Первый над полюсом(8). На острове Рудольфа(Земля Франца-Иосифа)

Apr 06, 2021 18:00

Документальная история полёта Павла Головина к Северному полюсу.
Начало истории здесь

На первой полосе газеты"Правда" от 20 апреля 1937 года большой портрет Головина. Большой арктический перелёт Москва - остров Рудольфа завершён! В газете две корреспонденции на первой полосе, рассказывающих непосредственно о последнем этапе перелёта, и большая статья на шестой, о самом полёте, его сложных эпизодах, о жизни каждого члена экипажа.
При хранении газеты на портрете Павла Головина отпечатался текст лежащего сверху листа.Пробовала найти в интернете именно эту фотографию. Увы!
Я не мастер фотошопа, но немного подкорректировала портрет - попыталась убрать лишний отпечаток.




Портрет без корректировки. Внизу текст:"Лётчик-орденоносец П.Г.Головин, завершивший арктический перелёт Москва - остров Рудольфа(Земля Франца-Иосифа)
Фото М. Калашникова)




«Правда» от 20 апреля 1937 года (№ 109)

Головин прилетел на остров Рудольфа

Завершен трудный арктический перелёт

МОЛНИЯ - МОСКВА - ПРАВДА

ОСТРОВ РУДОЛЬФА (Земля Франца-Иосифа. 19 апреля. (Радио). Сегодня, в 17 часов 05 минут, наш самолет опустился на аэродроме острова Рудольфа. Закончен перелет, начатый в Москве. Последний этап перелета протекал вполне нормально. Мы вылетели с мыса Желания в 13 часов 35 минут, взяв курс напрямик на остров Рудольфа. Сразу после старта набрали высоту 1.400 метров. Вначале встретили сильный ветер, который затеи стих. Вскоре увидели поверхность моря, Оно было покрыто сплошными ледяными полями. Летели по своеобразному воздушному коридору. Слева и справа - облака, посредине чисто. Средняя скорость полета на этом этапе равнялась 170 километрам в час. На острове Рудольфа нас встретили исключительно тепло и радостно. Счастливы с 82-й параллели приветствовать читателей «Правды». Все здоровы.
П. Головин

Радиограммы с самолета «СССР Н-166»
ОСТРАВ ДИКСОН, 19 апреля.- (Радио. Корр «Правды »). Сегодня, в 17 часов 03 минуты, над островом Рудольфа показался «СССР Н-166». Самолёт Головина совершил посадку на аэродроме у полярной станции.
Радиоцентр острова Диксон вел беспрерывное наблюдение за полетом Головина.
В 11часов 36 минут самолет «СССР Н-166» поднялся в воздух с мыса Желания. 14 часов 30 минут Головин сообщил:
- Находимся на широте 78°10', долготе 65°50'. Идем над морем. Погода хорошая. В 15 часов была получена новая радиограмма с самолета:
- Нахожусь на широте 79°, долготе 64°. Иду над морем, видимость хорошая. В 15 часов 19 минут Головин сообщил:
- Видимость вдаль -50 километров. Осадков нет.
В 15 часов 45 минут радио сообщило:
- Нахожусь на широте 80°, долготе 63°. Впереди вижу Землю Вильчека. В стороне - остров Сальк.
В 16 часов 52 кинуты Головин радировал:
- Скоро пойдем на посадку. Если больше не отвечу, не удивляйтесь.
ЕВГ. БАРСКИЙ





