Самара - Родина баяна. Конкурентные войны на музыкальном рынке купеческой Самары.

Apr 07, 2018 00:05

Первый музыкальный магазин был открыт в Самаре в 1882 году Георгием (более благозвучно для русского уха - Егорием) Филипповичем Бемом .
Его реклама за 1885 год:


Будучи первым и единственным все у него было хорошо. По прежнему все хорошо было у него и через десять лет, в 1896 году:


[Бем и Чулков.Смотреть и изучать]Безусловно, на рынке были мелкие продавцы музыкальных инструментов, но серьезно конкурировать с Егором Филипповичем они были не в состоянии. Так торговали понемножку… Однако, ситуация резко изменилась в 1898 году. Причем началась она именно с ухода с рынка так сказать «не профильных», мелких торговцев, как например некого Малаксианова:


Причем, он предпочел «курить в сторонке» в буквальном смысле:


Всё дело в том, что именно в 1898 году открыл свой музыкальный магазин Павел Леонтьевич Чулков - изобретатель первого отечественного баяна...

Итак, в 1898 и 1899 годах Бем чувствует себя относительно спокойно:


Более того, в 1900 году Егор Филиппович осуществил хороший маркетинговый ход: в своём музыкальном магазине он начал реализовывать билеты на концерты:


Однако, в том же 1900 году началась активная рекламная компания Павла Леонтьевича, в дальнейшем выросшая в настоящую маркетинговую войну.




В следующем - 1901 году Чулков начинает:


Егор Филиппович, в свою очередь, отвечает:


1902 год. Павел Леонтьевич предложил к продаже граммофоны и обзавелся собственной починочной мастерской:


А у Бема все без изменений, даже картинка объявления не меняется, причем уже четыре года:


В свою очередь, тема с граммофонами весьма приглянулась хозяину известного фотографического магазина Самары М.А.Шанину и он в 1903 году однобоко, в узком сегменте, но вышел на рынок музыкальных магазинов:


А тут ещё один новый и серьезный конкурент нарисовался:


В это время Чулков стремительно идет дальше, берет эксклюзивные права и становится самарским представителем существующей с 1810 года фабрики «Братьев Р. и А. Дидерихс»:


И продолжает усиливать рекламную кампанию со всем разнообразием объявлений:








А так же, повторяет маркетинговую находку Бема с реализацией билетов на концерты в собственном магазине:


Весь 1903 год Бем отмалчивался и объявился в 1904 году с совершенно новой рекламой и новыми собственными инициалами:


На это Павел Леонтьевич ответил:


В 1905 году на музыкальном рынке Самары мелькнул некто М.А.Раушенбах с граммофонами. Однако, его больше, после этого, никто не вспоминал:


Следующий виток обострения конкуренции случился через два года - в 1907 году:






На этот период основными игроками музыкальной сферы Самары являлись:


В следующем году противостояние титанов продолжилось:




Наступил знаковый и переломный 1909 год.  Свой "звездный" год Павел Леонтьевич начал с реализациии в своем магазине билетов на концерты:


А уже в сентябре этого же года Чулков «взорвал» музыкальный мир Самары, организовав приезд самого Шаляпина!!! И, естественно билеты на представления можно было купить в магазине Павла Леонтьевича:


Кстати, вот и сам Чулков (четвертый справа) вместе с Шаляпиным на волжском берегу Самары:


Кстати, вопреки распространенному мнению, концертно-музыкальная жизнь в Самаре того времени была достаточно бурной. Вот лишь несколько примеров этому:










Ну так вот, приезд в Самару сверхпопулярного Шаляпина по приглашению Чулкова оказал решающее значение в перегруппировке сил мира музыкальных магазинов города. Если в 1909 году Бем еще бодрится, хотя и делает акцент на пластинках и звуковоспроизводящей технике (отметьте "пластинки Пате"-от этой фирмы будет рожден Патефон),


то Чулков в свою очередь гнет линию музыкальных инструментов:



Начиная с 1910 года Бем на два года пропадает. Однако, дело своё на плаву он держит в отличие от магазина «Симфония», который вовсе закрывается:


Предложения Павла Леонтьевича Чулкова в 1910 году:


1912 год начинается с возрождения музыкального магазина «Симфония»:


К своему очередному открытию «Симфония» привлекла в свои ряды, как это видно из объявления, единственного фортепианного мастера и настройщика Самары. Хороший ход. Особенно то время. Это достаточно редкая профессия. Конечно, в Самаре и раньше были настройщики. Вернее настройщик. К примеру в 1903 году:


Однако это не отменяет «дефицита кадров».
Идем дальше по 1912 году. Георгий Филиппович Бем в этом году вспоминает свою раннюю услугу - прокат пианино:


Чулков отвечает возможностью рассрочки платежей:


Прошел еще год и все музыкальные торговцы в основном переориентировались на продажу граммофонов и пластинок к ним. Спрос рождает предложение. Вот еще самому кнопки нажимать где-то. Да еще уметь это надо! Лучше мы «музычку» на пластинках послушаем… Но, даже в этом деле, Павел Леонтьевич в авангарде. Он продвигает "не шипящий и не терзающий ухо" современный Тонарм:




В свою очередь, Георгий Филиппович в 1914 году применил новомодный шаг в рекламе того времени - размещение фотографии, а не рисунка в объявлении. Очень интересно...


1915 год. На общем фоне снижения продаж ожидаемо напомнил о себе Шанин:


Павел Леонтьевич по-прежнему организует концерты...


...и продвигает граммофоны:


Но уже не весело в стране. Не до музыки становится, потому что:


И даже обувь специфическую предлагают, не говоря уже о других товарах:


В общей атмосфере висит ощущение приближения тяжелейших смутных времен… В стране вводят карточки:



...Последнее упоминание о Георгии Филипповиче Беме мы находим в 1916 году (что интересно на одной странице с Шаниным):


Дальнейшей судьбы Бема мы не знаем...
Реклама Чулкова за этот же год:



Правда, на этом Павел Леонтьевич не угомонился, о чем мы уже знаем: https://berlogaistory.livejournal.com/12517.html…

А дальше, к сожалению, все печально:




и даже так:


В скором времени последовали:






И в результате:

...И как-то не до музыки стало. Надолго…

P.S. Так почему и на каком основании утверждается, что Самара-родина баяна - спросит пытливый читатель дочитавший эту историю до конца. Особенно подчеркиваю, что это утверждение не из разряда «Россия - родина слонов». Данная тема досконально и великолепно проработана и освещена в книге Леонида Львовича Рафельсона «Самарский баян»:


Добавить по этому факту нечего (да и не надо), а уж тем более пересказывать книгу, выдавая за собственное исследование незачем:))
Дополнительно, оченно хотелось бы отметить, что именно такие факты необходимо всевозможными способами продвигать. Долго думали самарские чиновники на тему достопримечательностей и определяющих особенностей города перед пресловутым «мундиалем». Закончилось, как обычно, банальностями. А ведь очевидно - «матчасть» только нужно знать. Первое, что лежало на поверхности для дальнейшей эксплуатации - это убежденность многих жителей России, что Самара - «кошачья столица». И второе, как мы выясняем сейчас, что Самара - родина баяна. Не Швейку памятник нужно было ставить у бывшего магазина Чулкова на нынешней Куйбышева, а огромный Баян! Не вкладывать деньги в монумент «мутным» бело-чехам, а в бронзового кота! И, если уж поставили церетелевского Дядю Стёпу задом к Волге, то нужно было хотя бы вокруг него не собачку, а кошек установить. Эх, ну да ладно…

Г.Ф.Бем, П.Л.Чулков, Чулков, Е.Ф.Бем, дореволюционная Самара, Родногор, Георгий Филиппович Бем, купцы Самары, интересная самара, музыкальные магазины, Российская Империя, Бем, баян, Валерий Зинин, история Самары, Павел Леонтьевич Чулков, Шанин, история России, музыка

Previous post Next post
Up