С недавних пор посетители музея в котором я тружусь могут приобрести у нас путеводители "Пешком по Вятке" за авторством Антона Касанова. Признаюсь, сам я никогда на подобные экскурсии не ходил, хотя идею экскурсий по городу поддерживаю. Тем более что автор проекта профессиональный историк, имеющий научную степень.
Начал я листать путеводитель и дойдя до страницы 176 нашёл статью про усадьбу купцов Шуравиных, более известную в нашем городе как дом - музей К.Э. Циолковского. Автор рассказал о вятском периоде жизни дедушки русской космонавтики, о дважды Герое Советского Союза, нашем земляке Викторе Савиных (космонавте №100), но упустил из внимания ещё одного жителя дома на Преображенской 16, командарма, генерал-полковника Ю.В. Тухаринова. Как же так? Ну ладно, допустим формат справочника - путеводителя не даёт возможности упомянуть военачальника, чьи детство и юность прошли в дома, где некогда жил великий учёный, но ведь у проекта "Пешком по Вятке" есть сайт. Зашёл, в разделе "энциклопедия" прочитал про дом, но и там нет ни слова о командарме. Был этим разочарован, ведь даже на фасаде дома есть мемориальная доска, а в самом музее имеются экспонаты, переданные туда командармом.
Впрочем, возможно Юрий Тухаринов не столь известная личность как купец Шуравин, космонавт Савиных или учёный Циолковский и по мнению авторов проекта не заслуживает внимания? Расскажем немного о нём:
Юрий Тухаринов родился в 1927 г. в семье инженера. Отец его был репрессирован, когда будущему командарму исполнилось 10 лет. После школы, в 1943 г. Тухаринов стал рабочим завода "им. 1 мая" трудясь на оборонную мощь страны, в годы войны на заводе выпускали самоходки и Катюши. С 1946 г. Юрий Владимирович вступил в ряды вооружённых сил с которыми и была связана вся его дальнейшая жизнь. Он окончил три военно-учебных заведения (в т.ч. академию генштаба), служил в Германии, Забайкалье и Средней Азии, неоднократно участвовал в советских военных миссиях в Афганистане. В декабре 1979 года после неоднократных просьб афганского правительства оказать НДРА вооружённую помощь, было принято решение о вводе частей 40-й армии на территорию Афганистана. Командование вновь сформированной армией было поручено Тухаринову. Ему предстояло сделать почти невозможное - подняв по тревоге стотысячный контингент, перебросить его за 10 суток в страну, где уже полыхала гражданская война, в страну, которая не имела ни одного километра железной дороги, а грунтовые дороги на горных перевалах зачастую вообще не проходимы. В те края, где вода дороже золота. Сто тысяч солдат с техникой, складами, канцеляриями, полевыми кухнями, госпиталями должны были в кратчайшие сроки занять ключевые районы Афганистана и разместиться там, среди гор и пустынь в палаточных городках которые предстояло поставить за считанные сутки. Нужно было переоборудовать аэродромы, чтобы они могли принять военные самолёты, выстроить мосты через ущелья, протянуть трубопроводы к отдалённым гарнизонам в песках. Всё это, повторюсь, в условиях чужой страны охваченной гражданской войной. Непосильная, казалась бы, задача по военной логистике была блестяще решена нашим земляком. Стоит отметить, что единственная крупная потеря советской армии в момент ввода войск - разбившийся близ Кабула транспортный ИЛ-76 (к несчастью на его борту погибло двое уроженцев Кировской области - рядовые Веснин и Горбунов). Тухаринов вообще очень ценил рядового бойца, по воспоминаниям ветеранов он лично осматривал палатки и землянки, интересовался условиями службы солдат и всегда искал среди них земляков.
За год на посту командующего, Тухаринову пришлось налаживать жизнь контингента в тяжелейших природных условиях, лично организовывать взаимодействия советских военных с армией Афганистана, царандоем и спец службой ХАД. Под его командованием были проведены боевые операции в Кунаре и Панджшере - вдоль неспокойной пакистанской границы. Все тяготы связанные с наработкой ценнейшего опыта боевых действий в условиях исламского востока лежали на его плечах. Даже после возвращения из Афганистана Тухаринов регулярно привлекался для руководства оперативными группами Туркестанского военного округа находящимися в зоне боевых действий.
Что ещё добавить к биографии командарма? После отставки, несмотря на высокое звание и награды, он не задержался в столице и переехал в родной Киров, где позже и завещал себя похоронить.
Судите сами, достоин ли генерал-полковник Ю.В. Тухаринов упоминания на экскурсии посвящённой истории нашего города и его выдающимся уроженцам. Впрочем, я не был на экскурсии уважаемого историка Антона Касанова и не могу говорить наверняка, может имя нашего земляка, первым возглавившего советские войска на афганской земле, выпало лишь из текста в справочнике и на сайте проекта. Хочется верить, что в устной экскурсии оно упоминается.