К 82-й параллели

Короткая радиограмма с Севера: «Лётчик Головин опустился на аэродроме острова Рудольфа». Закончен первый арктический перелет 1937 года. На очереди - новые большие дела полярных пилотов: возвращение Фариха из дальнего рейса вокруг Советской Арктики, полеты над Землей Франца- Иосифа.
Вспоминается утро 22 марта, когда Павел Головин стартовал в свой далекий путь. Пилот был сосредоточен и по-обычному молчалив. Кто-то спросил его: «А когда вы рассчитываете прилететь на Землю Франца?» Головин сдержанно ответил: «Я не намерен устанавливать скоростной рекорд на этой трассе. Моя цель-довести машину до места назначения. Четыре летных года в Арктике чего-нибудь стоили! Головин отчетливо представлял себе, какие преграды воздвигнет северная природа на его пути. Конечно, можно пойти на авантюру, лететь напролом, не считаясь с метеорологическими сводками, рискуя никогда не вернуться обратно.
Павел Головни трезво оценивал обстановку. Терпение, трижды терпение! Искусство выждать погоду, пользоваться краткими перерывами в неистовом реве пурги, уменье находить правильный выход в запутанной метеорологической обстановке - таковы качества полярного пилота. Так рассуждал Головин, собираясь в дальний рейс.
Это целиком соответствовало взглядам испытанного полярника О. Ю. Шмидта. Он не раз говорил северным летчикам:
- Не увлекайтесь, вас никто не подгоняет, умейте найти в себе мужество вернуться обратно на аэродром, если непогода застанет вас в пути.
Головин впервые летел над Баренцевым морем. До этого он вел будничную работу. Он искал во льдах Карского моря проходы для караванов судов, перевозил почту и пушнину на Енисее, разведывал пути для пароходов в море Лаптевых, прокладывал зимние воздушные дороги в бассейне реки Хатанги. Он перенес невзгоды вынужденных посадок в безлюдных районах Арктики. Как-то во время одного из первых полетов Головина в Карском море на гидросамолете испортился мотор. Двенадцать суток экипаж отсиживался в бухте, ремонтируя его. Зимой 1935 года летчик четыре дня пробыл со своим самолетом на вынужденной посадке у Енисея. Помощь пришла, когда уже кончался запас продовольствия.
И на этот раз, в боевом перелете Москва-остров Рудольфа, Головину пришлось испытать все подвохи арктической погоды. На его пути стеной вставали туманы, кружилась бешеная пурга, заваливая снегом двухмоторную машину, нависала угроза обледенения. Молодой пилот (ему всего 27 лет) умел терпеливо выжидать. Ждать было томительно: шесть дней непогода держала Головина в Холмогорах- под Архангельском. 15 дней - в Нарьян-Маре, четверо суток - на Маточкином Шаре, три дня - на мысе Желания.
Ему редко светило солнце полярного дня. Много напряженных часов провел он со своим штурманом Анатолием Волковым, изучая синоптические карты. На полярной станция у пролива Маточкин Шар пилотов застиг снежный шторм. Держась за стальной трос, протянутый на 200 метров от домика станции к аэродрому, экипаж пробирался к самолету, засыпанному снегом. На мысе Желания, откуда самолет совершил «прыжок» через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, экипаж обнаружил течь в баке. Испытанные полярные механики Николай Кекушев и Валентин Терентьев своими силами исправили повреждение.
Дружная работа экипажа обеспечила успех перелета. Члены экипажа-Головин, Волков, Кекушев в Терентиев - разными путями пришли в авиацию. Работая плотником на Наро-Фоминской текстильной фабрике, Павел Головин увлёкся планеризмом. Занимаясь в Московском строительном техникуме, он уже самостоятельно летал на планерах. Это и определило его дальнейшую жизненную трассу. Головин вошел в первую группу учлетов московского Осоавиахима, а с 1930 года сам обучал летному искусству осоавиахимовскую молодежь на тушинском аэродроме. В полярную авиацию его привлек в 1933 году известный арктический летчик А. Д. Алексеев. К этому времени пилот Головин уже был известен, как рекордсмен по планеризму. Его четырехлетняя работа на Севере не прошла незамеченной: правительство наградило его орденом Красной Звезды.
Отправляясь штурманом в арктический рейс на остров Рудольфа, 26-летий Анатолий Волков насчитывал в своей летной практике 127 часов слепых полетов. Сын крестьянина - солдата царской армии - Волков семи лет остался сиротой. Немного позже стал помощником в большей семье. Пятнадцатилетним подростком попал в детский дом. Потом работа столяром, техником-нормировщиком, учился в техникуме по механической обработке дерева. Три года назад Московский комитет ВКП(б) направил его и военную школу им. Фрунзе.
Анатолий Волков отлично закончил авиационное отделение школы по программе летчика-наблюдателя. Молодому летнабу открылись широкие перспективы. Его назначили в школу морских летчиков имени Сталина. Из этой школы вышло много известных пилотов Советского Союза. Волков стал штурманом слепого самолётовождения.
- Мне не раз приходилось летать и таком тумане, когда различаешь лишь консольные части (концы крыльев) самолета,-рассказывал нам штурман Волков.-В непрерывных слепых полетах бывал по нескольку часов, в этом году выполнял интересное задание: полный цикл слепого полета в продолжение 8 часов, начиная от взлета вслепую до слепой посадки.
В Арктику штурман Волков полетел впервые и провел самолет от Москвы до самого северного из островов архипелага Франца-Иосифа.
Бортмеханик Терентьев-почти ровесник Головина и Волкова. Он был чернорабочий, слесарем, шофером, водителем бронемашины в Красной Армии, бригадиром на авиационном заводе. Изучил самолетные моторы. Стал бортмехаником полярной авиации. Летал на енисейской воздушной линии.
Старейшему члену экипажа самолета «Н-166»-Н. Л. Кекушеву-38 лет. Четырнадцатый год он работает бортмехаником. Участвовал в организации первых среднеазиатских воздушных линий, боролся с басмачами, потом летал на магистралях Гражданского воздушного флота на Украине, в Закавказье, Сибири. Последние пять лет работает на линиях Северного морского пути. На глазах Кекушева росла полярная авиация. Он вместе с Героем Советского Союза тов. Молоковым и пилотом тов. Липп открывал первую зимнюю авиалинию Красноярск-Игарка, летал на Диксон, перевозил пушнину из Обдорска в Тюмень, с Головиным летал над морем Лаптевых.
Пути всех четверых сошлись на старте нового большого арктическом перелета. Они провели свой самолет «Н-166» от столицы Советского Союза-к 82-й параллели. Их машина прошла по трассе, впервые проложенной в прошлом году Героем Советского Союза тов. Водопьяновым и летчиком тов. Махоткиным. «Н-166» опустился у полярной станции у острова Рудольфа, построенной в прошлом году известным полярником И. Д. Папаниным, в 900 километров от Северного полюса.
Далекий и славный путь!
Л. ХВАТ.


Чтоб увидеть в большем формате, нужно щёлкнуть по тексту мышкой.



авиация, 1937 год, Арктика, Павел Головин, В.Ворыгин, #сновавесна, история

Previous post Next post
Up