МАСТЕР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ

Jan 16, 2016 21:41

Отсюда

Об этом артисте театральная Москва активно заговорила в последние несколько лет. О нем с тех пор написано немало статей, издано несколько десятков интервью. Он номинирован на все мыслимые театральные премии. Игорь Миркурбанов стал широко известен после спектакля "Идеальный муж. Комедия", поставленного Константином Богомоловым на сцене МХТ им.Чехова.




Спектакль вызвал немало споров, зрители уходили в середине первого действия, критики писали как положительные, так и резко отрицательные рецензии, деятели культуры бесконечно спорили, многие не верили в долгую жизнь спектакля. Одно оставалось неизменным - восхищение игрой Миркурбанова. Казалось удивительным, почему раньше этого артиста не было видно, почему он появился только сейчас, только в спектакле Богомолова.

За "Идеальным мужем" последовали "Карамазовы", "Чайка. Новая версия", "Борис Годунов", "Вальпургиева ночь" в постановке Марка Захарова, совсем недавно был выпущен спектакль "Мушкетеры. Сага. Часть первая". В каждом спектакле Миркурбанов поражает, о нем говорят уже как о новом артисте постдраматического театра.



Почему же актер получил признание театральной общественности только после ролей в спектаклях Богомолова? Ведь до этого было немало работ и с режиссером Евгением Арье, и с Юрием Любимовым, Тадаси Судзуки и Хаусманном и другими, был выпущен моноспектакль "Москва-Петушки", где Миркурбанов выступил и в качестве режиссера.

Спектакли Константина Богомолова стали провокацией и вызовом не только государству, но и обществу. Его постановки имеют значение не столько политическое, сколько социальное - это спектакли о происходящих в обществе переменах, о том, как россияне реагируют на государственную политику.

Спектакль "Идеальный муж. Комедия" задевает самые острые и болезненные темы последнего времени. Более того, Богомолов смело нарушает и границы эстетического восприятия. Режиссер намеренно ставит зрителей в тупик и загоняет в некомфортную ситуацию. И все это происходит на одной из главных театральных сцен страны.



Блатная культура становится частью быта. Лорд в исполнении Игоря Миркурбанова становится пародией на звезду отечественного шансона. Бывший киллер, насквозь порочный и пошлый, исполняет то дешевую попсу, то тюремный блатняк, а монологи его перемежаются словами о любви к родине, родителям и… министру резиновых изделий. "Идеальный муж" - это спектакль в жанре трэш. Это именно то, что происходит сейчас в обществе. Лорд Горинг, он же Степан Горе и Кондратий Могила, в исполнении Игоря Миркурбанова - это символ массовой культуры, кумира нынешнего общества, это тот, кому люди готовы поклоняться, несмотря на его биографию и то, что происходит вне сценического образа. Характер и смысл этого действующего лица постоянно распадается и множится. Все изменения порой наталкивают на мысль, что Лорд, с такой легкостью перевоплощающийся на сцене в актера, становится выразителем русской чертовщины.



Спустя почти год после премьеры "Идеального мужа" на сцене МХТ появляется новый спектакль "Карамазовы". И здесь Миркурбанов предстает сначала в образе Федора Павловича Карамазова, а затем - Чорта. Старший Карамазов - обольститель и сладострастник, кривляющийся и доводящий до крика смиренного старца Зосиму своими рассуждениями и шутками. Безумная улыбка, взгляд исподлобья и развинченная походка становятся внешними выразителями его характера. Миркурбанов ведет агрессивную голосовую партию, выводя мелодику дословного текста Карамазова на полную мощь, оскорбительную и тем самым достающую до карамазовщины. А в финале спектакля чорт, явившийся Ивану, предстает в образе покойного отца. Именно чОрт, в архаичной форме написания - Миркурбанов очень аккуратен с каждой буквой авторского текста. Чорт оказывается не только философом, но и артистом - он выходит к микрофону и не столько поет, сколько скандирует: "Я люблю тебя, жизнь!" Пожалуй, так относиться к той жизни, как она показана в спектакле, может только сам Чорт.

Следующей совместной работой режиссера Богомолова и артиста Миркурбанова становится спектакль "Чайка. Новая версия". Это возобновленная версия спектакля Театра под руководством Олега Табакова, впрочем, ничего общего с первой версией не имеющая. Можно было ожидать, что и Тригорин в исполнении Миркурбанова будет таким же ярким, агрессивно-звездным, модно-популярным. Однако вопреки всем ожиданиям он оказывается неожиданно тихим, замкнутым персонажем, отталкивающим своим отношением не только к Аркадиной и Нине, но и к жизни вообще. Каждый спектакль Миркурбанов выстраивает роль по-разному в рамках общего режиссерского замысла. Его Тригорин, в финале увлекающий Аркадину в танце и тем самым оттягивающий новость о самоубийстве Треплева, предстает то черствым, то просто покорным судьбе, подобно всем чеховским героям.

