РЖД федеральный ЗАКОН НЕ ПИСАН

Jan 18, 2018 15:32





Как и почему железнодорожная монополия продает свои активы за бесценок фирмам с уставным капиталом 10 000 рублей?

ОАО «Российские железные дороги» - одна из самых дорогих компаний России, она отвечает за стратегически важную отрасль, пользуется доминирующим положением на рынке и способна быть флагманом отечественной экономики. В то же время, РЖД не приносит прибыли своему собственнику и нуждается в постоянной поддержке государства. Чтобы понять причины этого, необходимо разобраться в том, как железнодорожный гигант продает свои активы, которые он признал «избыточными».

В конце 2017 года ОАО РЖД окончательно потеряло контроль над Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) - крупнейшим в стране оператором электричек. Стартовая цена пакета 25% плюс 1 акция ЦППК составляла 4,1 млрд рублей. Однако покупатель заплатил за этот актив почти в два раза меньше - 2,3 млрд рублей. Акции купило ООО «Маршрутные системы» - фирма с уставным капиталом 10 000 рублей, которая была зарегистрирована за месяц до проведения аукциона. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, собственниками «Маршрутных систем» являются два малоизвестных предпринимателя, в сфере железнодорожных перевозок компания ранее не работала.



Продажа последнего принадлежавшего РЖД пакета ЦППК проводилась в форме открытого аукциона, но по сути это выглядит, как передача хорошего актива в «нужные руки» со значительным дисконтом. Возникают вопросы: что это было - единичный случай или сложившаяся практика, могла ли такая сделка произойти без личной заинтересованности руководства ОАО РЖД? Анализ условий продажи пригородной компании позволяет на оба из них ответить утвердительно.

Как продавали ЦППК

Акционерное общество «Российские железные дороги» появилось в результате реформы Министерства путей сообщения, оно получила от МПС всю железнодорожную инфраструктуру страны. ОАО РЖД имеет множество дочерних фирм, доли в которых могут быть проданы частным инвесторам, но материнская компания, согласно ее уставу, на 100% принадлежит государству. Раз так, то продажа долей в «дочках» РЖД должна проходить в соответствии с с Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также в соответствии с другими нормативными документами РФ.

При этом, согласно ее собственному уставу, РЖД является коммерческой компанией и должна приносить прибыль своему владельцу. Собственно, этой цели и служит №178-ФЗ, положения которого обеспечивают максимальную открытость торгов и максимизацию доходов государства от продажи собственности. На основе №178-ФЗ разработаны внутренние нормативные акты ОАО РЖД, но ни один из этих документов не был соблюден при продаже акций ЦППК.

Ноябрьский аукцион, на котором победило ООО «Маршрутные системы», объявили публичным. В соответствии с законом, данные о торгах должны были появиться на официальном государственном портале (https://torgi.gov.org), но этого не произошло. Информацию об аукционе опубликовали на сайте РЖД, на странице, которую невозможно найти без специальных знаний и навыков. Кроме того, даже на сайте компании данные об аукционе имели неполный характер. Чтобы ознакомиться с детальными сведениями о лоте, интересант должен был предоставить РЖД большой пакет документов и получить статус «претендента на участие в аукционе», только после этого он получал доступ в информационную комнату на сайте монополии.

Данные условия участия в торгах напрямую противоречат №178-ФЗ, в соответствии с которым полная документация по аукциону должна публиковаться на портале https://torgi.gov.org и быть доступной для широкого круга лиц. ОАО РЖД проигнорировало закрепленную в законе процедуру проведения торгов, что позволило ей отсеивать возможных покупателей, ссылаясь на отсутствие у них необходимых документов. Проще говоря, продавец получил возможность подогнать условия аукциона под заранее известных участников. При этом требования к участникам торгов не содержали пункта о неучастии их в оффшорных схемах, как этого требует федеральный закон.

Жирный кусок по бросовой цене

Условия отбора участников аукциона по продаже акций ЦППК дают ответ на вопрос о том, как покупателем такого крупного актива стало ООО с уставным капиталом 10 000 рублей, созданное за месяц до проведения торгов. Но как получилось, что при стартовой цене пакета 4,1 млрд руб покупатель заплатил за него 2,3 млрд руб?

Согласно федеральному законодательству и внутренним документам ОАО РЖД, победителем аукциона становится лицо, предложившее максимальную цену за лот. Но руководство железнодорожной монополии научилось продавать активы в режиме «обратного аукциона», когда ставки идут на понижение. Такой режим торгов включается, когда ставки не идут на повышение от стартовой цены. И это позволяет предположить, что в ноябре минувшего года двое других участников аукциона с акциями ЦППК выполняли лишь декоративную функцию.

