Это был первый спектакль, который я посмотрела в день своего приезда в Питер.
Пишу о нем - в последнюю очередь. Да и вообще думала о том, что писать не надо (Но - пусть будет просто для памяти).
Дело в том, что у меня не хватило времени постановку (ОЧЕНЬ понравившуюся!) обдумать - там явно несколько слоев; что-то лежит на поверхности, до чего-то надо докапываться... найду ли на это время?
К тому же - вот подзаголовок: «Спектакль Валерия Фокина по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года».
А вот из сопроводительного текста на сайте: «Используя визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры «Маскарада» Мейерхольда, максимально точно воссоздавая сценографически, музыкально и ритмически спектакль великого режиссера, театр предлагает современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое».
Дело в том, что (конечно, чисто по-любительски) я когда-то интересовалась и много читала о постреволюционном театре, а приход мой в Театр Эрмитаж, где постановки Михаила Левитина во многом «опираются» на театр того времени, мой интерес еще усилил.
Была неосуществимая мечта: прокрутить время назад и хотя бы одним глазком, хотя бы фрагментарно увидеть постановки Мейерхольда, Вахтангова, Таирова...
Касательно Мейерхольда - есть книги о репетициях Мастера (кстати, в имеющихся в моей библиотеке я не нашла описания финальной сцены «Леса» - Эрдман однажды написал о ней в нескольких словах... очень захотелось).
Касательно «Маскарада» - наверняка о спектакле много информации, Фокин же использовал «постановочную партитуру» 1917 года.
Очень хотела перечитать... найду ли время? Если найду, возможно, этот текст перепишу.
Итак. Костюмы, музыка и мизансцены столетней давности, вписанные в сценографию и актерскую энергетику нашего времени.
Завораживает.
И немного отвлекает: рассматриваешь уникальный костюм, и одновременно хочется ни на гранулу миллиграмма отвлекаться от сценического действия и монолога...
Очень красиво и эффектно, хотя и немного странно: в нашем веке по сцене немного по иному двигаются и интонируют. Но это прекрасное смешение века нынешнего и века минувшего.
В мейерхольдовских мизансценах явные лакуны. Например, совершенно исчезли баронесса Штраль, Казарин... князь Звездич появился только во втором действии (наверное, удивив не читавших пьесу - таких, увы, немало).
Совершенно не понравилось, что нынешнее время влезло в «раньшее» совсем уж грубо в начале второго действия: тот, кто был Арбениным и тот, кто им снова станет, рассказывает в зал историю мясника, убившего из ревности свою жену, разрубившую ее тело в ванной, но не успевшего вывезти на автомобиле фрагменты трупа...
Просто не поняла: неужели хоть кто-то не понял, что изящный вальс, который танцуется перед антрактом - это танец уверенных в себе, самовлюбленный и сильных мужчин с избитыми, изнасилованными, убитыми ими женщинами?.. Очень красивый вальс. И в то же время очень страшный.
Хотя... скорее всего, как не была я до конца готова «отправиться в уникальную экспедицию в прошлое», так не смогла и снять слой за слоем всё то, что заложил в свою постановку наш современник Валерий Фокин.
Понятно же, что спектакль этот - для думания... А я только глазами «считала» мейерхольдовский рисунок, превращенный в наиизящнейшую постановку XXI века.