За "Чайкой" последовал спектакль в театре Ленком - "Борис Годунов". Четвертая работа с Богомоловым. Здесь Гришка Отрепьев, Самозванец, в исполнении Миркурбанова - это уголовник, сбежавший из Чудова монастыря, убивший Пимена-наркомана, писавшего летопись на спинах сокелейников. За время спектакля образ Самозванца меняется несколько раз, что вновь напоминает: тот театр, который делает Богомолов - это пространство постдраматического театра. Отрепьев то уголовник, то ведет высокие речи о братоубийстве, то признается в любви в форме шлягера, исполняемого в кабаках. И вновь возникает мысль о том, что не это ли снова та самая чертовщина, которая позволяет так легко перевоплощаться?\

После спектаклей Богомолова Миркурбанов был приглашен на роль Венички Ерофеева в спектакле "Вальпургиева ночь" в постановке Марка Захарова на сцене театра Ленком. Спектакль составлен по основным произведениям этого непохожего ни на кого писателя - здесь и поэма "Москва-Петушки", "Записки психопата", пьеса "Вальпургиева ночь" и дневники писателя. Ерофеев в исполнении Игоря Миркурбанова весь спектакль создает на сцене сюрреалистический и аномальный мир, в котором сложно разобрать, где реальная жизнь переходит в пьяные галлюцинации и наоборот. В финале спектакля Миркурбанов подводит к монологу об убийстве у кремлевской стены с виртуозностью, присущей музыкантам - и вот уже фортиссимо, и зритель вжимается в кресло, как при взлете самолета. Его монологи глубоко врезаются в сознание, а энергообмен с залом в течение всего спектакля поражает своей мощью даже в те моменты, когда актер находится не в световом луче.



Осенью 2015 года в МХТ состоялась премьера спектакля "Мушкетеры. Сага. Часть первая". Константин Богомолов не только режиссер этого спектакля, он является и автором текста. От романа Дюма в спектакле только имена некоторых действующих лиц. Атос в исполнении Игоря Миркурбанова весь спектакль пытается разобраться в произошедших метаморфозах, философствует о любви и смерти и о том, кто и почему на чьей стороне. В одной из сцен он становится Змеей, разговаривая фальцетом, шипящим и свистящим. Он пародирует Атоса в исполнении Вениамина Смехова в фильме "Д’Артаньян и три мушкетера". О манере пародий Миркурбанова можно говорить отдельно, он делает это невероятно виртуозно, легко переходя из образа в образ, не теряя при этом общей линии характера действующего лица. Все монологи превращаются в мелодии, которым Миркурбанов задает свой ритм и придает яркое неповторимое звучание.

Где-то на пересечении всех этих характеров, таких разных, можно заметить личность самого актера. Сценический характер - это свойство самого актера, сконцентрированное под прессом режиссерского замысла, и переходящее в результате этого в новое качество - в характер действующего лица. Игорь Миркурбанов проецирует свое человеческое "я" на характер действующего лица. Его личность, пусть опосредованно, непременно выражается в сценическом создании. Его личность видна, даже если он играет персонаж, во многом себе противоположный.



У Миркурбанова есть удивительно тонкое чутье мелодики текста, его музыкальности. Отсюда очень строгое и аккуратное отношение к авторскому тексту в каждой роли. Каждая фраза звучит отдельной безукоризненно чисто взятой нотой, а монолог превращается в песню с виртуозными перепадами тембра и ритма. Жестикуляция актера напоминает дирижерские взмахи рук - широкие движения, а порой даже положение пальцев. Он дирижирует мелодией текста, придавая уникальное звучание не только своей роли, но и всей постановке. Каждая роль становится удивительно музыкальной. Монологи каждого действующего лица в исполнении Миркурбанова гипнотизируют зал, вводят зрителей в транс.

Его разговор со зрительным залом по поводу современных проблем становится доступным и интересным. В театре нет ничего дороже тех вспышек взаимопонимания, которые может вызвать встреча зрителя с захватывающей актерской индивидуальностью, с интересной личностью. Именно таким, многогранным и неординарным актером и является Игорь Миркурбанов, гениальный мастер перевоплощений.

Портрет писала Любовь Ковалева
Фото  Екатерины Цветковой,
Александры Дубровской

Ленком, Константин Богомолов, статья, МХТ, театр, перепост, Игорь Миркурбанов

Previous post Next post
Up