"Идеологическая беременность" России. Часть 1.

May 06, 2012 02:54

Оригинал взят у chipstone в "Идеологическая беременность" России. Часть 1.



Россия «беременна» Идеологией. Правильнее было бы сказать, что «беременна вся планета», ибо не только у нас, но и во всем мире все чаще и все отчетливее звучат голоса о необходимости выработки нового мировоззрения. Но в России запрос на Идеологию проявлен гораздо отчетливее. Россия всегда жила Духом, а не телом, вся наша история и наша культура говорит о бесконечном поиске «Рая на Земле», о готовности терпеть трудности быта во имя Высоких целей. И та же история прямо свидетельствует, что в периоды, когда такая Цель и Идея оказывались сформулированы и разделялись большинством народа, страна делала потрясающие качественные скачки вперед в своем развитии. Напротив, во времена идеологического упадка или попыток навязывания нам чуждой, не принимаемой народом идеологии, страна испытывала наиболее тяжелые потрясения и вставала на грань уничтожения своей целостности.



В то же время сегодня мы можем говорить только о «ранней стадии беременности», в которой общественный запрос уже существует, а внятного и ясного понимания, что же именно мы хотим, пока  не существует. Сегодня мы видим множественные бурления общественной мысли с совершенно различными векторами. Кто-то жаждет свободы без ограничений, кто-то с тоской смотрит в социалистическое прошлое, кто-то стремится восстановить монархию и Империю. Но все это лишь попытки изменить не устраивающую действительность за счет уже испробованных рецептов без чета их недостатков и анализа причин, приведших ранее существовавшие Идеи и Цели к провалу.

Для выработки принципиально новой Идеологии, которая смогла бы консолидировать нацию и обеспечить новый прорыв в будущее, требуется гораздо большее. И в первую очередь - адекватное восприятие действительности и маячащего впереди цивилизационного тупика. Тупика, за которым либо война, либо деградация в дикость.

Для начала разберемся, что такое Идеология. Для этого обратимся хотя бы к Википедии, ибо определение этого понятия там ничем не лучше и не хуже всех прочих:

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα - прообраз, идея; и λογος - слово, разум, учение) - система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии)

Что мы видим в этом определении? Во-первых, есть понятие системы Идей (Образов); во-вторых, есть интересы различных слоев (классов) Общества; в-третьих, есть указание на восприятие действительности (миропонимание); в-четвертых, есть признание, что Идеология это оружие. Либо оружие защиты существующего строя, либо оружие его разрушения. Именно с этих позиций мы и будем дальше рассматривать идеологию, которую потенциально можем «родить».

Попробуем для начала осмыслить текущую ситуацию и проявленные общественные Идеи (применительно к России).

1.      Сегодня, спустя 20 лет с начала очередного насильственного «эксперимента» над нашей страной подавляющее большинство нашего населения ощущает «тяжесть в желудке» от переедания «капитализма». Проще говоря, получив «капиталистический рай» в объективные ощущения в его первозданном, не прикрытым фиговым листком и не облагороженном, как на Западе, виде, мы почувствовали, что вроде бы уже хватит. Не наше. Разумеется, за исключением тех примерно 5-10-ти процентов населения, которые оказались в числе главных бенефициаров «райских милостей».

А почему, собственно? Может быть, мы просто не так шагали? Или вовремя пропустили поворот? Или «рылом не вышли»? Стоит нам провести предельно свободные выборы, уничтожить коррупцию, установить справедливую налоговую систему …. И все будет нормально? Увы, не будет. То, что бедные слои общества ощущают «желудком», средние «разумом», а богатые своей «глитеус максимус», Правда. Не будет, потому, что не может быть. Для того, чтобы это понять не надо быть академиком от экономики или политологии. Достаточно просто посмотреть на мир трезвым взглядом. У капитализма есть только один итог - жесткая вертикальная пирамида рабовладельческого типа.

И, что самое удивительное, мир уже практически ее построил. Множественный отказ Западных стран от еще недавно незыблемых ценностей типа гражданских прав и свобод во имя мифической безопасности говорит об этом лучше всего другого. О близости финала свидетельствует и перманентное «рынкотрясение», вызванное фатальным отрывом денежной массы от стоимости реальных активов. Не меньшую, если не большую угрозу для существующего миропорядка имеет и все больше проявляющийся дефицит основных ресурсов - энергоносителей, продовольствия, воды. Но за всеми этими, даже столь значительными проявлениями, скрывается нечто большее, о чем просто не принято говорить. О зверином характере капитализма, исповедующего только грубую силу. Силу, уничтожающую на своем пути все, мешающее индивидуальному восхождению к успеху, к власти.

Попав на российскую почву, в страну, которая на протяжении веков при всех формациях сохраняла свою общинность, капитализм проявил себя во всей красе, почти мгновенно вместе с общинностью, практически уничтожив и сам народ, как единое целое.

