«Сын» относится к тем постановкам, которые я считаю идеальными.
Конечно, не все со мной в этом согласятся - например, случайные люди., пришедшие в театр по дешевым билетам ради легкого окультуривания (это они обычно на паре первых сцен ржут в зале)… или та группа молодых, которые явно пришли развлечься, но в антракте решили, что в других местах развлечения погуще…
А вот для меня безупречно, идеально всё.
Ну, конечно, режиссура. Это таки Юрий Бутусов, и он интересен всегда; и даже если некоторые его последние работы мне не особо нравятся, на его постановках никогда не бывает скучно.
Во вторых, это, конечно, актеры. Точность игры у всех пятерых - филигранная. Александр Девятьяров получил за роль Пьера «Золотую Маску» - согласна на все сто! Но то, что «Маска» могла достаться любому (точнее, всем без исключения), кто выходит на сцену в этом спектакле - бесспорно.
Сегодня прочла в одной критической статье (к «Сыну» не относящейся): «Бутусов возвращает театру актуальность за счет подлинности исполнителей». Именно так: подлинность и безупречность. И готовность разорвать сердце пополам себе - и тем, кто в зрительном зале находится.
А какой свет! А какая декорация! А музыка - и та, что звучит ярко и громко, и фоновая. Её подбор, как всегда у Бутусова… и, конечно, у Фаустаса Латенаса - безупречный. А как поет Денис Баландин!!!
Да. Повторю: безупречный спектакль.
Таких очень немного, поэтому хорошо, что их можно повторять раз за разом - вглядываясь, вслушиваясь в знакомое до гранулы миллиграмма. И каждый раз открывая что-то для себя новое.
Вот только… ни один из безупречных спектаклей мне не тяжело смотреть так, как «Сына». Обычно выходишь с них в слезах, которые омывают душу… В этой постановке тоже слёзы, но они добавляют в душу тяжесть и черноту: несть спасения ни для кого в этой ситуации.
Конечно, сочувствуешь и старику-отцу, обманутому коварными дочерьми, и тем, по чьим трупам идет к безусловной власти горбатый король… Но это сочувствие - оно всё же как бы краешком, им можно не заполнять себя целиком.
А «Сын»… у скольких из нас подобное БЫЛО. С нами самими, где-то рядом, с близкими и друзьями… И мечешься в поисках выхода, и не находишь его. Ибо выхода нет.
Разве что это «выход», который нашел для себя Николя - чем обрёк на абсолютную безвыходность и Пьера, и Анну, и Софию, и маленького Сашу…
Невозможно дышать. Невозможно смотреть.
Но смотришь. Ибо спектакль безупречен.
Сын. Бутусов. РАМТ. Редько… да, тяжело. Но отказаться от этого невозможно.