Будущее образования: глобальная повестка или ЧТО нас ждёт - части 4, 5, 6

Nov 17, 2015 23:58

Оригинал взят у cycyron в Будущее образования: глобальная повестка или ЧТО нас ждёт - части 4, 5, 6
Оригинал взят у brahman_50 в Будущее образования: глобальная повестка или ЧТО нас ждёт - 4


Продолжаем знакомиться с основными тезисами доклада о новом образовании.

Образование, как считают авторы, это « основной инструмент воспроизводства знаниево-культурной основы общества, то есть, доминирующей картины мира».
И добавлю от себя - это инструмент социализации новых поколений и обеспечения условий для политического господства в национальном и глобальном масштабе.

Этот институт один из самых консервативных и может меняться только под масштабную перестройку общества.

Без изменения образования невозможно провести изменения в экономической, политической, общественной и культурной сфере.

     В докладе прямо не говорится о том, какую трансформацию готовят в  так называемых развитых странах Запада.
Однако, всем очевиден экономический и долговой этих стран утерявших стимулы своего развития и мучительно ищущих любые возможности трансформировать свои проблемы в экспорт хаоса для остального мира.
И, вероятно, элиты этих стран уже поняли, что сохранить свою роль мирового гегемона можно только отказавшись от либеральной модели и создав новое общество, разделенное на несмешивающиеся страты и управляемое  с помощью разобщения, дезориентации, тотального контроля и силовом доминировании.
Среди факторов, которые будут оказывать влияние на состав и архитектуру системы образования авторы выделяют новые технологии, а также совокупность «политических, экономических, социальных и культурных факторов глобальной трансформации общества, которые будут оказывать влияние на сферу образования - с точки зрения содержания, форматов подготовки и самого места образования в жизни общества».
Что это за новые технологии ?
Это - расширение охвата и улучшение качества интернета,  постепенная передача интеллектуальных функций от человека цифровой среде, виртуализация и создание цифровой игровой реальности, когнитивная революция, позволяющая использовать нейрофизиологические технологии, направленных на работу с нашим телом и психикой и генетика, позволяющая выявлять и воздействовать на врожденный потенциал людей.
Подробности можно посмотреть в докладе.
 Остановимся на тех новых возможностях и рисках, которые по мнению авторов, открывают новые технологии в образовании.

1.     «Обучение будущего с высокой вероятностью может стать еще более высокостратифицированным. Разделение на страты будет определяться возможностями «живого» доступа (в т.ч.стоимостью этого доступа) к уникальным носителям компе-
тенций - «гуру» и сообществам практик».

Об этом я и говорил как одной из основных целей затеваемой трансформации общества.

2.     «Массовые знания и навыки будут передаваться в первую очередь за счет автоматизированных решений (на первых этапах - за счет гибридных онлайн/оффлайн форматов, как в blended learning, а далее - в работе с полностью автоматизиро-
ванными системами-наставниками».

Это будущее образования для низших страт.

3. «Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как
следствие, будет носить «премиальный» характер - и в большинстве случаев будет организовано не как длинное совместное обучение, а в виде коротких интенсивных сессий. Содержание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его психофизическим «настроем». важной частью такого живого обучения должна также быть работа с ценностями и предельными смыслами. При этом - образование для взрослых будет организовано в большей мере «горизонтально», через взаимообмен знаниями.

Это об образовании для высшей страты господ.

И пилюля конечно должна быть подслащена сказками про общество равных возможностей.

«С другой стороны, технологии позволяют не только «элитизировать», но и «демократизировать» обучение - то есть, они могут выступать инструментом, обеспечивающим множеству людей равный доступ к получению знаний и навыков, в т. ч. от «гуру»-людей и сообществ. Обеспечение равного доступа вне зависимости от расы, национальности, пола, возраста, имущественного класса и др. признаков - очень важный процесс, вдохновляющий множество учителей прошлого и настоящего, и не существует особых технологических барьеров к созданию именно такой среды, в которой каждому учащемуся обеспечиваются равные права и возможности»

В следующий раз поговорим о новых методах оценки и мотивации учащихся и основных макросоциальных факторах предстоящей глобальной трансформации общества.

+ Оригинал взят у it_s_life в Будущее образования: глобальная повестка или ЧТО нас ждёт - 5
Оригинал взят у brahman_50 в Будущее образования: глобальная повестка или ЧТО нас ждёт - 5

Продолжаем знакомиться с тезисами доклада и в частности с трендами в оценке и мотивации.

Безусловно, фиксация достижений и их оценка является критически важным компонентом образовательного процесса.

Оценки дают обратную связь ученику относительно глубины и качества освоения им предмета и сигнализируют окружающим о качестве его знания. При этом оценку можно будет давать не по итогам полугодового цикла обучения, а в виде еженедельного прогресс теста.
        Новым в оценке, является тренд в расширении её использования для социальной дифференциации на основе проявленных способностей.
На основе оценок можно будет изменять социальный статус или благосостояние, не только по итогам образования, но и непосредственно в ходе образования.

