Очень подозреваю, что увидела в спектакле совсем не то, что хотели заложить в него режиссер, актеры и руководитель театра.
Со мной это бывает: я еще в стародавние советские времена имела большие неприятности, когда написала в сочинении, что Катерина в «Грозе» - это не «луч света», а капризная тётка, которая от безделья и при первой возможности мужу изменила… М-да… А ведь до этого случая именно я была школьным «лучом света», освещавшим там всё, что касалось русского языка и литературы…
В случае данного спектакля я, впрочем, вроде бы сойдусь с теми, кто смотрел его «по верхам». Школьники выпускного класса, которые пришли к учительнице за ключом от сейфа - там не деньги, там всего лишь неправильно выполненные работы, их нужно заменить на другие - полностью не правы.
Точнее, они неправы в том, как конкретно они действуют. Ну что это за глупости: обыск квартиры и шантаж изнасилованием…
Глупо.
Конечно, ребятишки совсем молоденькие, без опыта, да и умишко еще такой… жидкий. Но раз уж решились на такое дело, да еще имея Лидера - надо было и варианты проговорить, и аргументы покрепче подготовить.
Будущий дипломат не прав: его задача не просто добиться нужного результата любыми средствами - для этого необходимо найти те слова, которые убедят… точнее, переубедят «соперника» и не заставят, а уговорят его сделать так, как нужно оппоненту.
Тут, конечно, и автор пьесы «налажала». Ибо - одинокая женщина приходит вечером домой с никому, по сути, не нужным ключом (да, от сейфа, но там всего лишь письменные работы по математике… ну, может, еще недопитая коллективом на 8 марта бутылка коньяка). Утром она опять пойдет с этим ключом на работу. Гостей женщина не ждет.
Так нет же: придя в квартиру, она так ключ прячет, что даже тщательный обыск оказывается безрезультатным.
Есть и еще «лажа»: ну, добыли детишки этот ключ. А дальше? В школе нет охраны? И они собираются входную дверь взламывать?
Еще. Да, подросточки не просто глупостей натворили, а впали в полный идиотизм.
Но изначальная логика в их действиях была.
Мальчик, будущий филолог, уже сейчас - знаток Достоевского, завалил математику, которая никогда в жизни ему больше не пригодится. Но низкая оценка по ненужному предмету (а он вообще чуть не завалил полностью контрольную) закроет ему путь в вуз, зато откроет - в армию… по временам написания пьесы - на 2 года. Где он, конечно, будет успешно продолжать Достоевским заниматься.
Учительница, кстати, вполне готова «по блату» получить помощь для больной матери - это понятно, я бы тоже для мамы что угодно сделала.
Да, это необходимо. Но то, что мальчику тоже НЕОБХОДИМА помощь, она не может понять. Потому что в своем случае она готова поступиться принципами, а для других не хочет ломать бетонную стену с надписью «так правильно, иначе нельзя».
В рекламном текстике к спектаклю спрашивают: «Что такое подлость и благородство, кому нужны идеалы, и что будет, если от них отказаться? И кто такая Елена Сергеевна: идеалистка, праведница, а может - просто лузер?».
Не знаю.
По мне - в данной ситуации правых нет.
Но «виноватее», конечно, «пионЭры». Они, хоть и молодые-глупые, а мозги таки надо включать. Отказали в просьбе с первого раза - попроси повторно, по-иному. А эти сразу требовать и хамить начали.
И эта… Лёля. Зачем сообщать о том, что ты мечтаешь о хорошей жизни тому, кто считает, что «бедненько, но чистенько» должно быть идеалом для всех?
Впрочем, это так - глубокая философия на мелких местах.
В Сатириконе в последнее время постоянно возникают нравоучительные спектакли (скоро до откровенной «толстовщины» дойдет). И философия в новых постановках как раз поверхностная: уважай и люби инвалидов, живи честно, человек с другими принципами - это тоже человек.
И даже (ой, я сейчас скажу, и самой стыдно будет, ибо спектакль замечательный): «Наше поколение лизало марки и слушало по радио проповедников, а ваше поколение совсем пропащее, ибо марки не лижет».
Любимые мои, вы не просто носом ткните, а ДОКАЖИТЕ, что такое хорошо, и что такое плохо. Нет. Верь на слово.
Вот в этих нравоучительных плоских спектаклях и приходится играть сатириконовской молодёжи. Хотя - вот честное слово! - Илья Рогов и Анна Петрова умеют играть глубоко, объемно, многомерно, с вдохновением. Вы посмотрите на них в «Шутниках» - да они от Райкина и Суханова хоть и отстают, но идут «нос в хвост» с мэтрами.
А здесь… Ну, вышли на сцену, очень неплохо поиграли…
Про Наталию Вдовину. Всегда и во всех театрах (и в кино) мне эта актриса нравилась. Активно присоединяюсь к ее многочисленным поклонникам: актриса очень красива и замечательно талантлива. Настолько, что даже в довольно плоскостной «Елене Сергеевне» она умудряется играть «вглубь».
Насчет декорации. Она зеленая. В «Питер Пэне» декорация желтая. Может быть, есть смысл продолжить и сделать целую серию спектаклей: красный, розовый, синий…
И водить на них школьников классами: пусть коллективно и в обязательном порядке задумаются, что такое подлость и благородство, кому нужны идеалы, и что будет, если от них отказаться?
ps Поздравляю с премьерой. Она героически вышла за день до объявления карантина, в День Театра.
pps Возможно, если бы я смотрела спектакль "вживую", он понравился мне намного больше.