РЖД лишилась «дочки» вместе с долгами

Feb 01, 2018 15:46





«УВЗ-Логистик» нашла покупателя, который поможет ей рассчитаться с многомиллиардными долгами

Федеральная антимонопольная служба разрешила компании «Инвест-Логистика» приобрести 100% долей в ООО «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ). Речь идет о проблемной «дочке» Уралвагонзавода, которая является собственником крупного парка железнодорожных полувагонов и накопила долги в размере около 118 млрд рублей. Окончательно покупатель УВЗЛ будет определен на конкурсной основе.

Разговоры о грядущей продаже «УВЗ-Логистик» (контролируется Ростехом через «Уралвагонзавод») идут на протяжении последнего года. Потенциальный покупатель, АО «Инвест-Логистика», принадлежит действующему генеральному директору УВЗЛ Александру Самсуеву. Одновременно он возглавляет ООО «Управляющая компания ПНК».

С конца 2016 года ПНК, как и многие другие участники рынка, ощущала нехватку полувагонов для перевозки навалочных грузов (угля, щебня и т. д.). В это время был зафиксирован резкий рост ставки с 800 рублей за полувагон в сутки до 1100 рублей к концу 1-го квартала 2017 года. К ноябрю 2017 года ставка уже доходила до 1700 рублей за полувагон в сутки. Судя по всему, в ходе поиска решения для выхода из сложившейся ситуации была рассмотрена возможность сотрудничества с компанией УВЗЛ. Последняя является крупным оператором подвижного состава.



На момент рассмотрения такой возможности компания «УВЗ-Логистик» не только имела многомиллиардные долги, но и практически перестала контролировать своей вагонный парк, который достигает примерно 40 тыс. единиц.

Причиной этого стала сделка, заключенная прежним гендиректором УВЗЛ с АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя структура РЖД). Весь парк вагонов «УВЗ-Логистик» был передан в субаренду на невыгодных условиях, в результате чего компания терпела гигантские убытки. Собственник вагонов приостановил лизинговые платежи, фактически он находился в предбанкротном состоянии.

Ситуация оказалась болезненной для Ростеха и неоднократно обсуждалась на совещаниях с вице-премьером Дмитрием Козаком, генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым и другими руководителями профильных ведомств. Единственным выходом из этого тупика была продажа УВЗЛ через открытый конкурс, что позволило бы обеспечить стабильную деятельность компании и погасить ее долги. Но огромные обязательства компании на тот момент делали ее непривлекательной для инвесторов.

В конце июля 2017 года для вывода ООО «УВЗ-Логистик» из кризиса руководством Ростеха принято решение о назначении нового генерального директора - Александра Самсуева. В октябре того же года новому руководству УВЗЛ удалось договориться с ФГК о возврате вагонного парка, который к настоящему моменту полностью завершен. Кроме того, в ноябре-декабре минувшему года Александру Самсуеву удалось выплатить кредиторам часть долга УВЗЛ в размере 1,5 млрд рублей. Компания возобновила регулярные лизинговые платежи и заработала более 600 млн рублей чистой прибыли. Сегодня она полностью обеспечивает свои текущие расходы.

Поскольку для Ростеха данный актив является непрофильным, осенью 2017 года госкорпорация приняла решение о продаже УВЗЛ частному собственнику через открытый конкурс. Претендентов на покупку УВЗЛ было несколько, в их числе называли Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисину. Однако, судя по всему, большинство потенциальных покупателей заинтересованы в контроле над крупным вагонным парком, но не могут взять на себя обязательства по существующим долгам «УВЗ-Логистик». Вполне вероятно, что некоторые из них просто хотели получить подвижной состав, оставив все долги на плечах госкорпорации.

Для продажи УВЗЛ Ростех сформировал конкурсную комиссию, в которую вошли представили госкорпорации и руководство АО «Уралвагонзавод». За несколько месяцев работы комиссия разработала конкурсную документацию, сформировала качественные и количественные критерии к участникам. Чтобы обеспечить гарантии возврата многомиллиардного долга действующий собственник УВЗЛ установил критерий для участников конкурса - необходимость обеспечить большой и постоянный поток собственных грузов для перевозки.

Этому критерию идеально соответствует ОАО «ПНК». Как сказано на сайте компании, она является основным поставщиком щебня для Российских железных дорог. Компания владеет 18 щебеночными заводами в России суммарной мощностью 14 млн куб. м в год, а также владеет собственным вагонным парком. Впрочем, можно предположить, что в случае выкупа, даже такая большая структура, как ПНК будет искать стратегического партнера для того что бы обеспечить своевременный и полный возврат 118 млрд рублей.

ФАС, экономика России, bergpress, Федеральная грузовая компания, Обзор Прессы, Ростех, РЖД, Мнение, Правдиво о Справедливом, УВЗЛ

Previous post Next post
Up