Тополя и ветер. Театр Сатирикон. Видеозапись.

Apr 13, 2020 21:35

Сколько же раз, с самых первых прогонов, я смотрела этот спектакль… Эти два часа в зале всегда были счастливыми, и их хотелось повторять вновь и вновь.
Нас, людей пишущих, после первого прогона, помнится, предупредили: не допускайте спойлеров, не рассказывайте о последней сцене… Мы тогда еще удивились: скоро-скоро премьера, после которой кому не лень поведают миру и о движущейся собаке, и о крылатых фигурах «девочек», и о «возвращении в обратно» героев спектакля.



Мы все очень их любили, этих молодых стариков. И очень обиделись на человека, написавшего анонс: «Три неунывающих инвалида - шизофреник, эпилептик и одноногий - три героя-ветерана Первой мировой войны живут в загородном пансионе для престарелых и всеми силами пытаются продлить остроту ощущений жизни».
Потому что нам, значит, про собаку нельзя было писать, а кому-то сочинить глупость про «продление остроты ощущений жизни», да еще официально ее опубликовать - пожалуйста.

Фернан, у которого припадки «всё чаще», а между ними он равнодушно перелистывает пожелтевшие газеты или Рене, который провел в богадельне аж 25 лет, и только внезапно вдруг обнаружил, что весь мир парой террас не ограничивается - ведь совсем неподалеку есть и маленький неизведанный городок, и школа для девочек, ведомых воспитательницей, прекрасной, как роза.
Никакие ощущения они не собирались продлять. И не один майор Мерсье способен на самоубийство - от болезней, скуки и одиночества.

Но - появляется в богадельне Густав. Всего полгода и - старички, десятилетиями сидевшие сиднем, едва не рванули во Французский Индокитай… ну да - это далековато, да и нет уже Французского Индокитая. Но есть холм с постоянно колышущимися тополями на вершине и утки, устремившиеся на юг - «будут производить потомство».

Густав ведь не из вредности и не от малого ума ратует за этомеропритяие. И не зря раз за разом усложняет его в тои момент, когда путешествие превращается в реальность.
Ведь, скажем, пикник на полянке - это просто. Дохромали, посидели на травке, угостились болонской колбасой - и обратно.
А дальше? Задание выполнено. Значит, можно опять вернуться к старым газетам, потягивая поганое теплое молоко… Приключение закончилось, новых не предвидится.

Густав же заставляет своих друзей мечтать, думать, решать неразрешимые задачи.
И даже в трагический момент, когда Фернан узнает о смерти сестры - а все они знают, что Смерть гуляет где-то рядом, по дорожкам Богадельни, и не сегодня, так завтра с ней может встретиться любой - даже в эту печальную минуту Густав прерывает потоки слёз, заставляя всех - даже каменные статуи и Рене (а это потруднее, чем сдвинуть камень или бронзовую собаку) - ЛЕТЕТЬ. Туда, где дует ветер и шумят тополя. Туда, где они хоть на несколько мгновений вновь будут молоды.

И если бы не Густав (из определений, которые дала ему сестра Мадлен, повторю только, что он, возможно, очень талантливый человек), никакого «продления остроты ощущений жизни» у двух других персонажей не было бы. Так бы и ушли они, один за другим… посреди фразы, вместо знаков препинания…

Теперь про запись. Качество очень неплохое… не без изъянов, но тут уж, видно, ничего не поделать. Хотя то, что финальная сцена снята из рук вон плохо - это никуда не годится.

Для меня новая встреча с Густавом (Денис Суханов), Рене (Максим Аверин) и Фернаном (Антон Кузнецов)… в общем, это как если бы мне принесли пакет с фотографиями моих покойных родителей… Пусть даже все их я знаю, но смотрела бы, и не могла наглядеться.

Забавно: нынешняя карантинная ситуация подстегнула театры - те, которые всегда снимают на видео свои спектакли, и те, что, словно скупые рыцари, сидят на своих сундуках и никогда не достанут оттуда даже мелкую монетку - дать нам, верным театральным зрителям (нетеатралы вряд ли сейчас знакомиться со сценическим искусством) минуты и часы счастья.
Низкий поклон им за это.

(А сегодня, в ВК и ФБ Сатирикона появилась новая запись: Денис Суханов читает Пушкина. Артист чудесно читает стихи - я слышала когда-то в его исполнении Гумилева.
И я подумала: почему бы предоставить сцену театра не вчерашним выпускникам, а тем артистам, которые составляют славу Сатирикона, а сейчас, за неимением новых ролей - годами! - проявляют себя всё больше в других хороших театрах… почему бы их не попросить почитать со сцены Пушкина? Пусть будет в театре два спектакля - #непушкин и «Пушкин»? И посмотрим тогда, «кто кого сборет»).

Сатирикон, #непцшкин, театр, #непушкин, видеозапись, спектакль, Денис Суханов

Previous post Next post
Up