Лёля и Минька. РАМТ. 01.10.2023.

Oct 04, 2023 23:59

Обычно, приходя куда-то на постановку, которую названием видела раньше в другом театре, я стараюсь вычистить из себя прежние эмоции, и смотреть с чистого листа.



А вот с «Лёлей и Минькой» впервые так не получилось.
Дело в том, что постановка по милым детским рассказам Зощенко идет еще в одном театре, который я люблю и регулярно посещаю - в Эрмитаже.
Причем оба спектакля были поставлены с минимальной временной разницей. Но - эрмитажный я видела, наверное, раз 10, и все составы пересмотрела (с премьеры лишь Лёля/Ирина Богданова играет постоянно, а Минька сейчас - Данила Шевченко), а вот в РАМТе - впервые. Так получилось.

Знаете, что удивило?
Спектакли очень похожи друг на друга.
Да, разные залы (хотя Эрмитаж изначально играл в своей «Школе клоунов», где зал был чем-то похож на РАМТовский), разные актеры…
Но общее настроение, подход к материалу, оформлению, и даже та энергетика, что уходит со сцены в зал… Просто удивительно, какое удивительное сходство!

И даже вот что…
В спектакле РАМТ всё действие ведут пять актеров: Лёля, она же взрослая Елена Михайловна (Анна Ковалева), Минька, он же, сочиняющий эту историю писатель М.М.Зощенко (Дмитрий Кривощапов). Вот они вдвоем, что называется, весь вечер на сцене.
Еще есть мама (Евгения Белобородава) и Бабушка (Татьяна Веселкина) - эти двое как бы из «раньших времен» - в кружевных перчатках, шляпках и длинных платьях… в общем, такие, какими были давным-давно и какими остались в памяти.
А вот все остальные роли (мальчик Стёпка, учитель, старьевщик «…и многие другие») доверены одному актеру - Денису Баландину.

Но дело в том, что «…и многие другие» роли и в Эрмитаже играет один актер, сейчас это Сергей Олексяк. И он тоже выходит и учителем, и старьевщиком, и мальчиком Степкой. А еще он не только Бабушка, но даже… новогодняя елка, с которой дети объедают пастилки и яблочки.

Я как-то сомневаюсь, что превращение неглавных героев в «…и многих других» кем-то из режиссеров (в РАМТ это Рузана Мовсесян, в Эрмитаже - Михаил Левитин-мл.) подсмотрена у другого (спектакли реально вышли практически одновременно). Скорее всего, эта интересная идея витала в воздухе, но ее реализация в данном случае очень мешала мне «вычистить из себя прежние эмоции, и смотреть с чистого листа».

Тем более, повторяю, и энергетика у спектаклей очень сходная.
Возможно, это от того, что хорошая книга, умно поставленная для детей, несет в себе в первую очередь посылы, заложенные автором, а потом уж актерские умения и режиссерские подходы.

Но при этом вот что интересно: в театрах, при сходном движении от начала к финишу, совсем разные финалы.

В Эрмитаже хочется смеяться, немного пританцовывать и активно есть конфеты, которые чуть раньше раздала шустрая Лёлька. Так и выходишь из зала.

Я в РАМТ я даже немного всплакнула. Когда открылась крышка рояля, а под ней оказались семейные фотографии - Михаил Зощенко и его семья (честно - из зала это не видно, но я как-то догадалась, кто на них). А еще - маленькая игрушечная елочка и кружащиеся вокруг нее, под тихую музыку, фигурки… Это было так мило и трогательно!

Видите, как интересно: очень сходные спектакли с такими разными концовками.
Какой из них лучше? Даже не знаю. Оба замечательные. Оба рекомендую.

театр, театр Эрмитаж, РАМТ, спектакль, Эрмитаж

Previous post Next post
Up