Благодаря новым технологиям появятся новые элементы и в образованиии, и в обществе.

Во первых, системы оценки выйдут за рамки системы образования.

Начиная со школы у каждого индивида благодаря фиксации различных оценок будет накапливаться так называемый репутационный капитал. Этот капитал будут использовать ключевые игроки для управления доступом каждого индивида к знаниям и ресурсам.
      Системы оценки достижений могут строиться как процесс непрерывной оценки в игро-подобной динамике, с начислением бонусов и переходом на различные уровни. Такая система, встроенная в дополненную реальность, может сопровождать человека на протяжении полного дня, когда от будет зарабатывать баллы за здоровый образ жизни, правильное социальное поведение и в цедом, выступая как игрок будет следовать по рекомендованному сценарию.

Система иерархической оценки, когда учителя оценивают учеников, или начальники оценивают подчиненных будет заменена на круговую оценку (все оценивают всех). Итоговая оценка каждого складывается из оценок всех, с кем учащийся взаимодействовал в процессе образования.

Кроме этого, будут оценивать не только учащихся, но и учителей, и содержание обучения, и образовательное пространство.
       Будут оценивать также « профиль компетенций каждого человека, который постепенно расширяясь по мере развития, может сопровождать человека всю жизнь, с первых лет и до конца. Через этот профиль связываются между собой образование человека, его социальная активность (включая неформальную) и его профессиональная деятельность. Это позволяет давать более комплексные оценки каждой личности, опираясь не только на академические успехи».
      Ожидается, что учащиеся также смогут оценивать, насколько интересным, насыщенным, понятным и развивающим является процесс обучения. Эти параметры можно оценивать, в том числе, по объективным психофизиологическим параметрам учащегося, с помощью нейроинтерфейсов и биомониторов в реальном времени.

Вот такой ожидается краудсорсинг в тотальном контроле человека в новой системе образования.

Ответ на вопрос о том, будут ли использовать эти досье только для помощи в образовании или для транформации социального поведения человека в рамках новой модели общества, по-моему, очевиден.

В следующий раз поговорим о макросоциальных факторах предстоящей глобальной трансформации общества

+ Оригинал взят у brahman_50 в Будущее образования: глобальная повестка или ЧТО нас ждёт - 6

Сегодня, закончив знакомиться с тезисами доклада в части влиянию макросоциальных факторов на будущее образования для предстоящей глобальной трансформации общества, попытаемся сделать общие выводы.

«Образование это «выстрел в будущее» и мы должны понимать, каков тот мир будущего, к которому мы готовим себя и своих детей».

Безусловно, нельзя определить содержание, формы и место самого образования, не понимая, для какого общества оно предназначено.

В докладе нет развернутого описания этого дивного будущего, но обсуждаются новые тренды в политической, экономической, социальной и культурной сфере, которые будут оказывать влияние на сферу образования.

Важнейшим экономическим макропроцессом авторы считают формирование новых отраслей и постепенную реструктуризацию технологической основы экономики в промышленно развитых странах.
Новую промышленность будет отличать интеллектуализация и экологизация. При этом экологические технологии должны превосходить по своим экономическим характеристикам неэкологических конкурентов.

В ближайшие 10-15 лет получат развитие:
·        «новые материалы.
Композиты, «умные материалы» и материалы с биологическими свойствами, использующиеся в транспорте, строительстве, производстве мелкогабаритных товаров, медицине и пр. и связанные с ними новые технологии локального производства  -  3D-печать бытовых изделий, органов и лекарств, еды и других;
·        технологии умной среды и интернета вещей.
Умные датчики жкх, умные электросети, умное освещение, умный транспорт, бытовая роботехника (первыми образцами которой являются роботы-пылесосы и мультиварки, а также домашние питомцы-роботы, роботы-гувернеры, роботы-сиделки и роботы-секскуклы и новая smart-промышленность);
·          биотехнологии на основе генных технологий.
  Генно-модифицированные макроорганизмы, растения и животные не только для производства пищи близко к местам ее потребления (напр. в вертикальных теплицах или в домашних «интегрированных пищеблоках» (Despommier, 2009), но и микроорганизмы для самых разных бытовых целей: производство лекарств, переработка мусора, производство топлива, очищение воды и воздуха (Brand 2010);
·          новые технологии производства энергии.
Наиболее вероятным сценарием развития новой энергетики на ближайшее двадцатилетие будет комбинация ядерных технологий, возобновляемых источников (солнце, ветер) и биологических источников (биотопливо и биогаз). с использованием генномодифицированных бактерий), способных внести сильные изменения в текущее потребление углеводородов».
       Образование должно давать компетенции, связанные с этим «зеленым и бережливым» мышлением, систему представлений о современной системной инженерии, например стандарт образования CDIO, который нацелен на управление продуктом или технологией в течение их жизненного цикла, включая утилизацию и повторное использование. К другим компетенциям, которые будут востребованы в массовом образовании, относят проектирование и программирование.

