Самара - Родина баяна. Конкурентные войны на музыкальном рынке купеческой Самары.
Apr 07, 2018 00:05
Первый музыкальный магазин был открыт в Самаре в 1882 году Георгием (более благозвучно для русского уха - Егорием) Филипповичем Бемом . Его реклама за 1885 год:
Будучи первым и единственным все у него было хорошо. По прежнему все хорошо было у него и через десять лет, в 1896 году:
[Бем и Чулков.Смотреть и изучать]Безусловно, на рынке были мелкие продавцы музыкальных инструментов, но серьезно конкурировать с Егором Филипповичем они были не в состоянии. Так торговали понемножку… Однако, ситуация резко изменилась в 1898 году. Причем началась она именно с ухода с рынка так сказать «не профильных», мелких торговцев, как например некого Малаксианова:
Причем, он предпочел «курить в сторонке» в буквальном смысле:
Всё дело в том, что именно в 1898 году открыл свой музыкальный магазин Павел Леонтьевич Чулков - изобретатель первого отечественного баяна...
Итак, в 1898 и 1899 годах Бем чувствует себя относительно спокойно:
Более того, в 1900 году Егор Филиппович осуществил хороший маркетинговый ход: в своём музыкальном магазине он начал реализовывать билеты на концерты:
Однако, в том же 1900 году началась активная рекламная компания Павла Леонтьевича, в дальнейшем выросшая в настоящую маркетинговую войну.
В следующем - 1901 году Чулков начинает:
Егор Филиппович, в свою очередь, отвечает:
1902 год. Павел Леонтьевич предложил к продаже граммофоны и обзавелся собственной починочной мастерской:
А у Бема все без изменений, даже картинка объявления не меняется, причем уже четыре года:
В свою очередь, тема с граммофонами весьма приглянулась хозяину известного фотографического магазина Самары М.А.Шанину и он в 1903 году однобоко, в узком сегменте, но вышел на рынок музыкальных магазинов:
А тут ещё один новый и серьезный конкурент нарисовался:
В это время Чулков стремительно идет дальше, берет эксклюзивные права и становится самарским представителем существующей с 1810 года фабрики «Братьев Р. и А. Дидерихс»:
И продолжает усиливать рекламную кампанию со всем разнообразием объявлений:
А так же, повторяет маркетинговую находку Бема с реализацией билетов на концерты в собственном магазине:
Весь 1903 год Бем отмалчивался и объявился в 1904 году с совершенно новой рекламой и новыми собственными инициалами:
На это Павел Леонтьевич ответил:
В 1905 году на музыкальном рынке Самары мелькнул некто М.А.Раушенбах с граммофонами. Однако, его больше, после этого, никто не вспоминал:
Следующий виток обострения конкуренции случился через два года - в 1907 году:
На этот период основными игроками музыкальной сферы Самары являлись:
В следующем году противостояние титанов продолжилось:
Наступил знаковый и переломный 1909 год. Свой "звездный" год Павел Леонтьевич начал с реализациии в своем магазине билетов на концерты:
А уже в сентябре этого же года Чулков «взорвал» музыкальный мир Самары, организовав приезд самого Шаляпина!!! И, естественно билеты на представления можно было купить в магазине Павла Леонтьевича:
Кстати, вот и сам Чулков (четвертый справа) вместе с Шаляпиным на волжском берегу Самары:
Кстати, вопреки распространенному мнению, концертно-музыкальная жизнь в Самаре того времени была достаточно бурной. Вот лишь несколько примеров этому:
Ну так вот, приезд в Самару сверхпопулярного Шаляпина по приглашению Чулкова оказал решающее значение в перегруппировке сил мира музыкальных магазинов города. Если в 1909 году Бем еще бодрится, хотя и делает акцент на пластинках и звуковоспроизводящей технике (отметьте "пластинки Пате"-от этой фирмы будет рожден Патефон),
то Чулков в свою очередь гнет линию музыкальных инструментов:
Начиная с 1910 года Бем на два года пропадает. Однако, дело своё на плаву он держит в отличие от магазина «Симфония», который вовсе закрывается:
Предложения Павла Леонтьевича Чулкова в 1910 году:
1912 год начинается с возрождения музыкального магазина «Симфония»:
К своему очередному открытию «Симфония» привлекла в свои ряды, как это видно из объявления, единственного фортепианного мастера и настройщика Самары. Хороший ход. Особенно то время. Это достаточно редкая профессия. Конечно, в Самаре и раньше были настройщики. Вернее настройщик. К примеру в 1903 году:
Однако это не отменяет «дефицита кадров». Идем дальше по 1912 году. Георгий Филиппович Бем в этом году вспоминает свою раннюю услугу - прокат пианино:
Чулков отвечает возможностью рассрочки платежей:
Прошел еще год и все музыкальные торговцы в основном переориентировались на продажу граммофонов и пластинок к ним. Спрос рождает предложение. Вот еще самому кнопки нажимать где-то. Да еще уметь это надо! Лучше мы «музычку» на пластинках послушаем… Но, даже в этом деле, Павел Леонтьевич в авангарде. Он продвигает "не шипящий и не терзающий ухо" современный Тонарм:
В свою очередь, Георгий Филиппович в 1914 году применил новомодный шаг в рекламе того времени - размещение фотографии, а не рисунка в объявлении. Очень интересно...
1915 год. На общем фоне снижения продаж ожидаемо напомнил о себе Шанин:
Павел Леонтьевич по-прежнему организует концерты...
...и продвигает граммофоны:
Но уже не весело в стране. Не до музыки становится, потому что:
И даже обувь специфическую предлагают, не говоря уже о других товарах:
В общей атмосфере висит ощущение приближения тяжелейших смутных времен… В стране вводят карточки:
...Последнее упоминание о Георгии Филипповиче Беме мы находим в 1916 году (что интересно на одной странице с Шаниным):
Дальнейшей судьбы Бема мы не знаем... Реклама Чулкова за этот же год:
P.S. Так почему и на каком основании утверждается, что Самара-родина баяна - спросит пытливый читатель дочитавший эту историю до конца. Особенно подчеркиваю, что это утверждение не из разряда «Россия - родина слонов». Данная тема досконально и великолепно проработана и освещена в книге Леонида Львовича Рафельсона «Самарский баян»:
Добавить по этому факту нечего (да и не надо), а уж тем более пересказывать книгу, выдавая за собственное исследование незачем:)) Дополнительно, оченно хотелось бы отметить, что именно такие факты необходимо всевозможными способами продвигать. Долго думали самарские чиновники на тему достопримечательностей и определяющих особенностей города перед пресловутым «мундиалем». Закончилось, как обычно, банальностями. А ведь очевидно - «матчасть» только нужно знать. Первое, что лежало на поверхности для дальнейшей эксплуатации - это убежденность многих жителей России, что Самара - «кошачья столица». И второе, как мы выясняем сейчас, что Самара - родина баяна. Не Швейку памятник нужно было ставить у бывшего магазина Чулкова на нынешней Куйбышева, а огромный Баян! Не вкладывать деньги в монумент «мутным» бело-чехам, а в бронзового кота! И, если уж поставили церетелевского Дядю Стёпу задом к Волге, то нужно было хотя бы вокруг него не собачку, а кошек установить. Эх, ну да ладно…