Госкорпорация имени Гоголя или ЧП "Сибирь"?

Apr 27, 2012 21:32





©. Беседин. А.Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"
Оформление, иллюстрации. Изд. ВСКИ, Иркутск, 1997 г.
Оригинал взят у kuula в Госкорпорация имени Гоголя
Новостную лента и блоги рвет на части. Газета «Коммерсантъ» (№71 от 20 апреля 2012 года) опубликовала материал «Вся власть в Сибири», в котором ссылается на «попавший в руки редакции проекта закона о создании Госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Документ предполагает, что 16 субъектов (60% территории России) будут частично выведены из-под федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве. В частности, госкомпания сможет забрать у государства и раздать по своему усмотрению лицензии на полезные ископаемые - среди них, например, легендарное золотое месторождение Сухой Лог. При этом подчиняться новая структура будет напрямую президенту РФ, а прочие госорганы вмешиваться в ее работу не смогут».
Эту новость прокомментировали (и продолжают комментировать) самые разные люди самой разной политической ориентации.

Юрий Болдырев (некогда - один из создателей партии «Яблоко») пишет: «Напомню: после переворота 1993-го года, прежде, чем раздарить самые лакомые куски природно-ресурсного комплекса друзьям (через мошенническую процедуру «кредитно-залоговых аукционов»), сначала последовали указы президента об объединении ключевых и заведомо рентабельных предприятий в некие холдинги (ЮКОС, Сибнефть и проч.) - ради развития, разумеется. И теперь уже трудно припомнить, но допускаю и даже подозреваю, что тогда, как и сейчас, продажные ведущие на всяких шоу с той же искренностью спрашивали собравшихся: «Так неужели вы против развития? Ведь надо же, наконец, что-то делать?»

Иркутские политики и политологи отнеслись к этому известию, мягко сказать, настороженно:

Евгений Рульков, депутат Государственной думы от КПРФ, говорит: «В этом документе я вижу, в первую очередь, желание осуществить прирост регионального продукта за счет развития сырьевой базы. Он предполагает «выкачивание» недр, разработку месторождений. Местному населению это предоставит рабочие места, которые необходимы сегодня. Что касается прибыли, то я считаю, что она, как и сейчас, будет в основном вывозиться в центр, а не оставаться в регионе».

Депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Андрей Крутов прокомментировал это так: «Сама идея создания Госкорпорации вызывает несколько вопросов. Во-первых, почему речь о ней зашла только сейчас, когда регионы уже давно в депрессивном состоянии, и из Сибири люди активно уезжают? Почему правительство не занималось решением этой проблемы 10 лет назад? Во-вторых, форма, которая сейчас выбрана для поддержания экономики этих регионов, весьма сомнительна. Это по сути некая надстройка экономической структуры, а не ее преобразование. В-третьих, вопросы вызывают сами принципы построения этой структуры. Получается, что планируется заменить в регионах органы госвласти некоей корпорацией. Все это очень сомнительное мероприятие».

Не в восторге от московской идеи и «единоросс» Юрий Фалейчик, депутат Законодательного Собрания Иркутской области: «Корпорация сможет принимать решения самостоятельно. С одной стороны, это хорошо, потому что все разрешительные процедуры в России достаточно долгие, появится возможность оперативного решения многих проблем. Но в самой модели Корпорации заложен конфликт между ней и регионами. Вообще в представленном «Коммерсантом» материале ее не зря называют «государство в государстве». Она может породить бюджетные проблемы в малонаселенных местностях, где будут осуществляться проекты Корпорации».

А был ли мальчик?

Идея «госкорпорации Восточной Сибири и Дальнего Востока» впервые высказана министром чрезвычайных ситуаций Сергеем Шойгу почти полгода назад. Поговаривают, что принадлежит она чуть ли не лично Путину, а Шойгу только выступил «рупором», с расчетом самому эту структуру возглавить. Впрочем, что бы ни поговаривали, а Сергей Кужугетович уже губернатор Подмосковья, и на корпорацию теперь прочат Игоря Шувалова.

