Пер Гюнт. Театр Вахтангова. 20.03.2022.

Mar 21, 2022 14:55

Спектакли, поставленные Юрием Бутусовым, я смотрю и пересматриваю постоянно. Хотя бы потому, что, даже при наличии режиссерских неудач, его постановки выше уровнем и намного интереснее тех среднестатистических спектаклей, что идут в Москве или привозятся в столицу из других городов.



Фото: Игорь Иванко

Однако честно скажу: из последних работ Юрия Николаевича на душу лег только РАМТовский сын, до и то с оговорками: слишком тяжелая (и близкая) тема, чтобы ее хотелось пропускать через себя.

Возможно, я просто старею, от чего и мозги хуже воспринимают то, что происходит на сцене, и душа всё больше черствеет…
Но вот что до «Пер Гюнта» и К*… Я уже писала, сравнивала это с постановками Юрия Любимова. Одно время я была завсегдатаем Таганки, да и диплом у меня «таганский». Казалось, что Юрий Петрович своими спектаклями постоянно поворачивал мне глаза зрачками в душу и помогал вычищать оттуда пятна черноты. Даже сейчас, когда режиссеры, восстанавливающие эти постановки с энным составом, даже примерно не представляют, что и как в них было в начале (восстанавливается только рисунок) - нет-нет, да и проявится то старое, от чего замирает сердце…

Забавно: помнится, на «Макбетте» в Сатириконе очень хотелось, чтобы время могло растягиваться и Чудо длилось… длилось…
Вчера, ожидая последней (очень красивой и эффектной) сцены я прикидывала: по какой лестнице мне удобнее будет спуститься к гардеробу, чтобы побыстрее одеться. А ведь на сцене что-то происходило… А! Один из Пер Гюнтов пел очередной зонг (или как там это называют во Франции - шансон?).

Я устала. Слишком длинно и слишком много всего.
Зрители смотрят, а потом стоя аплодируют, крича «браво»… Но в гардероб в числе первых я не успела: там выстроилась очередь еще до окончания поклонов.

Это был второй мой просмотр спектакля. Как бы я ни брюзжала, он пошел лучше; а первое действие вообще прекрасное, если не считать финального валяния в грязи, которое мне совсем не по душе.

Совершенно, безукоризненно прекрасна Евгения Крегжде/Мать. Каждое ее появление на сцене - это Чудо. И - вот она на сцене, и мгновенно уходит усталость и недоумение от происходящего.
И лучшая сцена - финал 2 действия, смерть и похороны Матери.

Касательно того, «про что»…
По-моему, про то, что все, кто нас окружает, не люди, а тролли (не случайно с истории про больших и маленьких троллей спектакль начинается, не случайно потом она повторяется).
Больших троллей, что заглатывают целиком, не так уж и много. А вот маленьких, отщипывающих по кусочку от наших эмоций и тел… этих полным-полно. Вот так отщипнут… насытятся… и, забыв про вас, бегом на новую ступеньку, делать то, что самому приятно: хоть чужих невест уводить, хоть в короли стремиться… Обещать - и не делать. Обижать - и самому делать обиженное лицо…

Но это так, моё мнение. Впрочем, даже в прежние, «тучные времена» обсуждений, мы никогда не могли угадать, о чем же всё-таки поставил свой спектакль Бутусов.

Касательно же «Пер Гюнта»… Там явно очень много о своем, личном, что хочется рассказать режиссер, на что хочется пожаловаться…
Но у меня это - как с Любимовым, чьи последние постановки для меня были невнятным бормотанием, обрывочным рассказом о том, что всерьез мучает режиссера… но не меня.
Почти то же самое с «Пер Гюнтом». Я очень уважаю Юрия Николаевича, он мне чрезвычайно интересен. И вот я слушаю эту его историю, вникаю в захлебывающиеся жалобы… И даже настраиваюсь на общую с ним волну, начинаю всерьез и всей душой сопереживать…
Опа! А он уже другими словами и о другом. А я, извините, как дура, сижу в сопереживании, которое уже никому и не нужно.

Ну, а вывод…
Куда ж я денусь - рано или поздно опять приду и на «Пер Гюнта», и на «Рыбу», и даже «Р» однажды вновь пересмотрю.
Почему? Повторю: потому что бутусовские «постановки выше уровнем и намного интереснее тех среднестатистических спектаклей, что идут в Москве или привозятся в столицу из других городов».

театр, Вахтангова, Юрий Бутусов, спектакль

Previous post Next post
Up