У меня уже собралась некая коллекция театральных «Чаек» - хоть полочку под них выделяй.
Самая любимая, без сомнения, сатириконовская. Самую смешную (да, Чехов написал комедию!) в Мелихово привозил кукольный театр из Гродно. Самой скучной была та, что, после разделения Таганки, поставил на стороне Губенко кинорежиссер Соловьев.
Теперь появилась самая неожиданная «Чайка» - балетная.
Появилась и тут же ушла навсегда: 13 июля балет был исполнен в последний раз...
Увы, ибо очень понравилось и хотелось бы рекомендовать к просмотру.
При сохранении общей фабулы и персонажей, в МАМТовской «Чайке» многое изменено по сравнению с оригиналом, что связано с изменением жанра: это таки балет.
Поэтому старое и новые формы здесь схлёстываются не на ниве литературного творчества.
Здесь танцуют, оттого авангардный балет «Душа Чайки», придуманный Костей Треплевым, выставлен «в диагональ» наиклассичнейшей классике «Смерть Чайки» в постановке Тригорина. То есть, как понимаете, герои здесь не литераторы, а балетмейстеры, а Аркадина и Заречная - актрисы танцующие, балерины.
При этом забавно, как в танце вдруг «выстреливают» чеховские цитаты: «голова и борода у тебя взлахмачены», «возьмите на память этот маленький медальон», «это что-то декадентское»... - сделано так здорово, что буквально слышишь фразы.
Что до персонажей, то они в большинстве своем узнаваемы. И, кстати, очень хорошо подобраны типажно; кастингу - браво!
Правда, я вначале немного недоумевала по поводу Дорна (Д.Петров) в спортивном купальнике, в котором он пришел даже на премьеру пьесы Кости... Потом - ну, что ж, возможно, доктор яростный поклонник здорового образа жизни: прямо с беговой дорожки - на спектакль, со спектакля - на беговую дорожку.
А вот Костя (М.Севагин), Нина (А.Окунева), Маша (Е.Соломянко), Медведенко (С.Бухараев) - просто безупречны.
И уж как хорош Алексей Любимов в роли Сорина! Роль маленькая, но с первого появления хочется смотреть и любоваться неотрывно.
В общем, мне нравилось даже там, где авторы балета кардинально отходили от текста любимой пьесы. Все эти долгие танцы московского варьете (ревю), Тригорин, опустившийся чуть ли не до балетной массовки, Чайка в блестящем кокошнике (это Аркадина), умирающая а-ля Плисецкая...
Может, это и лишнее.
Но - не соответствуя пьесе Чехова, это очень даже соответствует балетному жанру, причем высокого качества. И смотрится чрезвычайно интересно.
Единственное - вместо лото здесь играют в карты. И вот это буквально крохотное несоответствие мне как раз сильно не понравилось... Хотя, видимо, в балетном контексте бочоночки «скучной игры» не смотрелись бы...Да и знает ли вообще постановщик, Джон Ноймайер, что такое лото?
А в конце Костя застрелился. Или не застрелился - не было ни пистолета в руке, ни хлопка за сценой. Он просто ушел вниз, под помост, который когда-то был прекрасной декорацией, похожей на лодку под натянутым парусом, а теперь парус тот обвис - словно занавеска от ветра хлопает...
Вот еще что. Сорвать балетный спектакль не тяжелей, нежели драматический. И сколько не мечется Сорин, пытаясь утихомирить «интеллигентную» публику... видимо, продолжения не будет.
И вот что парадоксально: конечно, новые формы нужны и в балете. Смотреть на танцевальные экзерсисы юного балетмейстера очень интересно. Но... девочки на пуантах и все классические движения в постановке Тригорина мне были интересны не менее. Как и «кабарешные» номера.
А спектакль всё-таки прекрасный. Жаль, что я посмотрела «Чайку» на излёте. С удовольствием бы повторила.
Напоследок вот что.
Я очень благодарна
МАМТ за прекрасные постановки - всё, что я здесь увидела, мне очень понравилось. И какая превосходная выставка художника В.Арефьева в фойе! Давно так не была счастлива, как в антракте, вновь разглядывая эту превосходную композицию.
А за то, что я в МАМТ всё-таки попала (сначала по приглашениям, теперь вот с регулярно покупаемыми билетами), от души благодарю ЖЖ-сообщество
moskva_lublu и лично
turandot5.
Они дали возможность мне, и я уверена, что не только мне, влюбиться в замечательный этот театр. А мы, блогеры, как можем, стараемся, чтобы этот театр оценили не только профессионалы-критики (пишут они умно, но уж очень скучно), но и те простые зрители, которые вслед за нами придут сюда... и тоже влюбятся.
Для информации. МАМТ в соцсетях:
ФБ
https://www.facebook.com/stanislavskymusicинстаграм
https://www.instagram.com/stanmus/?hl=enВК
https://vk.com/musictheatre #moskvalublu, #moskva_lublu, #мамт, #станмуз #stanislavskymusic, #musictheatre