Об «особом статусе Востока», если кто забыл, еще год назад говорил посетивший Иркутск бывший секретарь Совета безопасности РФ, академик и вообще «особа приближенная» Андрей Кокошин. В 2011 году Кокошин лично освятил своим научным руководством аналитический доклад «Сценарии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока». Среди авторов проекта числятся и иркутяне - Валентин Распутин, Максим Безрядин, Олег Саунин. Правда, когда редакция «Дня Сибири» обращалась к специалистам по конкретным разработкам региональной экономики - такие есть и в Институте народного хозяйства (БГУЭП), и в Институте Географии ИНЦ СО РАН - то с удивлением узнавала, что никого из них московские «сценаристы» даже не ставили в известность о том, что они проводят какие-то исследования, оценки, пишут какие-то «сценарии».

Сам аналитический доклад производит впечатление добросовестно исполненного дайджеста по материалам специализированных сайтов (в основном это - статистика по геологическим запасам полезных ископаемых) и политологическим рассуждениям столичных «аналитиков», знакомство которых с Сибирью происходило, безусловно, не по глобусу - но столь же безусловно с весьма большого удаления от оной. Иркутяне, впрочем, раз в два года могли нечто подобное наблюдать в ходе проведения известного вип-народного гуляния под названием «Байкальский экономический форум». Красивые графики, много слов, нередко даже правильных - и со стабильно нулевым эффектом.

Редакции «Дня Сибири» стало интересно, что же за законопроекты такие, что так возбудили, встревожили, напугали московскую и иркутскую общественность. И редакция полезла - разумеется, в Интернет. Благо, всякая госструктура нынче в обязательном порядке имеет свой сайт, а то и не один, и там можно узнать много интересного. Ну уж что касается законов и законопроектов - на сайте Госдумы можно проследить движение их по коридорам и комитетам федерального парламента, что называется, по поворотам.

«КоммерсантЪ» пишет: «Минэкономики по распоряжению премьера Владимира Путина доработало проект федеральных законов «О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока», а также «О внесении изменений в отдельные законодательные активы Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока» в рамках создания соответствующей госкомпании. Документы направлены на согласование в профильные ведомства в начале недели. По словам источников «Ъ», их получили в Минэнерго, Минприроды, Минпромторге и МЧС. «Ъ» также удалось ознакомиться с законопроектами».

Но на сайте Государственной думы РФ таких законопроектов не обнаружилось.

Ничего - ни слова! - о них также на сайтах Минэкономразвития, Минэнерго, Минприроды, Минпромторга и МЧС.

Конечно, министерства публикуют у себя не все - и если какой-то документ в неофициальном, предварительном порядке проходит какие-то кулуарные обсуждения, на сайте о нем могут и помалкивать. Но любой внесенный в Госдуму законопроект - даже если он тут же будет отклонен по процедурным соображениям или еще почему - уже вносится в поисковую систему и будет доступен всегда - с подробным изложением его судьбы: принят он, на рассмотрении, на экспертизе или вовсе провален, с указанием причин.

Ничего подобного, как уже сказано, в Госдуме не обнаружилось.

Так что, скорее всего, в распоряжение «КоммерсантЪ`а» попал не законопрект, а некий черновик, который, возможно, лоббируется заинтересованными кругами.

Кому выгодно?

Уже сказано, что публично идеи «госкомпании Сибирь» лоббирует Андрей Кокошин. Личность весьма не рядовая, и прямо связанная с вполне определенными бизнес-структурами РФ. Проще говоря - с корпорацией «Базовый Элемент» (в которую входят алюминиевые и энергетические активы - в том числе Иркутскэнерго, Братский, Иркутский, Красноярский, Саяногорский алюминиевые заводы, а также скандальный Байкальский ЦБК). Лоббист такого ранга - безусловно, ценнейший бриллиант в алюминиевой короне Олега Дерипаски. У которого сейчас, к слову заметить, дела обстоят весьма не блестяще.

