Девушка, из любви к искусству, пошла в актрисы. Родила незаконнорожденного ребенка. Ребенок умер...
Это что - Чехов? «Чайка»?
Да, Чехов, но только - «Скучная история», рассказ, который лег в основу эрмитажной постановки.
Я люблю театр Эрмитаж, как любят старого верного друга и советчика. И даже когда жизнь разносит в разные стороны и мы месяцами «не видимся», я все равно знаю, что театр этот - есть. Значит - в горе можно придти туда на спектакль и начерпаться энергетики, а в счастью - поделиться таковой с теми, кто на сцене.
3 июня закрывали сезон, теперь все встретятся только в августе... Ну, а я уже скучаю. Хотя бы потому, что «Дон Кихотом» за один раз явно не насмотрелась и хочу повтора.
***
«Тайные записки» - это спектакль о любви. О печальной любви, которая настигла человека на излете жизни, и он гонит, гонит ее прочь. Потому что боится приблизиться и... потерять навсегда. Вернее, его навсегда потеряют.
А еще - герой боится обидеть тех, кого давно уже (обоюдно) не любит, но кто столько лет был рядом... и ведь был же когда-то любим!
Для меня это спектакль-настроение.
Люблю в нем прекрасные блесточки цитат из любимой «Чайки».
Иногда вдруг в центр встанет маленький фрагмент из «Сирены» - тот, про исходящую жиром кулебяку, и тогда начитаешь тихонько улыбаться, что бы ни происходило.
Иногда - накатывает грусть (так было и на последнем спектакле), и хочется плакать... и плачешь от несовершенства судеб людских, и о том, что взаимных взглядов Николая Степановича и Кати на всю эту историю всего два... а ведь это взгляды, способные скрутить в пружину пространство, которое их разделяет.
«Пойдем завтракать, Катя. Будет плакать», - говорит ей профессор при последнем свидании, в харьковской гостинице.
А мне все время слышится: «БудеМ плакать»...и это, мне кажется, правильнее: поплакать вместе над жизнями вроде бы интересно прошедшими... но так грустно заканчивающимися.
Кстати, есть несоответствие между тем, как описан Николай Степанович N. Чеховым, и тем, что его играет Михаил Филиппов - немолодой, но очень эффектный человек с печальными глазами и густо замешанной энергетикой (сердце у меня каждый раз холодеет, когда его герой говорит о смерти сына).
Хотя... ведь спектакль про то, да не про то, что Чехов написал.
И все-таки спектакль совсем не грустный. Потому что заканчивается он лучом солнца, блеснувшим на мгновение из прорехи густого дождя.
А еще - словами, которые произносит Николай Степанович. То есть - Михаил Филиппов. И с которыми я соглашаюсь практически на 100% (ну, только в моем случае надо заменить «науку» - «театром»: «Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей. Еще что? Я хотел бы иметь помощников и наследников. Еще что? Хотел бы проснуться лет через сто и хоть одним глазом взглянуть, что будет с наукой. Хотел бы еще пожить лет десять...
Дальше что?
А дальше ничего».
***
А теперь - от лирики к реалиям.
Я не видела спектакль довольно давно, и за это время вынужденно с нем сменилось несколько артистов.
Например, швейцара Николая теперь играет Петр Кудряшов. И, как бы это ни было хорошо, мне бы хотелось, чтобы его вернули на прежнюю роль - г-на Зайцева. Ролька маленькая совсем... но как была сделана - истинная драгоценность!
Александра Ливанова, игравшего раньше ассистента профессора, Михаила Федоровича, практически в срочном порядке, заменил Станислав Сухарев. Говорят, чуть ли не с двух репетиций... а потому - в будущем подгонит актер скорость своего существования на сцене под скорость других персонажей, это все мелочи...
НО! Я впервые поняла, как он относится к Кате (Ольга Левитина). Любит он ее... А ведь сколько ни смотрела спектакль с прошлым исполнителем, этого не замечала; думала, что в его отношениях холодная пустота. Да и появлялся он в доме Кати словно бы затем, чтобы изящно Абогина во «Врагах» сыграть... а хозяйку не замечал совсем.
Так что новому исполнителю - браво!