просвещение (альтруизм) как риторика

Oct 11, 2011 17:03

Сейчас в ЖЖ нет уже истинных просвещенцев. Ушло время. Почему? Один из ответов: потому что появилось много социальных сетей, и уже можно найти свой круг, особо не вкладываясь.

Интересно, что просвещенцы, впрочем, не только искали свой круг как уже существующий, но и формировали его, образовывали.

Именно в блогах это видно в отличие от социальных сетей. Социальные сети - поле адекватности и сигнальности. Есть некоторая среда, группа, и важно туда только правильно влиться и вливать понемногу. Можно даже ничего и не вливать, просто сигнализировать о своем присутствии и адекватности, схожести. Лайкай, проходи тесты, вливайся в голосования - и будет тебе счастье.

Социальная сеть - это пространство схожести, повтора, адекватности. Иное дело блоги с массивными текстам, развернутыми дискуссиями, предлагающие рельефный языковой (прежде всего языковой) материал, а только вариабельный языковой материал и поныне может считаться критической массой, а не просто массой повторяющегося подобия и благого упадания в сходство.

Итак, просвещенцы, что ими движет, куда?

На заре ЖЖ они вели курсы латинского языка. Сибирского языка. Повествовали о философии в режиме уроков.

И так далее.

Я хочу вот что сказать: просвещенец не столько влияет на свою референтную группу, сколько сам её накликает, призывает, притягивает.

Как правило, все просвещенцы были из провинции. Например, блоги москвичей - это были или интересные цельные повествования из локальности и особости определенной группы, или же просто обычное что-то фотка-текст без какой-то тоже попытки преодоления границ.

Истинные перекрестные опыления происходили в блогах просвещенцев, тусня, движуха, моральные холивары (типа кого спасти из огня, любимую морскую свинку, или соседскую девочку-хамку), собиравшие тысячи комментариев. У просвещенцев хватало время на всех.

В основе этой риторики лежало как раз то, что человек лишен своей желанной группы присутствия, референтной группы, и он ее мыслит, пишет, призывает, прикармливает, окормляет, останавливается в ней и останавливает на себе ее внимание.

Например, интереснейшая часть моего блога была написана в первые два-три года после отъезда из России, в резком и неожиданном изменении жизненных условий, в долговременном стрессе, ну в общем, лишения всякие, лишение обещанных поначалу полагавшихся благ и привелегий вследствие унрикально быстрого развода, травля по родительским правам, по праву проживания здесь, незнание языка, тотальная порой беспомощность, удаление от круга знакомых, друзей, профессии и так далее. Ад.

Но для социализации было все же полезно поддерживать просто первычные паттерны идентификации, здорового социального поля, чтобы совсем их не растерять в пустынности первых лет эмиграции и особых условий этой моей эмиграции.

И это делалось через письмо в блоге. Притом, что блогу я и не уделял много времени (его было очень мало, нужно было постоянно трепвыхаться и противостоять). Как ни странно, письмо не становилось побегом из социального поля, а работало на социализацию.

Причем ярко просвещенчески.

И вот так вот всякие куда-то выброшенные моделируют, призывают, камлают себе сообщество. И получается, надо сказать.

Впрочем, кажется, оно и до переезда получалось. Когда я был отлично интегрирован в свою жизнь в России. Почему-то я очень много и хорошо писал, эксплицировал, постоянно приобретая новые интересные круги собеседников, участие, соратников даже.

Зачем я эксплицировал, кого я призывал?

Ну, это у меня сильный маскулинный паттерн работал! То есть желание сделать жизнь круче, лучше, выцти к другим берегам, к другим компаниям, людям, знаниям.

Или же поведение ребенка-невротика работало по схеме: "О! Это не моя жизнь! Это не мои родители! Я достоин большего!" Ну не, впрочем, такого у меня не было, я всегда ощущал себя на своем местев жизни, заслуженно и не фыркая. И вообще чего фыркать-то, мои друзья и коллеги многие - самые лучшие. Так что скорее первое работало (экспансивная маскулинность) - ведь меня всегда распирало рассказать, как все неебически круто, и тем получить еще больше сторонников.

То есть не только выброшенность делает просвещенца просвещенцем, но и хорошая укоренённость, вброшенность, вовлечённость. Осознаётся как ресурс, драгоценность, хорошая разменная вещь.

редкие попытки срефлексировать, альтруизм, эмиграция, ЖЖ, гендер, коммуникация, этика

Previous post Next post
Up