Далее у авторов доклада, когда обсуждают механизмы создания  новой промышленности и трансформации общества, можно наблюдать сбои в логике, вызванные либо непониманием, либо стремлением затуманить реальные планы.

По первых, они считают важнейшим механизмом перехода экономики -  запуск волны технологических стартапов в большинстве развитых стран  и во многих развивающихся странах.
        Эти стартапы и компании новой экономики в условиях конкуренции будут переходить от жестко организованных иерархических структур к адаптивной сетевой структуре, способной перестраиваться с учетом нововведений и кризисов, моделям «обучающейся организации» и «облакам» взаимосвязанных компаний. Оцифровка работы над R&D проектами и переход к модульности позволяют осуществлять совместную одновременную разработку - новых продуктов в группах из десятков и сотен взаимосвязанных, но при этом независимых компаний, одновременно осуществляя процесс подготовки производства, стимулируя расцвет гибридных форм организации, к горизонтальным моделям сетевого типа, больше похожим на сообщества, где участники в первую очередь разделяют смыслы и ценности.
         Цифровизация экономики, поэтому требует массового обучения новым компетенциям, важнейшими из которых являются системное мышление и способность программировать разные типы устройств.

С другой стороны, авторы отдают себе отчет, что существующая финансовая система не способна обеспечить переход к новой экономике.
        От себя добавлю, что финансовая система, оторвалась от реальной экономики, погрязла в спекулятивных и политических манипуляциях в интересах США.
      И главное «денежные формы взаимодействия непродуктивны для новой экономики. В денежной системе не учитываются новые ценности, например, ценность репутации, ценность творческого труда и, как следствие, неадекватное представление сегментов новой экономики в финансовом секторе».

Будет ли создана адекватная финансовая архитектура в рамках старого общества или потребуется переход к обществу сверхмодерна  - вопрос открытый.

С третьей стороны, «нео-индустрия, несмотря на более эффективное обеспечение потребностей жителей развитых стран, не сможет обеспечить достаточного количества рабочих мест. Тенденция по вытеснению человека из сферы промышленного производства и из сферы рутинного интеллектуального труда, о которой мы говорили выше будет усиливаться».

С четвертой, «в дополнение к потенциалу, который создают новые разработки в генетической медицине, есть и другие системные меры, ведущие к росту продолжительности жизни как минимум, на 30-40 лет
с нынешних 80+ в промышленно развитых странах и увеличению качества последних лет жизни»

С пятой, «наблюдается важный культурный сдвиг, связанный с насыщением базовых потребностей в потребительском обществе. В США после расцвета поколения бэби-бумеров последовало разочарование в обещаниях потребительского общества, которое выражается известной пословицей «не в деньгах счастье» Среди них появилась группа людей «отказывющихся от карьеры после обеспечения «базовых потребностей». Однако в последующих поколениях мы видим возрастающее осознание ценности творческой самореализации - и готовность требовать необходимые для этого условия»

С шестой, наблюдается кризис семьи и «взрывной рост самых разнообразных форм семейной организации: общины, гостевые семьи, однополые браки, союзы для совместного выращивания детей, нео-племена и
др. (Budgeon, Roseneil, 2004)».

Таким образом, на дальнем горизонте, "в районе 2030-х и далее - мы можем предполагать, что основная проблема, порождавшая индустриальную экономику - проблема ограниченности ключевых ресурсов и необходимости концентрировать их для эффективного производства - будет постепенно преодолена новыми системами организации производства.
          Это экономика, в которой материальные блага оказываются доступны каждому в необходимом и достаточном количестве, и по стоимости, близкой к нулю."

Однако авторы и их заказчики хотят сохранитить в неизменности товарно-денежные отношения в этой экономике, сохранить «цены, финансовые расчеты и очень сложные формы обращения капитала»

Говоря о будущей экономике, авторы подводят итог: « Мы можем найти в ней торжество коммунизма, предсказанного Марксом, и торжество свободного рынка, предсказанного Хайеком - но это и не коммунистический рай, и не либеральная утопия. В этом смысле, на горизонте 20-25 лет, в течение жизни одного поколения, мир столкнется с окончательной неадекватностью и коллапсом идеологий, направлявших общественное развитие индустриального мира в последние полтора века. Первые ласточки - эксперименты, напоминающие социалистические коммуны 19 века - появились после кризиса 2008 г. в рамках «экономики разделяемых ресурсов» (sharing economy)».

Оставим на совести авторов этот вывод и подведем итог.

У авторов доклада нет ясного понимания ни будущего образования, ни будущего общества.
Для нас же несомненным является то, что будущее образования неразрывно связано с большим Проектом будущего. И если мы хотим достойного людей будущего, то необходимо разработать альтернативную концепцию образования.

обучение, важное, бизнес, образование

Previous post Next post
Up