Но все же, слава Богу, не до конца. Коллективное подсознание нашего народа отчаянно сопротивляется и пытается найти выход. И ведь найдет. Просто если этот выход не найдется «сверху», то он сам собой отыщется снизу. С непредсказуемыми последствиями. Неприемлемость капитализма для России, что очень хорошо ощущает наше «коллективное бессознательное», проявляется в двух направлениях.

С одной стороны, «Игра» по правилам, придуманным другими, способными к тому же в любой момент их изменить, не оставляет нам не только шансов на победу, но и на простое выживание в качестве независимого национального образования.

С другой, климатические, территориальные и прочие особенности нашей страны могут обеспечить ее выживание только за счет волевого внеэкономического перераспределения средств из прибыльных отраслей экономики и территориальных областей в нерентабельные, что противоречит самой природе капитализма. Несоблюдение этого второго условия приведет (да и уже приводит) к полнейшей деградации целых отраслей экономики и громадных территорий, делая страну нежизнеспособной в существующих границах и недееспособной, несамодостаточной в экономическом плане.

2.      Казалось бы, если сделан вывод о неприемлемости для страны капитализма, то что нам мешает вновь поднять «на щит» Идею социализма? Благо еще живо достаточное количество людей, вспоминающих свое советское прошлое без гримасы ненависти, а скорее даже с ностальгией. Да и среди молодежи есть много тех, что воспринимает социализм исключительно в романтических тонах. Однако, при внимательном и непредвзятом рассмотрении вопроса у социализма находится также немало принципиальных пороков, делающих простой возврат к нему не «светлой перспективой», а лишь попыткой заново переиграть историю. С той же самой обреченностью и провалом в финале. Ибо, как сказал совершенно не глупый человек Эйнштейн, «только глупый человек, делая раз за разом одно и то же, может рассчитывать на другой результат». Очень просто списать сегодня бесславный конец СССР на предательство элит, на бездумное финансирование всех подряд в мире, объявивших себя друзьями СССР, на чрезмерные военные расходы, отрывавшие у людей значительную долю ресурсов. Увы, но все это лишь следствия. Они лишь ускорили развал страны, но не они явились причиной. Было бы все так просто, то не было бы столь массовых и горящих энтузиазмом многотысячных манифестаций 90-х. Фактически на тот момент в стране не нашлось ни одной значимой социальной силы, которая бы сознательно встала на защиту социализма. И показательно шутовской стиль поведения ГКЧП - лучшее тому подтверждение.

Основные причины в другом. Они в природном индивидуализме человека. В результате социализм великолепно работает и сплачивает Общество на этапе выползания из нищеты или отражения серьезной внешней угрозы, но он мгновенно начинает пробуксовывать на этапе спокойного поступательного развития. Оторванность человека от непосредственных результатов его труда, неизбежное неравноправие в доступе к определенному набору материальных благ вызывают неизбежные зависть, иждивенчество и апатию. У элит, хотя и имеющих существенно больший доступ к материальным благам зависть вызывает сам принцип необходимости служения и пользования вместо свободы и владения. Рано или поздно этот импульс социального неудовлетворения, накопившись до критической массы, опять взорвется Хаосом, сметающим на своем пути всю государственную и социальную структуру. Помимо этого, социализм объективно ограничивает не только свободу волеизъявления или проявления индивидуальных личностных качеств. Он не менее объективно тормозит и раскрытие творческого потенциала человека. Точнее, тормозит его во всех областях, которые не стоят в кем-то наверху утвержденном плане стратегического развития. Но ведь большая часть мировых открытий, сделанных человечеством была сделана одиночками безо всякого плана и утверждений. Увы, но наука не менее бюрократизированная и завистливая область, чем государственное администрирование. А при социализме еще и предельно централизованная.  В результате любая идея, противоречащая мнению признанных корифеев, заведомо обрекается на забвение.

Таким образом, при всех существенных преимуществах перед капитализмом социализм также идеологически неполноценен ибо в самом себе уже несет зерна своей гибели. В этом плане очень показательна фантастическая литература, относящаяся к теме так называемой «альтернативной истории». У наших современных фантастов наиболее популярным является как раз «попадание» наших современников во времена Сталина с очередной попыткой переиграть историю. Все идеи, выраженные в этой литературе, увы, сводятся к одному - надо создать механизм воспроизводства «гениального вождя» или, на худой конец - «ордена рыцарей-меченосцев» - защитников социализма. Этаких бессеребренников, думающих только о благе всего человечества и недрогнувшей рукой карающих всех предателей и вредителей. Как раз именно этот тупик, выраженный в необходимости постоянного «божественного контроля» и показывает идеологическую слабость и стратегическую нежизнеспособность социализма, как цельной Идеологии. Я не случайно акцентирую внимание на слове «цельной», поскольку в социализме, даже том реальном, который мы пережили, было много, что стоит взять с собой в «завтра».

Продолжение следует…..

цель, здравомыслие, Культура, путь, иделогия

Previous post Next post
Up