Проблема в том, что корпорация «Базовый Элемент» (Базэл) пала жертвою своей экспансионистской практики. Начав свой путь с поста директора Саяногорского алюминеивого завода, Олег Дерипаска очень скоро становится распорядителем Красноярского, Братского, Новокузнецкого, а чуть позже и Иркутского алюминиевого заводов, сосредоточив в своих руках почти весь алюминий РФ. Алюминиевые чушки - это «энергетические консервы», и логика потребовала от него брать под контроль и энергетику. А кроме того, в «империю Дерипаски» попали и целлюлозные (БЦБК), и автомобильные (ГАЗ, УАЗ, ПАЗ) активы. В общем, такая сборная солянка.

Но большая часть всего этого добра с точки зрения прибыли ничтожна. Автопром с самого начала приносил одни убытки - один только ГАЗ требует десятков миллиардов ежегодно «вливаний» со стороны. БЦБК остановился в 2008-м, и причиной тому был банальный отказ единственного потребителя - Китая - от российской целлюлозы. Казалось бы, алюминий «навсегда» - но сегодня тот же Китай, практически единственный (за малым исключением) потребитель российского алюминия, уже отказывается от «крылатого металла». Причина проста как репка: Китай уже производит в ТРИ раза больше алюминия, чем РФ - и будет производить столько, сколько ему надо. В результате, по словам самого Олега Дерипаски, в прошлом году на складах его скопилось 8,5 миллионов тонн алюминия - два года работы всех заводов Русала.

При этом буквально перед кризисом 2008-го года Дерипаска сделал, как ему казалось, выгодное приобретение - «Норильский никель», купленный им у Прохорова и Потанина. Обошлось ему это что-то в 40 миллиардов долларов, взятых кредитом у Альфа-банка. Который, натурально, хочет свои денежки получить назад, да еще и с процентами. А как мы уже выше рассмотрели, сбыт и реализация продукции в «империи Дерипаски» переживают не лучшие свои времена.

Как все это связано с «госкорпорацией»? Ну, это уже совсем просто. Андрей Кокошин, доверенный человек Дерипаски, приезжает в Иркутск, под своим научным руководством выпускает книжку «Сценариев» - это раз. Чрезвычайный министр Сергей Шойгу объявляет о создании госкорпорации - это два. Сейчас общественности внушают, что эта госкорпорация получит «эксклюзивные права» на самые ликвидные активы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (в первую очередь месторождения) - это три. Добывать полезные ископаемые совсем не обязательно: широкую известность (а также белую и черную зависть) вызвал не так давно великолепный гамбит Виктора Вексельберга, который получил от Газпрома миллиард (!) долларов за Ковыктинское месторождение, на котором не добыто ни ведра газового конденсата. Бери лицензию на месторождение, делай ему грамотное пиар-обеспечение - и продавай! Все затраты - только на прессу и экспертов. А заработок в звонкой свободно-конвертируемой монете.

Оценка проекта

Тут лучше классика не скажешь:

Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил Манилов о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы».

Имя-отчество помещика Манилова, к сожалению, Николай Васильевич Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души» указать запамятовал.

Впрочем, любознательный читатель волен сам соотнести этого персонажа с любым из вышеупомянутых героев нашего повествования.

http://sibnarod.com О.Б.:

Не разбираясь в тонкостях политики и экономики, полагаясь только на свою гуманитарно-художническую чувственность, я печёнкой "понимаю" одно: нам (молчаливым рабам и быдлу, да и кричащим возмущающимся приматам и попугаям, - всем, короче) лучше от всех этих пертурбаций не будет и никто добровольно не сделает!

Очевидно, что грабёж приобретает темпы циничного алчного беспредела.  Запах дармовщины при полной безнаказанности делает хищников бешеными...
А при том, что новые политики научились всё это разыгрывать, обставлять и подавать совершенно безобидно и даже красиво, то наша толпа всё проглотит даже сыто причмокивая, продолжая дружное гламурное движение в большую космическую ж...
.
.
.

Россия, Политика, Спасибо партии родной!, Пресса-СМИ, Информация и размышления, Вопрос! Ответ?, Сибирь, Политэкономия, Рабы немы?, Интернет спасёт мир! (ПЕРЕПОСТ)

Previous post Next post
Up