Еще один питерский спектакль, на который я не стремилась. Но посмотрела - и хорошо.
Александринку я очень люблю за потрясающую интеллигентность театра. Прихожу туда - и сразу повышается внутренняя самооценка - за счет золоченых ярусов, интеллигентнейших капельдинеров... да даже того, что специально поставленные люди откроют перед тобой тяжеленную дверь с улицы и поздороваются.
Спектакли, те что я видела, тоже всегда были очень интеллигентными.
Правда, я не совсем поняла, почему здесь поставлено именно «Рождение Сталина» (режиссура и композиция - Валерия Фокина).
Тема спектакля мне чужда хотя бы потому, что я не имею никакого, ни малейшего мнения об этом человеке, время правления которого можно трактовать, и как начало взлёта страны к Раю, и, одновременно, падение ее в безусловный Ад.
Спектакль тоже можно смотреть с противоположных точек зрения. В конце, «забитый» аплодисментами, откуда-то с яруса раздался крик... Я не расслышала. Это могло быть проклятие Сталину, его восхваление... А может, это была просто режиссерская вставка в финал, типа - «простые зрители оценивают героя».
Впрочем, Сталин в этом спектакле еще «не родился». Пока это Сосо, Иосиф Джугашвили - студент духовной семинарии, сочиняющий слабые стихи. Потом - молодой революционер, чье направление деятельности - террор, причем осуществляемый не собственными руками. Он - мозговой центр. Руки, удлиненные ножами и пистолетами, а позже шеи, удлиненные веревками - это руки и шеи других людей, его товарищей.
Молодой. Красивый. Гордый. Самолюбивый. Очень умный.
Имеющий небольшой физический недостаток, который очень незначительно снижает качество жизни, но для человека именно гордого и самолюбивого, поверьте, невыносим.
А это значит, что надо других и даже себя заставить забыть о неполноценности... Стать как все. Стать лучше всех. Намного лучше.
Как?
Быть умнее окружающих. Когда все вокруг молчат или говорят шепотом - закричать. Когда все говорят, и говорят, и говорят - промолчать с ученым видом знатока.
Быть уверенным в своей правоте. И даже если полной уверенности нет - пусть никто этого не поймет.
Постепенно почувствовать себя Богом,спокойно и без раздумий уничтожающим виноватых и невиновных людей.
И потом еще раз почувствовать себя Богом, который может уничтожить - а милует и дарует жизнь.
Постепенно понимаешь, что у человека, который может в будущем вывернуть наизнанку землю, понемногу атрофируются чувства, которых и вначале было не слишком много - жалость и совесть. Человек может взять другого, и размять его, как пластилин, вылепив любую фигуру... А потом внезапно зажать кулак, и между пальцами бесформенной массой полезет что-то, похожее на кишки.
А может - аккуратненько пальцы разжать. И увидишь его глаза - добрые-добрые, всё понимающие и всё прощающие.
Последняя сцена - в тюрьме. Избитому и униженному Сосо является уже очень не молодой Вождь в белом кителе и с трубкой.
Они смотрят друг на друга.
Настоящее и будущее? Или настоящее и прошлое?
Нет. Прошлое и прошлое.
А я так скажу.
Спектакль хорошо придуман, сделан, сыгран. Без скуки,с интересном смотрится.
Но... прошел он мимо меня, не удивив и не задев.
Просто констатация факта: мне показали, как, возможно, из Сосо Джугашвили «вылуплялся» будущий Сталин.
В юности он очень огурцы любил, кстати.