегать везде по территории лагеря. Там были спортплощадки, беседки, где можно было посидеть поболтать. Старшие ребята учили младших играть в футбол. Корпус был деревянный, с огромной верандой. Можно было рисовать, играть в настольные игры, читать. Здесь же дети писали письма. Я надписывала конверты. Иногда и сама читала вслух детям.
Конечно, соблюдалась вся лагерная атрибутика: подъём флага, зарядки, построения-линейки, речовки, пионерские листки, форма(даже две), девиз и прочее.
Командиром выбрали девочку с самым громким голосом и хорошей дикцией. Ей представлять отряд на линейках и начинать все речовки.
Наверное, старшим пионерам это уже надоело, но малышам нравилось вечером, встречая другие отряды, приветствовать их речовкой. Некоторые речовки были сразу для двух отрядов, или отряд делился на две части и они вели перекличку: одну фразу говорят одни, другую - другие.
Раз-два,
Три-четыре,
три-четыре,
раз-два.
Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд! и т.д.
В конце ужина: "Спасибо нашим поварам за то, что вкусно было нам". Когда в столовой все отряды на полной громкости по очереди благодарят... Повара попросили, чтоб их благодарили на улице.
Нужно было вести дневник. Я относилась к этому очень серьёзно. Каждый день подробно описывала все события. Даже не задумывалась, кому это надо. Просто добросовестная была. Не знаю, сдали ли их в макулатуру или сожгли в прощальном костре.
Смена была 24 - дневная. Примерно раз в неделю было большое мероприятие. Какой-то фестиваль, праздник Нептуна, катание на глиссерах и прощальный костёр.
Подготовка к праздникам занимала довольно много времени, но я никого ничего делать не заставляла, так что совместная работа ребят была по желанию и приятной. Праздник Нептуна был красочным, но не запомнился мне. Только один момент: когда в море за "провинности" бросили старшую пионервожатую в воду , девочки начали плакать. Они её любили и жалели.
Катание на глиссерах открыло для меня детей по-новому. Нас отвезли в Новороссийск, посадили на пляже. Весь лагерь. И два-три глиссера начали катать детишек. Сели на глиссер, катер делает большой круг или два и высаживает группу на берег. Наш отряд катали одним из последних. Уже прошло не меньше часа. Дети маленькие, устали сидеть на жаре, девочки чуть не плакали и уже не хотели кататься. И тут пришла наша очередь. Дети преобразились. Для них всё было внове и захватывающе. Забраться в качающийся катер, сесть на скамейку. Потом глиссер полетел! Свежий морской ветер! Удары о волну! Брызги морской воды! Можно повизжать! Вот оно, счастье!
Усталость как рукой сняло. Дети радостные, довольные, весёлые. Так хорошо всё закончилось.
В конце смены: спуск флага и прощальный костёр. Вся смена сидела вокруг костра, а наш отряд самых маленьких в первом ряду. Мы заранее выучили несколько песен. Это было несложно, большинство из них дети и так знали. Костёр большой. То есть сам сноп, шалаш большой. А когда он загорелся, пламя вытянулось вверх, полетели искры, костёр стал огромный. Великолепный, яркий, горящий по всей высоте, ровный конус. И хор из десятков детских голосов. Это было замечательно и точно запомнилось.

А здесь о том, как я сама была в лагере.

детство, #тосамоелето

Previous post Next post
Up