СПРАВКА

Центральная пригородная пассажирская компания контролирует почти половину пригородных железнодорожных перевозок в России. ЦППК работает в 11 регионах страны, ее вагонный парк превышает 500 единиц. В 2017 году компания перевезла более 570 млн пассажиров - это почти половина пригородных железнодорожных перевозок в РФ.

При изучении условий продажи акций ЦППК возникает и другой вопрос: каким образом железнодорожный гигант мог признать эту компанию непрофильным или избыточным активом? Вероятно, для прошлого и действующего руководства РЖД более ценными активами являются банк («ТрансКредитБанк»), футбольный клуб (ФК «Локомотив») и стадион («РЖД-Арена»). Если так, то неудивительно, что компания постоянно нуждается в государственной поддержке. За последние десять лет ОАО РЖД: увеличило активы в четыре раза (до 5 трлн руб.), однако чистая прибыль монополии за 10 лет рухнула с 114,4 млрд руб. (2005 год) до 318 млн руб (2015 год).

Нарушения, которые мы рассмотрели выше, несложно увидеть и в других сделках по продаже «избыточных» активов «Российских железных дорог». В декабре 2012 года железнодорожная монополия продала другой пакет акций ЦППК (25% минус 3 акции). Информация об этом аукционе также не была опубликована на официальном государственном портале. От участников торгов не требовали подтвердить отсутствие оффшорных схем. Отсутствовало и обязательное по закону требование к максимальной доле государства в компании-покупателе активов (не более 25%). Пять лет назад пакет акций ЦППК был продан за 780 млн. руб. при минимальной цене 769 млн. руб.

Копаем дальше

В декабре 2017 года по похожей схеме ОАО «РЖД» попыталось продать ОАО «Московский механический завод “Красный Путь”». Информация о продаже актива не была опубликована не только на официальном портале https://torgi.gov.org, но и в реестре и плане реализации активов ОАО «РЖД». Требования к покупателю в части отсутствия оффшорных схем и по принадлежности государству не более 25% также отсутствовали. РЖД не впервые пробует избавиться от завода «Красный путь», предыдущая попытка была предпринята в конце 2011 года. Если шесть лет назад железнодорожная монополия хотела получить за него 678 млн. руб, то в 2017-м - всего 585 миллионов. Однако покупателя все равно не нашлось.

В похожей ситуации оказалось и ОАО «Рефсервис» -- выгодный бизнес, монополист в сфере перевозок в изотермических и рефрижераторных вагонах в России. Компанию выставили на продажу в декабре 2011 года по стартовой цене 3,49 млрд руб. Информация об аукционе не была опубликована на официальном портале. Требования к участникам торгов, которые не соответствуют №178-ФЗ, написаны как под копирку. Эксперты считали, что железнодорожная монополия хочет продать ОАО «Рефсервис» по цене в три-четыре раза выше рыночной и видели в этом некие неформальные договоренности между тогдашним руководством РЖД и единственным претендентом на покупку компанией «Трансгруп АС». Проще говоря, железнодорожный топ-менеджмент заподозрили в намерении получить крупный откат.

По-своему уникальной можно считать продажу «Российскими железными дорогами» 75% минус 2 акции ОАО «Вагонреммаш» в апреле 2014 года. В этом случае требования к участникам торгов также не соответствовали федеральному закону, но уже носили заградительный характер. Участник аукциона «должен иметь опыт работы в сфере производства и (или) ремонта и (или) технического обслуживания пассажирских вагонов локомотивной тяги дальнего следования (выручка от указанных видов деятельности за последний отчетный финансовый год должна составлять не менее 2 000 000 000 (двух миллиардов) рублей)...», - говорилось в документации аукциона. Стартовая цена акций ОАО «Вагонреммаш» составила 2,47 млрд рублей, покупатель, конечный бенефициар которого находится в оффшоре, заплатил за нее 2,5 млрд рублей.

Личная заинтересованность, прямой ущерб государству!

Анализ аукционов по продаже непрофильных активов ОАО РЖД позволяет сделать вывод, что одна из крупнейших корпораций страны демонстративно нарушает федеральное законодательство. Передача крупных железнодорожных предприятий оффшорным фирмам вряд ли может происходить без личной заинтересованности руководства «Российских железных дорог» и, безусловно, наносит гигантский ущерб государству.

Мы продолжим своё собственное журналистское расследование! - Г.Б.

Это ПРАВДИВО О СПРАВЕДЛИВОМ!

ФАС, экономика России, Прокуратура, Герман Берг, Минюст, Закон, Дмитрий Медведев, Правительство Москвы, Государство, bergpress, Президент Путин, Следственный комитет РФ, Ростех, РЖД, Указ Президента России, Налоговая Служба, Политика

Previous post Next post
Up