Квадратура круга. МТЮЗ. 28.12.2918. Прогон.

Jan 21, 2019 21:17

В нынешнем сезоне в МТЮЗе появилось две премьеры, поставленные по пьесам, написанным почти в одно время: «Слон» А.Копкова - в 1932 году, «Квадратура круга» В.Катаева - в 1928-м.
Пьесы очень разные, при том, что обе - комедии, без малого - комедии положений.



У Копкова, в самый разряд коллективизации, колхозник нашел фигурку слона из чистого золота - и теперь вот мается с находкой. Отдать по сути за просто так - жалко, ибо, продав всего лишь один слоновий хвостик, можно решить все проблемы. Не отдать… Слово «СЛОН» из названия хоботного животного превратится в Соловецкий лагерь особого назначения.

В «Квадратуре круга» люди, живущие практически в то же время, что и колхозники Копкова, решают проблемы более мелкие и веселые: что, если уже в день свадьбы выясняется, что ты женился не на той - и можно ли пережениться на супруге товарища, которая сильно ближе твоему сердцу…

Сразу скажу, что оба спектакля («Слона» поставила Г.Яновская, «Квадратуру» - В. Печерникова) очень неплохи. Поставлены лихо, с интересными придумками, песнями и танцами (у Яновской это исключительно ррреволюционный репертуар, исполняемый персонажами по любому поводу, у Печерниковой - фокстроты и т.п.).
Актеры хороши, особенно когда они выступают в непривычных амплуа - таких, как И.Созыкин в роли поэта Емельяна Черноземного или И. Балалаев - глава колхоза Курицын. Костюмы и декорации (в стиле художников 20-30 годов) вообще фантастические.

Вот всё хорошо, но… Второй раз смотреть, скорее всего, не пойду, ибо и вечер проведен с интересом и пользой, но… как говорится, «не взяло».
И героев бредово-реальной комедии про золотого слона жалко… а вроде как и не особо жалко.
И на всю эту запутавшуюся в любовях компанию смотреть забавно… а вроде бы не так весело, как ожидалось от водевильчика.
Посему спектакли к просмотру рекомендую… но без большого зрительского восторга.

Две вещи напоследок.
Я «Квадратуру круга» смотрела лет 20 назад, ставили ее в народном театре ДК ЗИЛа - вот тот спектакль я охотно повторила, ибо было действительно смешно. И еще: слово «ренегат», которым ругаются герои, тогда никто не «переводил» (в МТЮЗе, сейчас - поясняют со сцены его значение - зачем?). Напротив, этим самым «ренегатом» в нашей компании еще долго в шутку ругались…

И еще.
В обоих спектаклях есть общее. Это - невозможность для героев самостоятельно решить собственные проблемы.
Ибо в каждое окно в любое время могут заглянуть чужие глаза, в каждую дверь ворваться те, кого не звали.

В «Слоне» главный подсматривающий - председатель, не слезающий с печной трубы.
В «Квадратуре» - товарищ Флавий, руководитель ячейки (кстати, очень хорошо сыгранная И.Смирновым роль). Это этакий «большой брат», который пока что не казнит (годы еще не людоедские, 20-е), но присутствует не только большим глазом в окне, за которым хранят колбасу, но даже пятна на луне в его радующийся или осуждающий лик складываются.

Игорь Балалаев, театр, прогон, спектакль, МТЮЗ

Previous post Next post
Up