По телевизору идут "Три орешка для Золушки" уже третий день по всем каналам.
***
Это была, так сказать, присказка, не сказка. Сказка будет впереди, хотя ьыл я отнюдь не у сказки в гостях.
***
Вчера окончательно передумал быть
учителем, хотя всякие гарантии вроде. И пенсия. Первое: атмосфера школы. Накладывает отпечаток. Второе: в шестьдесят вытурят на пенсию, и привет.
То есть, дальше работать смысла нет: есть пенсия, а если будешь работать, получится, что бесплатно. Это так для учителей в школе. В универе почти то же, но там много поводов для оплат. Я и давно подумывал, как может прийти мне в голову пойти в школу, но теперь надо решить, вложить ли мне силы в этом направлении. Нет, не надо.
Самое существенное всё же нервность работы и то, что она сосёт человека, циклами одинаково каждый год, сосёт, то есть, человека, а не силы. Вчера были в гостях у школьных учителей моего друга, на второй день Рождества народ уже не по семьям дома празднует, но ходят друг к другу в гости.
Один из учителей выходит на пенсию через месяц, второму ещё лет пять до неё. Вот такая драма.
Я бы сказал, быт и разговоры военные - такая была вчера прежде там не веданная атмосфера, притом что это самая такая что ни на есть семья среднего класса, типичная, как я понимаю, для страны (ну, за исключением одной несущественной особенности).
Вот о чём там говорилось: система постоянно трещит по швам, являясь одновременно очень репрессивной как для учителей, так и для учеников. И ещё: развитие человека, по-моему, останавливается в этой системе. Нет, этого нет в семьях, не видно, может быть, где не двое учителя, а только один. Но если оба учителя, да ещё и семья однополая, да ещё это не университет, а школа - эх, возраст совсем тогда не украшает. Даже два года назад, когда мы приходили в гости тоже, было больше народа в гостях, полный дом, вечер только для бывших учеников.
А вчера совсем никого, кроме нас и ещё двоих человек. И эти постоянные разговоры одни и те же. Одни и те же кстати что в России, что в Германии: падение качества образования, интриги, пустота в старости, урезаемая госпенсия, дебильность системы образования. А сами люди неплохие. Только в разговоре как пластинку заело. Я даже выпить вчера не мог, просто не хотелось, сидели как на поминках.
Почему же два года назад было больше людей, мальчики от шестнадцати и старше, все приносили фотоальбомы поездок летом, рассказывали сочинения "Как я провёл это лето" на ходу
***
Стол был мило скромен, неизящен на удивление в сравнение с двумя годами ранее. Везде подмазывается масло - очень тронуло. Чтобы сытнее было?.. Книжные полки - классика, всякие Гёте, Хайдеггер, Маркузе, Грасс, Криста Вольф, Тракль, Достоевский, Ван-Гог, Роберт Вальцер, Роберт Музиль, Кафка, Ингеборг Бахман, ноты, ноты, словари, словари, фотграфии выпусков, выпусков, выпусков на стенах, открытки отовсюду от учеников...
Всё это, вернее, классика художки преимущественно (мне ещё надо разобраться, почему я считаю художкой Кристу Вольф, но не считаю художкой Венедикта Ерофеева пару вещей или дневники Роберта Вальцера или сказки Гофмана или письма Гейне) впервые мне увиделось вчера вследствие атмосферы как занюханные козлы в спортзале, как тупой инвентарь, глупые игрушки, скучно как вонючая забытая тряпка у доски в школе. Уныло. Но вызывает что-то вроде грустной улыбки, как и это масло, предлагаемое к каждому кусочку хлеба или пирога. В прошлом году у них было весело и стол был полон. А в этот раз разнообразие проявилось только в том, что достали около десяти початых бутылок крепкой выпивки в конце ужина - это с прошлого года что не допили, и бутылки двухлетней давности тоже выплыли, так оно и не пилось больше, как я понял.
Ernst Busch - Linker Marsch