Хорошие люди подсказали, а то могла бы и не вспомнить о дате: вчера исполнилось ровно 8 лет с премьеры «Чайки».
Значит, тогда, 15 апреля, я видела ее в 4-й раз... В первый прогон, благо, зал был практически пуст, посмотрела спектакль с четырех разных мест. Нашла для себя оптимальное. По возможности, с него (плюс-минус) и смотрю все эти годы спектакль.
В зале Сатирикона это был 1 ряд, 11 место.
В год премьеры «Чайки» в зале стояли еще старые, «оливковые» кресла. Помост сцены практически нависал над первым рядом, давая интересный эффект действию... и не только действию, но и взаимосвязи зрителей и актеров.
«Чайка» ведь всегда основывалась на этом единении: всем сердцем любящие театр - и актеры, и публика, проживали то, что автор написал... и еще много чего сверху.
Смена местами человека из зала и Дорна была совершенно естественной. Не режиссерским приемом, а... ну, вот так и должно было быть, и никак иначе. И Тригорин с монологом подходил так близко, что казалось: он не стоит ногами на сцене, а зависает в черном небе среди сонма белых звёздочек-лепестков.
Бывало и очень приятное, и забавное.
Например, зрительнице, у которой сильно болела голова, в антракте чашку чая принес сам Бутусов. Мы оставляли на его режиссерском столике в зале конфеты и другие вкусняшки. А однажды девушка, нарыдавшись над печальной судьбой Треплева, протянула руку, да и погладила его нежно по голове (это когда он на авансцене головой на подушке лежит) - перепугала тогда, кстати, актера...
Не то, чтобы я считала фанатичное постоянное смотрение того или иного спектакля абсолютной нормой. Хотя... почему нет? Ведь у многих есть место, в которое он придет, когда ему плохо. Или наоборот - очень хорошо. Есть любимые книги - и прекрасно своевременен совет Моцарта: мол, коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Или сходи на сатириконовскую «Чайку», на которой, ежели спектакль тебе по сердцу, можно и поплакать, и посмеяться, и умилиться. И еще встретиться с друзьями - их много всегда и в зале, и на сцене... как же мы их всех любим и уважаем! Не маленькая длительность спектакля - это словно бы разговор с умным и приятным тебе собеседником... так не хочется, чтобы он завершился.
При этом лично мне «Чайка» каждый раз дает пищу для ума. Уж сколько лет смотрю спектакль, а практически каждый раз нахожу что-то, почти не замеченное раньше. Или замеченное, но... спектакль столь насыщен, что мгновенно отвлекаешься на другое.
Вчера вот например зацепилась мыслью за не один раз произнесенное «не читал».
Они все друг друга читали. И творчеством интересовались. Поэтому фраза про «жалкие водевили» и не разрезанные страницы журнала... это так, чтобы ужалить побольнее. Знает Треплев, что мать его и правда никогда в таких спектаклях не играла. А Тригорин наверняка прочел рассказ «конкурента» - возможно, еще в редакции в рукописи. Он же умен, должен знать, что пишет конкурент и быть готовым к неожиданностям.
Ну вот.
«Чайки» теперь не будет до следующего сезона, да и там неизвестно... Нет, пусть так: и неизвестно, когда именно спектакль будут играть.
Мы успеем соскучиться...
Точнее, прямо по Бабелю, ничего больше не ожидая, мы готовы уже сейчас броситься к кассе, которая должна открыться на следующий день.
«Чайка»! Мы тебя любим!