Что радует в Берлине: есть магазины, в которых формальная вежливость на кассе минимизирована предельно, до приветствия. А продавцов в них меняют на кассе часто, они больше часа не сидят, так что они рады пообщаться с народом, а не товары ходить раскладывать, и их вежливость формальна лишь в очень малой степени (подтвердить присутствие, адекватность, безопасность), и они рады снова посидеть на кассе, это видно. Да, эти магазины на 3 - 5, редко на 10 процентов дороже, чем народные огромные магазины, в которых кассиры еле языком ворочают произносить как-дела-всё-ли-у-вас-в-порядке целый день и улыбаются покупателям только тогда, когда приближается менеджер. То есть, в Берлине готовы заплатить за то, чтобы не видеть мучительной формальной вежливости, не насиловать ближних маркетингом, не поощрять в людях скотское желание доминирования и власти (напр., "эта тварь на кассе не улыбается мне" или "за мои деньги я имею право на то, что клиент всегда прав"). Хотя, конечно, после немецких среднего размера и маленьких городков супермаркеты Берлина поначалу ошарашивают именно что потогонкой и количеством покупателей, очередями.